ОКО ПЛАНЕТЫ > Книги > Бахтин М.М. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса"

Бахтин М.М. "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса"


15-09-2009, 10:42. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Cмех, вытесненный в средние века  из официального культа и  мировоззрения,  свил  себе  неофициальное,  но  почти легальное гнездо под кровлей  каждого  праздника.  Поэтому  каждый  праздник рядом со своей официальной - церковной и государственной - стороной имел еще вторую,  народно-карнавальную,  площадную  сторону,   организующим   началом которой был смех и материально-телесный  низ.  Эта  сторона  праздника  была по-своему оформлена, имела  свою  тематику,  свою  образность,  свой  особый ритуал. Происхождение  отдельных  элементов  этого  ритуала  разнородно.  Не подлежит никакому сомнению, что здесь - на протяжении всего средневековья  - продолжала жить традиция римских сатурналий. Были живы и традиции  античного мима. Но существенным  источником  был  и  местный  фольклор.  Именно  он  в значительной  мере  питал  образность  и  ритуал  народно-смеховой   стороны средневековых праздников.      Активными участниками народно-площадных праздничных действ в средние века были низшие и средние  клирики,  школяры,  студенты,  цеховики,  наконец  те различные внесословные и неустроенные элементы,  которыми  так  богата  была эпоха. Но смеховая культура средневековья,  в  сущности,  была  всенародной. Правда смеха захватывала и вовлекала всех: ей никто не мог противостоять.    ***    С  формами  народно-праздничного  смеха  прямо  или  косвенно  связана  и громадная пародийная литература средневековья. Возможно, как это  утверждают некоторые исследователи, например, Новати (Novati), что отдельные пародии на священные тексты и обряды прямо предназначались для исполнения на  празднике глупцов и были с ним непосредственно связаны.  Но  в  отношении  большинства средневековых священных  пародий  этого  нельзя  утверждать.  Важна  не  эта непосредственная связь, важна более  общая  связь  средневековых  пародий  с легализованным праздничным смехом  и  свободой.  Вся  пародийная  литература средних веков - рекреативная литература, создаваемая  во  время  праздничных досугов и предназначенная для праздничного  чтения,  проникнутая  атмосферой праздничной  свободы  и  вольности.  Это  веселое  пародирование  священного разрешалось в праздники, как разрешался "пасхальный смех" (risus paschalis), как  разрешалось  мясо  и  половая  жизнь.  Оно  было  проникнуто   тем   же народно-праздничным   ощущением   временной    смены    и    обновления    в материально-телесном плане. Здесь господствует та же  логика  амбивалентного материально-телесного низа.  
Добавлено:14 Sep 2009
Автор:Михаил Бахтин
Размер:3,342.50 Kb
Тип файла: doc

Скачать


Вернуться назад