ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и степени удовлетворенности браком в супружеской паре

Исследование взаимосвязи уровня эмоционального интеллекта и степени удовлетворенности браком в супружеской паре


22-03-2020, 15:07. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Динамичность современного общества находит отражение в процессах, происходящих в семье. Тенденция к усилению индивидуализации, ориентация на карьеру приводят к трансформации семейных отношений, установок и ценностей, в связи с чем институт семьи обнаруживает ряд кризисных моментов: растет число молодых людей, не желающих создавать семью, увеличивается число разводов, растет число неблагополучных семей, все больше пар отдают предпочтение гражданскому сожительству, а ценность официального брака снижается. Причиной данных тенденций является общая неудовлетворенность отношениями в паре.

Принято считать, что удовлетворенность браком является основным показателем качества брака. Стабильность союза и степень удовлетворенности совместной жизнью рассматриваются через удовлетворение или неудовлетворение тех или иных потребностей супругов. Эта тема нашла отражение в работах А.Ю. Тавита, Э. Берна, Ю.Е. Алешиной, В.А. Сысенко, С.И. Голода, А.Я. Анцупова, А.И. Шипиловой, Е.В. Антонюк, А.В. Толстова, Т.Л. Крюковой, О. Шишкина, Т.В. Андреевой, Е.В. Гроздова, А.Г. Лидерс и других исследователей. Большинство специалистов определяют удовлетворенность как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку.

В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, его идей о «совмещенных психологических системах», супруги могут пониматься как особое системное образование, в результате взаимодействия которых происходит перестройка их образа мира, смена ценностных ориентаций и жизненных установок. В следствие этих изменений особую важность для благополучия семьи приобретают задачи сохранения брачных отношений. Особое значение для удовлетворенности браком играет способность понимать собственные эмоции и различать эмоции других людей, иначе говоря, эмоциональный интеллект. Эффективное взаимодействие в супружеской паре на эмоциональном уровне позволяет избегать множества конфликтов и, следовательно, обеспечивать высокий уровень удовлетворенности брачными отношениями.

Цель исследования: выявить и обосновать взаимосвязь особенностей эмоционального интеллекта и удовлетворенности браком в супружеской паре

Объект исследования: качество супружеских взаимоотношений в семьях.

Гипотезы исследования:

  • существует взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и степенью удовлетворенности браком в супружеских парах.
  • чем выше уровень таких компонентов эмоционального интеллекта, как осознанная регуляция эмоций и распознавание эмоций, тем выше степень удовлетворенности браком.
  • высокая степень удовлетворенности браком будет отмечаться у лиц с высоким уровнем эмпатии.

Задачи исследования:

1. Разработать и реализовать программу и методы исследования:

  • определить степень удовлетворенности браком;
  • определить уровень эмоционального интеллекта;
  • определить статистически значимые взаимосвязи между исследуемыми явлениями.

2. Осуществить анализ, обобщение и интерпретацию результатов исследования.

Практическая значимость: полученнные в ходе исследования закономерности позволяют построить эффективную программу консультативной работы с супружескими парами, а также материалы можно использовать при прочтении курса «Психология семейных отношений».

Эмпирическое исследование было организовано и проведено в 3 этапа:

  1. Подготовительный: осуществлялся подбор и изучение научной литературы по проблеме исследования. Далее был произведен подбор психодиагностического инструментария для исследования уровня эмоционального интеллекта и степени удовлетворенности браком
  2. Экспериментальный: был проведен эксперимент.
  3. Аналитический: осуществлена обработка полученных результатов исследования. Затем формулировались теоретические и практические выводы по результатам диагностики.

Визуализация была осуществлена за счет применения графических возможностей системы Windows и модуля построения диаграмм системы Microsoft Office.

Представление частотных характеристик признаков было осуществлено при помощи построения столбиковых и круговых диаграмм.

Расчет матстатистики производился с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 23, применялся Н-критерий Краскела-Уоллиса.

Для исследования были выбраны следующие методики:

Методика 1. Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко).

При разработке опросника авторы исходили из тезиса о том, что «основным фактором, скрепляющим супружеские союзы, являются эмоциональные узы: любовь, эмоциональная привязанность». В соответствии с этим они предположили, что «субъективная удовлетворенность или неудовлетворенность браком по своей природе скорее является обобщенной эмоцией, генерализованным переживанием, нежели следствием рациональной оценки успешности брака по тем или иным параметрам».

Опросник ОУБ широко использовался и используется в консультативной практике и в психологических исследованиях. Он представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д., содержание которых сводится к шести следующим типам семейно-брачного содержания:

  1. Сравнение своего брака с другими браками;
  2. Предположение об оценке собственного брака со стороны;
  3. Констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом;
  4. Собственная оценка супруга по ряду параметров;
  5. Установка на изменение характера супруга;
  6. Мнение — позитивное или негативное — относительно брака вообще.

Каждому утверждению предлагается три варианта ответа: «Верно», «Трудно сказать», «Неверно» (или их семантические аналоги). Сами утверждения опросника содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.

Методика 2. Тест на удовлетворенность браком (Е.Ю. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская).

Авторы создали тест на удовлетворенность браком, состоящий из 16 вопросов, где удовлетворенность связывается с субъективным уровнем согласия по поводу различных важных для супругов вопросов совместной жизни. Вопросы теста подобраны так, чтобы максимально отражать оценочный компонент установки клиентов на свой брак, что и понимается авторами как собственно удовлетворенность браком.

Методика 3. Диагностика уровня эмпатии В. В. Бойко.

В.В. Бойко полагает, что понимание эмпатии, как способности входить в состояния другого, сопереживать и проявлять сочувствие недостаточно широко раскрывает сущность этого явления и трактовка эмпатии нуждается в дополнении. В структуре эмпатии автор выделяет рациональный, интуитивный и эмоциональный каналы, проникающую способность и идентификацию как важные коммуникативные свойства человека, а также установки, способствующие или препятствующие эмпатии, которые облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов.

На основе такой структуры В.В. Бойко была создана методика из 36 вопросов для измерения эмпатии. Анализируются показатели отдельных шкал (каналов эмпатии) и общая суммарная оценка уровня эмпатии.

Методика 4. Тест на определение уровня эмоционального интеллекта (EQ) Н. Холла.

Данная методика была предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

  1. Эмоциональная осведомленность
  2. Управление эмоциями
  3. Самомотивация
  4. Эмпатия
  5. Распознавание эмоций других людей

Характеристика выборки

 В исследовании приняли участие 30 супружеских пар: 30 женщин, средний возраст 32,4 г., 30 мужчин, средний возраст 39,7 л. Супружеский стаж от 5 до 10 лет. Все пары имеют от 1 до 3-х детей. Высшее образование имеют 86,7% (26 чел.) женщин и 73,3% (22 чел.) мужчин, у остальных образование средне-специальное. Общий процент испытуемых с высшим образованием — 80%. 90% семей (54 чел.) живут в Москве, 3 пары в поселках дальнего Подмосковья. 100% мужчин и 46,7% (14 чел.) женщин официально трудоустроены. 53,7% женщин самозаняты или занимаются ведением домашнего хозяйства.

Описание и анализ результатов исследования

На пеۤрвом этапе нашего исслۤедۤования мы проанализировали результаты теста-опросника удовлетворенности браком (ОУБ). Данные представлены на рис. 1.


Рис. 1 Результаты исследования уровня удовлетворенности браком с помощью теста ОУБ (в %)

Тест на удовлетворенность браком Е.Ю. Алешиной, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовской продемонстрировал схожие результаты.


Рис. 2. Результаты исследования удовлетворенности браком с помощью теста Е.Ю. Алешиной (ср. по группе в баллах)

В исследуемой нами выборке не выявлено по критерию удовлетворенности браком абсолютно неблагополучных семей. По результатам двух методик испытуемые были разделены на 3 группы — с низким, средним и высоким уровнем удовлетворенности браком. Самой многочисленной явилась группа с высоким уровнем удовлетворенности, меньше всего испытуемых — в группе с низким уровнем.

На следующем этапе исследования определялся уровень эмпатии в трех группах испытуемых с помощью методики «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко. Результаты представлены на рис. 3, 4, 5.


Рис. 3 Результаты исследования структуры эмпатии в группе испытуемых с низкой степенью удовлетворенности браком (ср.балл по группе)

Рис. 4 Результаты исследования структуры эмпатии в группе испытуемых со средней степенью удовлетворенности браком (ср.балл по группе)

Рис. 5 Результаты исследования структуры эмпатии в группе испытуемых с высокой степенью удовлетворенности браком (ср.балл по группе)

Наибольшую значимость в группе с высоким уровнем удовлетворенности браком имеют такие каналы эмпатии, как «идентификация», «эмоциональный канал» и «проникновение». Практически такие же результаты получены в группе со средним уровнем УБ. В то время как в группе с низким уровнем УБ канал идентификации с партнером показал минимальную значимость и на переднем плане выступали интуиция и личностные установки. По полученным результатам можно предположить, что чем слабее развит механизм произвольного процесса извлечения информации о скрытых состояниях объекта эмпатии (проникновение), тем значительнее это влияет на установление благополучных эмоциональных отношений в семье, и, следовательно, на ощущение удовлетворенности от брака.

Значимость интуитивного канала эмпатии для группы с низким уровнем удовлетворенности браком, на наш взгляд, можно объяснить частым дефицитом информации о душевном состоянии партнера в ситуации нестабильных семейных отношений. Одним из факторов успешности взаимоотношений супругов является коммуникативная составляющая, где господствуют доверительные отношения, умение делиться с партнером собственными душевными переживаниями. В условиях напряженных отношений эффективность успешной коммуникации снижена и в этом случае «включается» интуиция, основанная на прежнем опыте и знании эмоциональных реакций партнера.

Общая суммарная оценка уровня эмпатии в трех группах представлена на рис. 6.


Рис. 6 Сравнительная диаграмма общего уровня эмпатии в трех группах (ср.балл по группе)

Общий балл по параметру способности к эмпатии в группе в низкой УБ находится на нижнем пороге среднего уровня, в группе со средней УБ выявлен так же средний уровень эмпатии, но показатели приближены к верхней границе. В группе с высокой УБ общая эмпатия сформирована на высоком уровне. 

Далее мы провели оценку уровня эмоционального интеллекта с помощью методики Н. Холла. На сравнительной диаграмме (рис. 7) представлены результаты интегративного уровня эмоционального интеллекта в трех группах испытуемых.


Рис. 7 Сравнительная диаграмма общего уровня эмоционального интеллекта в трех группах (ср.балл по группе).

Сравнительная диаграмма показывает, что интегративный уровень эмоционального интеллекта в группе с низкой степенью УБ соответствует нижнему порогу среднего уровня ЭИ. В группе со средней степенью УБ эти показатели также находятся на среднем уровне, но приближены к верхнему порогу среднего уровня. В группе с высокой степенью УБ эмоциональный интеллект находится на высоком уровне сформированности.

Сравнивая результаты исследования структуры эмоционального интеллекта в трех группах испытуемых, мы выявили, что наиболее сформированными компонентами ЭИ в группе с высоким уровнем удовлетворенности браком явились «управление эмоциями», «самомотивация» и «распознавание эмоций». На низком уровне развития не обнаружен ни один компонент ЭИ. Общий балл эмоционального интеллекта также демонстрирует высокие результаты.

Расчеты с помощью метода математической статистики показали, что между тремя группами существуют значимые различия как в структуре эмпатии, так и в структуре эмоционального интеллекта. В частности, различия в эмпатийных способностях представлены в области идентификации с партнером, проникающей способности и общем уровне эмпатии. Различия в структуре ЭИ выявлены в области управления собственными эмоциями, эмпатии и в общем уровне эмоционального интеллекта.

Основные выводы

В результате анализа результатов мы установили, что существует связь как между отдельными компонентами эмоционального интеллекта и эмпатии, так и их общей степенью сформированности и показателями удовлетворенности браком. Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

  1. В группе с высоким уровнем удовлетворённости браком значимыми каналами в структуре эмпатии являются «индентификация», «проникновение» и «эмоциональный канал». Самыми сформированными компонентами эмоционального интеллекта явились «управление эмоциями», «самомотивация» и «распознавание эмоций». Общий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта — высокий.
  2. В группе испытуемых со средним уровнем удовлетворенности браком структура эмпатии представлена значимыми параметрами идентификации, проникновения и эмоционального канала. В эмоциональном интеллекте доминирует самомотивация и управление своими эмоциями. По сравнению с группой с высоким уровнем УБ видна динамика снижения показателей. Общий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта — средний.
  3. Группа с низким уровнем удовлетворенности браком показала, что в реакциях эмпатии превалирует интуитивный канал и канал личностных установок. Шкала «идентификация» представлена самыми низкими показателями. В структуре эмоционального интеллекта компонентов на высоком уровне сформированности не выявлено. На среднем уровне находятся такие шкалы, как «эмпатия», «эмоциональная осведомленность» и «распознавание эмоций».  Самые низкие баллы получил параметр управления эмоциями. Общий уровень эмпатии и эмоционального интеллекта — средний, с тенденцией к низкому.
  4. Результаты сравнения трех выборок с помощью Н-критерия Краскела-Уоллиса показали статистически значимые различия между ними по шкалам «управление эмоциями», «эмпатия», «проникновение», «идентификация», «общий уровень эмпатии» и «общий уровень эмоционального интеллекта».

Из вышесказанного следует, что чем более сформирована эмпатия и эмоциональный интеллект, тем выше уровень удовлетворенности браком в супружеской паре. Наиболее значимыми качествами для субъективного ощущения благополучия в семейной жизни являются умения распознавать эмоции партнера, идентифицироваться с ним, обладать «проникающей» способностью, а также умение регулировать собственное поведение посредством эмоций и обладание эмоциональной гибкостью и пластичностью.

Полученные данные свидетельствуют о высокой практической значимости изучаемых взаимосвязей, так как они могут использоваться при разработке тренингов семейного благополучия, практических занятий по повышению эмоционального интеллекта, а также в семейном и супружеском консультировании и психотерапии.

По нашему мнению, в настоящее время существует потребность в дальнейшем изучении феномена эмоционального интеллекта и путей его развития в контексте семейных и супружеских взаимоотношений, что может рассматриваться как значимый фактор повышения психологической культуры общества.

Перспективными направлениями дальнейшей работы мы видим расширение проблематики исследования влияния эмоционального интеллекта на качество семейной жизни, с учетом различного супружеского стажа, гендерных особенностей, количества детей в семье. Также, актуальна разработка программ консультативной помощи супругам, находящимся на грани развода с целью повышения их эмоциональной компетентности.

Список литературы:

  1. Алешина А., Шабанов С. Эмоциональный интеллект. Москва, Манн-Иванов-Фербер, 2014
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: — 1993. С. 263.
  3. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 78—86.
  4. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 254-256.
  5. Бойко В.В. Оценка эмпатии личности / В. В. Бойко, О. А. Клиценко — СПб.: Сударыня, 2002. — С. 32.
  6. Бондарева О.В. Взаимосвязь удовлетворенности браком с эмоциональным интеллектом и эмоциональным самораскрытием супругов / О.В. Бондарева, М.С. Останкова // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 229-230.
  7. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М.: Когито-Центр, 2011
  8. Витакер К., Нейпир О. Семья в кризисе. Опыт терапии одной семьи, преобразивший всю ее жизнь  — М.: Когито-Центр, 2016
  9. Гозман Л. Я., Алешина Ю. Е. Шкалы любви и симпатии // Методические программы и методики исследований брака и семьи. — М-, 1986.
  10. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект М.: АСТ, 2008.
  11. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. пособие для студентов вузов // М. : Гардарики, 2008
  12. Кон И.С. Сексология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 384 с.
  13. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 432 с.
  14. Монина Г. Б. Эмоциональный интеллект супругов как фактор оптимизации супружеских отношений // ФГБОУДПО «Институт повышения квалификации специалистов профессионального образования»/ Академия профессионального образования. СПб, № 3, 2012, с. 40-50.

Вернуться назад