Елена Тимофеева
Звучанием голоса почему-то большая часть людей недовольна. Свой голос зачастую кажется хозяину слишком тихим или резким, неприятным или детским, недостаточно сексуальным или слишком эротичным.
Короче, претензий к нему родимому масса (мне ли, как специалисту, об этом не знать!). Но мало кто задумывался о том, насколько голос хрупок и уязвим. Больше половины нашего общения происходит аудиально, так можно ли недооценивать его значение, и не беспокоиться о том, как голос сохранить?
Что делает голос сиплым, больным, вылетающим из горла скорее как свист? Помните Г. Вицина в к/ф «Джентльмены удачи»? Голос его героя по прозвищу Хмырь служит классическим примером несмыкания голосовых связок.
Доктор, который лечит голос, называется фониатр. И с мнением специалиста именно этого профиля, к.м.н. Екатерины Осипенко, хочу вас познакомить.
Вы знаете, что делает голос приятным или нет? По мнению медиков, прежде всего, влияют на звучание:
наследственность (вот уж точно – зачастую можно спутать голос матери и дочери); состояние эндокринной системы; нервно-эмоциональное состояние (в стрессовой ситуации часто возникает полное безгласие – афония); вредные привычки (главная из них – курение).
До недавнего времени фониатры считались исключительно докторами для певцов, но теперь с различными проблемами к ним обращаются люди, которые приобрели публичные профессии: преподаватели, тренеры, менеджеры. Фониатрический кабинет сегодня – недешёвое удовольствие.
Есть ли смысл доводить свой голос до вмешательства медиков, в арсенале которых, конечно, есть и искусственная гортань? Или позаботиться о том, чтобы сохранить свой голос благодаря здоровому образу жизни и специальным упражнениям?
Зная факторы, которые способствуют нарушению голоса, можно самому определиться, что для вас важнее: курить и при этом сипло хрипеть или сохранить красивый тембр и здоровье. Если же проблема с голосом на нервной почве – то, соответственно, лечим причину, а не следствие.
Бывает, что сиплым голос становится при воспалённом горле или кашле. В этом случае желательно принимать меры на самой ранней стадии. Из личного опыта рекомендую:
полоскание лимонным соком каждый час (свежевыжатый сок богат витамином С, поэтому, в отличие от традиционных полосканий, его лучше глотать, а не сплёвывать); питьё горячего молока, смешанного с ложкой мёда и ложкой сливочного масла (мелкими глотками очень горячим).
Ну, и в любом случае при нарушении голоса фониатры рекомендуют голосовой покой, то есть молчание (6–8 часов, как минимум).
При первых же ощущениях неполадок с голосом эффективны специальные упражнения. Наиболее эффективны:
«Поза льва», позаимствованная из гимнастики йогов. Выдвигаем изо рта язык вперед-вниз и достаем кончиком языка до подбородка. Чтобы лучше получалось, приподнимаем вперед-вверх корень языка (5-6 раз); «Купол верхнего нёба». Нёбо нужно поднять как на зевок, и задерживать в таком положении (8 раз).
Оба упражнения основаны на улучшении кровоснабжения при напряжении мышц.
Если вы хотите избежать осиплости голоса во время выступления, голосовых нагрузок, то лучше воздержаться от семечек и шоколада, а отдать предпочтение леденцам.
Однако чаще всего к фониатрам с нарушениями голоса обращаются люди, которые «накричали» осиплость. Как это происходит? Вместо усиления звука голоса с использованием опорного звукоизвлечения, перегружаются голосовые связки.
Чтобы улучшить состояние, уместны и молчание, и молоко, и описанные упражнения. При этом, главную причину – неумение извлекать звук на опоре – конечно же, не устранить!
Екатерина Осипенко рекомендует освоить дыхательную гимнастику А. Стрельниковой, потому что голос – это не что иное, как озвученный выдох.
Как научиться управлять голосом?
Нет необходимости доказывать полезность владения голосом, ведь с его помощью мы общаемся, говорим и выражаем собственные мысли. И для этого у нас имеется прекрасный инструмент, который называется речевым аппаратом. Что же нужно, чтобы он действовал безотказно?
Во-первых, знать.
Это может показаться лишним или, по крайней мере, необязательным. «Подумаешь, - скажет кто-то, - и без этого люди говорят». Да. И некто Журден в известной мольеровской пьесе очень удивился, узнав, что всю жизнь говорит прозой. А дети, приступая к игре на фортепьяно, непременно заглядывают под крышку, чтобы посмотреть, каким образом возникает звук, и нажимают на педали, проверяя силу и длительность звучания. Но голосовой аппарат - сродни музыкальным инструментам... Улыбнулись? Понятно?
Итак, что же он собой представляет?
Источником звука являются голосовые связки. Это вибраторы. Рождаясь в гортани, звуковая волна попадает в резонаторы, образуемые носоглоткой, полостями носа и рта. Здесь происходит обогащение звука: формируется его высота, определяется сила. Сила голоса - великая вещь: как без неё убеждать, доказывать, утверждать? Следующий этап - оформление звука, которое выполняют артикуляторы: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо. Ведущая роль, разумеется, принадлежит языку, от его движения зависит характер, четкость, ясность большинства произносимых звуков.
Кроме того, к образованию звуков причастно дыхание. Объем легких, т.е. количество воздуха, которое они могут вместить и вытолкнуть, глубина и интенсивность вдоха и выдоха влияют и на силу звука, и на его продолжительность. Одним словом, дыхание составляет энергетическую базу речи. Есть даже специальный термин, обозначающий дыхание, обслуживающее её - фонационное. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Главное в нём - умение распределять вдох и выдох (вдох в 10-15 раз короче выдоха) и правильно добирать воздух в процессе речи: быстро, энергично и незаметно для слушателей.
Во-вторых, тренировать.
Существует специальный комплекс упражнений для совершенствования техники речи. Например, для формирования мощного фонационного дыхания:
Упражнение 1
Короткий быстрый вдох и как можно более медленный, длительный выдох, сопровождаемый звуком «ф» (фффф…) или «с» (ссссс…). Завершается выдох резким выбросом оставшегося в легких воздуха и резким подбором передней стенки живота по направлению внутрь и вверх, как при кашлевом толчке.
Упражнение 2
Такой же, как в предыдущем упражнении, вдох, но выдох очень медленный, экономный. Он может быть холодным (как задувают свечу или дуют на горячий чай) или теплым (как бы согревая птенчика на ладонях). И так до полного выдоха. Можно по ходу поднести руку ко рту и удостовериться в температуре выдыхаемого воздуха.
Для наращивания диапазона голоса тренируется вместе с дыханием вся система резонаторов.
Упражнение 3
Попробуйте имитировать голосом звучание колокола: «Бом…м - м…, бом…м - м…». При этом нужно акцентировать звук «м», растягивая его: не размыкая губ, опустить нижнюю челюсть и ощутить этот звук одновременно и в верхней части груди, и на губах. Повторять упражнение необходимо многократно и внимательно, разрабатывая грудной и головной регистры.
Дикция, т.е. четкое, внятное, ясное произношение звуков речи тоже нуждается в тренировке. Прежде всего, важна выработка чёткой артикуляции звуков. Вот несколько упражнений из такой гимнастики.
Упражнение 4
Произношение чередующихся гласных, например, А - У, с растягиванием губ в улыбку и собиранием в трубочку.
Упражнение 5
Чередование согласных П - Б. Нужно, сомкнув губы, как препятствие, преодолеть его «взрывом» смычки сильной струей выдыхаемого воздуха или активным выдохом, как бы «выстреливая пробку»: Пп…п!
Упражнение 6
Сочетание согласного с гласным, используя согласные в алфавитном порядке, например, БА-БЕ-БИ-БО-БУ, ВА-ВЕ-ВИ-ВО-ВУ, ГА-ГЕ-ГИ-ГО-ГУ… и т.д., по нескольку раз, то ускоряя, то замедляя темп, с выраженным напряжением губ.
Упражнение 7
Это усложнённый вариант предыдущей техники, в котором добавляются согласные: БВА-БВЕ-БВИ-БВО-БВУ, БГА-БГЕ-БГИ-БГО-БГУ и т.д. Все буквы алфавита озвучиваются по нескольку раз в произвольном порядке: ГВА.., ДГА, ЖВА.., КВА… и т.д. Можно взять одно-два сочетания звуков и произносить их многократно: БВА-БВУ, БВА-БВУ-БВА-БВУ..., ГДА-ГДУ-ГДА-ГДУ… и т.д., активно работая языком и губами.
Упражнение 8
Очень эффективными для отработки дикции являются звуки Р и Л, М и Н: в сочетании с любыми согласным и гласными они разрабатывают и язык, и губы. Например: РЛА-РЛЕ-РЛИ-РЛО-РЛУ; МНА-МНЕ-МНИ-МНО-МНУ; ЛРА-ЛРЕ-ЛРИ-ЛРО-ЛРУ и т.п. Кроме того, можно использовать различные слова и словосочетания, в которых встречаются эти звуки: телеграмма, монолог, каламбур, руль, многословие, лимон и т.д.; люблю грозу в начале мая, два дровосека кололи дрова и проч.
Желаю вам тонкой настройки и виртуозной игры голоса!
Вернуться назад
|