Готовность к действию. Каждый турист независимо от планируемого маршрута, его сроков и географической зоны проведения должен быть готов к возникновению аварийной ситуации. Моральная готовность подразумевает в первую очередь знание каждым участником группы своих конкретных действий в начальный период развития аварии. Такое знание можно условно разделить на две составные части. Во-первых, знать, что предпринять для своего спасения согласно заранее разработанному плану. Во-вторых, знать, как правильно, с наибольшей эффективностью использовать имеющиеся индивидуальные и групповые средства спасения. В чрезвычайных обстоятельствах очень важно сохранить максимум хладнокровия, отстраниться от личного страха, оценить обстановку в целом, наметить наиболее безопасную линию поведения. Достигается это обучением действию в условиях аварии. Желательно выработать своеобразный условный рефлекс на опасность. Очень часто опытные туристы, вспоминая об аварии, говорят, что действовали бессознательно. о это бессознательность кажущаяся. В ее основе - знания, опыт многочисленных походов, тренировок, разборов чрезвычайных ситуаций, личное участие в мелких происшествиях. Правильные действия записаны в подсознании опытного туриста. И наоборот, нерешительность, растерянность объясняются, как правило, элементарной туристской безграмотностью. Не зная, что предпринять для своего спасения, человек впадает в оцепенение или панику, впоследствии сменяющиеся отчаянием, чувством обреченности. К примеру, опытный турист на крик "Камень!" мгновенно прижмется к скале, а новичок замрет или станет задирать голову, силясь увидеть, откуда исходит угроза. Поэтому желательно заранее составить план действий на каждый случай аварии и провести несколько тренировок, чтобы закрепить полученную информацию на подсознательном уровне, так сказать в мышцах. Воля к жизни. При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения: отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за неподвижные предметы, пытается держаться на поверхности воды при угрозе утопления. О какой-либо воле к жизни в таких случаях говорить не приходится. Другое дело - долговременное выживание. В условиях аварийной ситуации рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические и психические нагрузки, кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевает пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ и т.п. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил, не использовав запасы продовольствия. Выживание, основанное только на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Можно назвать это волей к жизни. Любое умение и знание приемов выживания, наличие любого количества аварий кого снаряжения становятся бессмысленными, если чело век смирился с судьбой. Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием "Я не хочу умирать!", а поставленной целью "Я должен выжить!". Желание выжить должно диктоваться не инстинктом, а осознанной необходимостью. К сожалению, известно не мало случаев, когда после аварии люди пассивно ожидали помощи со стороны, не предпринимая никаких действий для защиты от неблагоприятных климатических факторов, для облегчения поисков спасательным отрядом. Безволие принимало формы бездействия. А бездействие, в свою очередь, усугубляло развивающуюся депрессию. Очень многое в подобной ситуации зависит от руководителя группы, от того, как он сумеет настроить людей. Сам руководитель и наиболее близкие ему участники поход, а должны с воим внешним видом, поведением, разговорами внушать товарищам уверенность в спасении. Надо стремиться обеспечить посильной работой каждого человека. Бездействие, особенно вынужденное ожидание угнетают людей. Недопустимо вести пессимистические разговоры. Наоборот, следует всячески поощрять оптимизм, рассказы о стойкости людей, о случаях благополучного исхода чрезвычайных происшествий. о и нельзя излишне обнадеживать людей, провоцировать ложное бодрячество. Крайне опасно в аварийной ситуации анализировать обстоятельства, приведшие" к аварии, действия людей, тем более искать или наказывать виновных! Очень важно не идти на поводу у собственной усталости, не откладывать дела на завтра, на потом. Следует проявлять максимум силы воли, чтобы сделать то, что делать не хочется. В аварийной ситуации завтрашнего дня может не быть. Из подобных мелких волевых решений складывается такое понятие, как "воля к жизни", обеспечивающее длительное выживание. Знание приемов самоспасения. Основа выживания -прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины и кончая рецептурой приготовления блюд из гусениц. Отсутствие необходимых знаний не могут подменить ни энтузиазм, ни физическая выносливость, ни даже наличие запасов продуктов и аварийного снаряжения. Коробок спичек не спасет от замерзания, если человек не знает, как правильно развести костер под дождем. Риск попадания в лавину возрастает многократно, если не знать правил преодоления лавиноопасных участков. неправильно оказанная первая доврачебная помощь лишь усугубит состояние пострадавшего. Приемы выживания в каждой климатогеографической зоне различны. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне, и наоборот. В аварийной ситуации следует внести в общую копилку знаний любую имеющуюся полезную информацию. Самая незначительная мелочь, осмысленная сообща, может оказаться полезной. Особо ценны практические знания, полученные по ходу развития самой аварийной ситуации. Кто-то придумал упрощенную технологию заготовки снежных блоков, кто-то изобрел новый способ ловли рыбы. Любую подобную находку необходимо довести до сведения руководителя, а впоследствии каждого участника группы. Выработка навыков выживания. Желательно не просто знать, как вести себя в той или иной ситуации, но и уметь это делать. Когда положение станет угрожающим, поздно начинать учиться. Можно не владеть узкоспециальными приемами выживания, но, например, строить снежные убежища или добывать воду с помощью конденсаторов должен уметь каждый участник заполярного или пустынного маршрута. А умение грамотно подать сигнал бедствия, ориентироваться без компаса должно быть обязательным для всех туристов. При овладении навыками выживания не следует разбрасываться, пытаться проверить руками весь объем полученной информации по тому или иному вопросу. Лучше уметь делать меньше, но хорошо. Не обязательно практически осваивать 20 типов снежных убежищ, достаточно уметь строить 3-4 убежища, различных по конструкции. Общая физическая подготовка, закалка. Полезность общефизической подготовки дня человека, оказавшегося в аварийной ситуации, доказывать не надо. Психологическая подготовка складывается из суммы таких понятий, как психологическая уравновешенность каждого участника группы, психологическая совместимость участников, схоженность группы, реальное представление условий будущего маршрута. Организация спасательных работ. Немаловажное значение имеет правильная организация спасательных работ в аварийной группе, четкое распределение обязанностей в походном и аварийном режимах. Выполнение различных работ в аварийной ситуации должно быть продуманным и коллективным. Недопустимо, чтобы каждый участник группы делал лишь то, что считает необходимым для себя в данную минуту. Следует помнить, что коллективное выживание спасает каждого, индивидуальное ведет к гибели всех.
Вернуться назад
|