На протяжении многих лет сотни людей со всей России, и не только, едут в Горный Алтай - ведь это один из самых красивых и экологически чистых регионов планеты. Сюда едут, чтобы насладиться красотами Алтайских гор, подышать чистейшим воздухом, полюбоваться уникальным разнообразием редких растений и животных. Но и это еще не все: знающие люди приезжают в Горный Алтай, чтобы укрепить здоровье, набраться сил и энергии благодаря знаменитым пантовым ваннам.
Современная пантовая ванна – это водный раствор, нечто вроде бульона, получаемый при вываривании пантов, неокостеневших рогов марала. Вообще из пантов изготавливают огромное количество разнообразных препаратов, но пантовые ванны занимают особое место в их ряду, так как это не простое средство оздоровления и поднятия иммунитета, а комплексное, мощно влияющее на весь организм в целом. Испытав эту процедуру на себе однажды, люди убедились, что эликсир молодости и здоровья поистине существует.
Животные, от которых можно получать ценный пантовый раствор, достаточно редки, а самые ценные даже уникальны, ведь из всех видов оленей, обитающих на территории России, только три – пантовые: это марал, обитающий в Саянах, на Дальнем Востоке и на Алтае, изюбрь, в основном распространенный в Восточной Сибири (Красноярский край, Иркутская область и Якутия), а также пятнистый олень, который обитает в Южном Приморье и на Дальнем Востоке, откуда завезен в среднюю полосу России и на Кавказ.
По страницам истории
Оказывается, не человек двадцатого века открыл миру целительную силу пантов, об этом знали еще более чем 4000 лет назад. Упоминание об оленях встречается во многих древних литературных работах, включая Ших-Чинг («Книга-одд» 900-500 лет до н.э.), Эрх-Иа («Литературный толкователь» 700-200 лет до н.э.), Хоу-Ли («Ритуалы династии Хоу» 700-200 лет до н.э.) и Шан Хаий Чинг («Классика гор и морей», 500-200 лет до н.э.) Первая запись о применении в медицине оленьих рогов найдена на шелковом свитке, извлеченном из ханской гробницы в китайской провинции Хунан. Это погребение датируют 168 годом до н.э. Но одна из уникальнейших находок - китайская грамота 1596 года «Сводная китайская фармакопея за 4000 период», написанная врачом Ли Ши-Чженом. Эта энциклопедия медицины, фармакологии, минералогии, металлургии, ботаники и зоологии, над которой Ли Ши-Чжень работал 40 лет, цитирует 952 автора, объединяет 4000-летний опыт китайской медицины в 52 главах и содержит 11 096 рецептов, в том числе рецептов с использованием разных частей оленя. Специальный раздел в ней был посвящен неокостеневшим рогам – пантам (Лу-жун), окостеневшим рогам – антлерам (цзио) и крови (сюэ). Алтай находится рядом с Китаем, и по нему проходил Великий Шелковый Путь, поэтому алтайцы тоже были осведомлены о ценности такого природного дара, как панты. Не зря в алтайском шаманизме олень был одним из главных животных, представляющим собой тотем рода и племени. Им приписывались сверхъестественные черты, способность исцелять людей от смертельных болезней.
В 60-х годах XVIII века русские переселенцы на Алтай, кержаки-староверы, узнали о ценности пантов марала во время контакта с пикетами китайских военных, которые охотно скупали у них панты убитых животных. Тогда за один килограмм пантов алтайского марала давали один килограмм серебра. Доходная торговля с китайцами активно способствовала исчезновению алтайского марала в диком виде, поскольку она строилась на охоте, а одомашнивание маралов и пятнистых оленей в Сибири началось в середине XIX века. Первый отлов маралов в районе реки Бухтормы на юге Алтая в 1872 году провели братья Шараповы. К концу XIX века по всему Алтаю уже насчитывалось более 200 маральников с поголовьем в 3180 животных. Одним из крупнейших мараловодов в то время стал польский дворянин Михаил Иванович Янковский, который был сослан в Сибирь, и уже было отчаявшись в поисках полезного занятия здесь, неожиданно нашел возможность для открытия своего дела – он начал приручать оленей в 1897 году, а в 1914 году уж имел ферму – 2000 голов на огромной территории в 2000 гектаров.
В России в это время возникают два основных типа содержания пантовых оленей: домашнее (большие загородки) и парковое (огороженные большие участки территории), а в настоящее время в мире есть три условных типа выращивания оленей: домашнее оленеводство (Китай), оленеводство на улучшенных пастбищах (Новая Зеландия) и оленеводство в парках, максимально приближенных к естественной среде обитания (Россия, Алтай). Сформировавшись как отрасль, пантовое оленеводство имеет на Алтае уже полутора вековой стаж. На первой стадии его развития на Алтае и на Дальнем Востоке отлавливали только мужских особей и содержали их в тесных загонах. Круглый год томясь в «четырех стенах», маралы не получали так называемого «подножного корма», то есть всего разнообразия растений, встречающегося в их естественной среде обитания. Из-за этого качество и целебные свойства пантов сильно падало, и, конечно же, падала цена!!!
Развитие этой отрасли в советское время в 1920-1960 годах показало, необходимо было разработать технологии введения крупных хозяйств, способы консервации пантов и разработки лекарственных препаратов из них. В это время впервые были организованы целые фермы по разведению маралов, которые существуют до сегодняшнего дня. В них условия содержания этого вида оленей максимально приближено к естественным. В целом ферма выглядит так – огромный участок земли, обнесенный сеткой «рабица», на котором обязательно есть участок леса, естественный водоем и степные зоны. Вот так, все делается для того, чтобы маралы чувствовали себя как дома, то есть на свободе. И разведение пантовых оленей стало настолько популярным, что в 2000 году более половины всех пантовых хозяйств России были сосредоточены на Алтае, а это около 55 ферм!!! Но, безусловно, это еще не предел!
Шаг за шагом
Чтобы получить действительно целебный эликсир, нужно правильно выбрать момент для срезки пантов, поэтому их заготовка – это целое искусство, построенное на слаженной работе большой команды людей. Все происходит в особый период – период «гона» в начале лета, когда марал-самец готовится выбрать себе самку для продления рода. В это время организм оленя производит около 25 кг костной ткани, которая и является главным лечебным компонентом. Из-за такой уникальной особенности маралов местные жители называют их разведение «безотходным производством», потому что в переработку идет буквально все – после варки пантов получаются целебные ванны, из крови делают пантогематоген, да и мясо марала обладает лечебными свойствами, хотя оно и жестковато немного.
Марал – дикое животное, поэтому для жизни ему нужны условия, максимально приближенные к естественным. Размеры фермы должны быть очень внушительными, например, по правилам на одну особь нужно около 2 гектаров территории, а если их две тысячи (кстати, это среднее поголовье, бывает и больше), то размеры фермерского владения вообще сложно представить – 4 тысячи гектаров. Маральник обычно разделяется на «парки», чтобы легче было с ним управляться и следить за поголовьем: в одном пасется так называемое «племя» - самцы, которые осенью будут размножаться; в другом - маралухи с молодыми оленятами; а в третьем – «отбракованные» самцы, которых не допустят до самок во время гона, а осенью продадут на мясо. Каждый день несколько человек объезжают «парки» по периметру, потому что бывают ситуации, когда ограду медведи ломают!
Но вот приходит самый ответственный момент в году – срезка пантов, обычно это происходит в период с мая по июль. Многолетний опыт работы в маральем хозяйстве позволяет мараловодам без специальных подсчетов на глаз определять, какому оленю пора срезать рога, а какому еще можно погулять по парку пару дней. Главное здесь не ошибиться и не пропустить нужный момент, ведь если опоздать, то панты начнут костенеть, а цена на них снижаться. Однако риск порой оправдывается – за один день панты могут прибавить в весе до 600 грамм, а значит, и подорожать на одну-две тысячи рублей. Чтобы не было убытков, мараловоды изловчились срезать только один из пантов, и несколько дней марал бегает однорогим.
Начинается все с погони – загонщики выбирают одного марала, отбивают его от остального стада и загоняют в коридор, разделенный деревянными перегородками. Дальше процедуры не самые приятные – сначала маралу сапожным шилом протыкают ухо, чтобы вставить бирку с номером – по ней отсеивают тех, кто дает слишком маленькие панты, чтобы осенью, во время гона, не допустить их до самок. Потом у животного шприцом забирают несколько миллилитров крови. Пантогематоген из нее не готовят, ее просто раздают мараловодам. После этого марал попадает в «станок» - специальное устройство из двух металлических пластин, которыми зажимают животное с боков, а на морду надевают так называемый «баян», чтобы зафиксировать голову.
Мараловод отпиливает рога обыкновенной ножовкой, ни в коем случае не электрической, ею легко поранить сопротивляющегося марала. Все происходит очень быстро, минуты три тратится на всю процедуру, ведь рога очень мягкие. Место среза рогов обрабатывают специальным раствором – «квасцами» - с добавлением нафталина, чтобы срез и заживал быстрее, и заражение не произошло от насекомых. Тут же прокалывают необходимую прививку. Дальше испуганное животное выпускают, а панты измеряют и записывают размеры в тетрадь.
На самом деле ничего страшного маралу не грозит, но знаем об этом мы, а сам олень очень пугается, пускает слюну и брыкается. Однако срезка пантов является очень гуманной процедурой по отношению к животному (особенно если учитывать, что в XIX веке ради рогов животное убивали). В период срезки у марала забирается всего 1,5 литра крови, хотя наука допускает забор до 3,5 литров. А если сравнить эту процедуру с тем, что, например, северный олень теряет за одну неделю около 2 литров крови от укусов комаров, то и совесть больше не мучает, к тому же панты и кровь берутся у Алтайских маралов всего один раз в году. Следующая стадия – это варка. Свежесрезанные панты надо сварить для сохранения всех полезных свойств и для максимального очищения рогов. В течение трех дней они проходят обработку в горячей воде (примерно 95 градусов по Цельсию), каждый день их опускают в воду на 60-120 секунд в зависимости от веса (кстати, при срезке панты содержат большое количество воды, а после консервации их вес становится в три раза меньше). Рог, предварительно обвязав сверху веревками, помещают в воду вверх «комелем» (срезом) до тех пор, пока пант не начинает «плакать», то есть пока на срезе не начинает проступать кровь. Потом панты вынимают, они какое-то время остывают, и процедуру повторяют еще два раза. Все это проделывается вручную.
И вот после всех этих действий остается ценнейшая жидкость – тот самый «бульон», который исцеляет человеческое тело и душу – это оздоровительные пантовые ванны. Место приема этих ванн для туристов находится совсем рядом, неподалеку от производства, поэтому живительный эликсир абсолютно свежий, так сказать, с пылу с жару! В городах бытует мнение, что принятие ванн в виде живого бульона (а не порошка) негигиенично, однако оно не имеет под собой весомого оправдания: во-первых, работа ведется только со здоровыми особями при постоянном ветеринарном контроле; во-вторых, панты и кровь берутся только раз в году, и при этом используется стерильная посуда для забора крови; и в-третьих, принятие естественных ванн повышает оздоровительную силу компонентов.
Однако на пантовых ваннах процесс переработки пантов не останавливается. После всех процедур рога на несколько месяцев помещают в специальные высокие многоэтажные сараи-сушки, по-другому называемые «ветровые». Панты пахнут довольно сильно, и мараловоды определяют готовность рогов, периодически нюхая их. Каждые несколько дней рога снимают и заносят в «жаровую» – натопленную как сауна комнату. При такой обработке кровь не портится, в то же время в ней образуются биологически активные вещества, имеющие лечебную ценность. В целом процесс заготовки пантов длится около 42 дней.
Вернуться назад
|