Манипуляции в письменном общении — по почте или в мессенджерах — могут быть не менее ранящими, чем при разговорах вживую. Как распознать типичные приемы «текстовых абьюзеров» и не вестись на их игры? Психолог и эксперт в области конфликтов Кристин Хаммонд убеждена: эти знания вооружают жертву и разоружают агрессора.
Текстовые сообщения стали настолько привычными, что для многих из нас телефонный звонок перестал быть приемлемым способом коммуникации. Действительно, письменное общение может быть более деликатным — у собеседника всегда есть возможность ответить, когда удобно, и подумать над правильной формулировкой. Но вместе с тем мессенджеры предоставляют и новые варианты словесных игр и психологических манипуляций.
Самое сложное — когда мы чувствуем, что переписка становится токсичной, но ощущение это настолько неуловимо, что вроде как «не к чему придраться». Лучшее в таких ситуациях — вооружиться знаниями. Для этого психолог и эксперт по работе с конфликтными ситуациями Кристин Хаммонд классифицировала типы манипулятивных приемов в переписке.
ТИПИЧНАЯ ИСТОРИЯ
На встречу с психотерапевтом Макс пришел расстроенным. Чем больше он пытался поддерживать отношения с бывшей женой и детьми, тем хуже становилась ситуация. Ему советовали использовать не устное общение, а переписку в мессенджере, чтобы внести в коммуникацию больше ясности: устанавливать договоренности и получать подтверждения, прояснять путаницу и сводить к минимуму словесные нападения. Однако бывшая жена нашла способ манипулировать им с помощью текстовых сообщений. Хуже того, она научила этой тактике детей.
Абьюз может проявляться в различных формах. Традиционно выделяют семь видов: физический, умственный, словесный, эмоциональный, финансовый, сексуальный и духовный. Раньше обмен текстовыми сообщениями не рассматривался как отдельный формат манипулятивного общения. Тем не менее он может быть таковым. В переписке тоже могут проявляться желание контролировать, манипулировать и вредить другому.
Некоторые особенности такого вида коммуникации даже усиливают эффект. Например, поскольку тон текстового сообщения невозможно различить, одно сообщение можно толковать в разных интонациях и значениях.
29 ПРИЕМОВ ТЕКСТОВОЙ МАНИПУЛЯЦИИ
Кристин Хаммонд приводит 29 примеров манипулятивного общения в текстовых сообщениях.
1. Обобщения. Никакой конкретики: «Ты сам знаешь, что сделал». Это ловушка для потенциально виновной стороны или способ расстроить честного человека.
2. Отказ отвечать на вопросы. Когда Макс о чем-то спрашивал, его бывшая жена игнорировала сообщения и не отвечала, даже когда он повторял вопросы.
3. Обвинения в «непонимании шуток». Бывшая жена делала обидные заявления: «Похоже, за этот год ты заработал намного больше, чем говорил!» — а потом утверждала, что это всего лишь шутка.
4. Неуместный сарказм. И хорошие шутки могут быть до определенной степени саркастичными, но по текстовым сообщениям трудно понять, какой конкретно это комментарий: шутливый, серьезный, неискренний или обидный.
5. Перемена темы. Во время обсуждения определенного вопроса бывшая жена Макса резко меняла направление разговора, как будто предыдущая тема и не обсуждалась.
6. Затянутые тексты. Формат мессенджеров предназначен для краткого общения, а не сочинений длиной в страницу. Такого объема тексты гораздо уместнее отправлять по электронной почте.
7. Манипуляции с грамматикой. Запятая в неправильном месте или ее отсутствие могут изменить смысл предложения или оставить его неясным. «Казнить нельзя помиловать» — не единственный пример подобной двусмысленности.
8. Привлечение на свою сторону тех, кто не участвует в переписке. «Мы с детьми считаем, что у тебя ужасный характер». Бывшая жена Макса часто включала в послание «мнение» детей, чтобы усилить свою точку зрения. Однако дети и понятия не имели о том, что говорила их мать.
9. Обвинения в излишней чувствительности. Когда Макс считал, что комментарий в его адрес был обидным, бывшая жена заявляла, что он слишком чувствителен и все воспринимает слишком серьезно.
10. Ложные обвинения. Подобные заявления бывает трудно доказать или опровергнуть. Человек, который их делает, пытается таким образом контролировать ситуацию.
11. Обвинения в «неправильной» интонации. Как правило, в переписке трудно определить интонацию. Обвиняя собеседника в том, что эта интонация «плохая», «не такая», его заставляют защищаться.
12. Отказ разговаривать по телефону. Когда все становится слишком запутанным, возникает необходимость в живом общении — например, по телефону. Полный отказ от этого тоже может быть манипулятивной тактикой.
13. Игнорирование сообщений в течение нескольких дней. Бывшая жена Макса игнорировала его сообщения о детях несколько дней подряд. Но когда ей понадобились ответы на другие вопросы, она тут же ему написала.
14. Отправка нескольких сообщений, чтобы вывести собеседника из себя. Однажды Макс насчитал 105 сообщений, которые она отправила ему последовательно в рабочее время. Ситуация не была срочной или критической — она просто хотела больше денег.
15. Односложные ответы. Дети Макса регулярно отвечали ему односложно даже на открытые вопросы, которые подразумевали развернутый ответ. Это удерживало его от общения с ними.
16. Неопределенные смайлики вместо слов. Использование лиц, жестов рук или других неоднозначных по смыслу смайликов в ответах делает сообщение неясным. Это способ расстроить собеседника.
17. Отказ от знаков препинания. Если предложения идут одно за другим без каких-либо обозначенных грамматически пауз, возникает путаница. Такой текст трудно читать, он оставляет простор для интерпретаций, зачастую противоположных.
18. Использование сленга в общении с тем, кто его не понимает. Дети часто употребляли сокращения или сленговые слова, которые, как они знали, отцу не были понятны. Когда он просил разъяснений, они отправляли в ответ «lol» (laughing out loud — громко, вслух смеясь).
19. Разные послания при личном общении и в сообщениях. Например, в разговоре по телефону бывшая жена согласилась изменить время встречи Макса с детьми, чтобы он успел на работу. Но затем в текстовом сообщении утверждала, что ни на что не соглашалась.
20. Использование прописных букв без необходимости. Использование заглавных букв в текстовом сообщении указывает на повышение интонации. Иногда Макс получал длинный абзац, все слова в котором были написаны кэпслоком. Его было трудно читать и непросто интерпретировать.
21. Угрозы самоповреждения. Сюда можно включить сообщения о намерении нанести себе увечья, принять таблетки не по назначению врача с целью нанести себе вред, напиться, заболеть и тому подобное. Угроза сделать это — чистой воды манипуляция, считает Хаммонд.
22. Атака сообщениями, когда человек занят. Бывшая жена знала, что Макс на свидании, поэтому в течение вечера отправляла ему сообщения о любых мелочах. Даже когда он перестал отвечать, это ее не остановило. В общей сложности за четыре часа она отправила ему 145 сообщений.
23. Угрозы причинить вред собеседнику или другим. «Любая письменная угроза причинения вреда — это манипуляция и призыв о помощи. Если есть сомнения, позвоните в полицию», — советует эксперт.
24. Отправка фото, говорящего о потенциальной опасности или самоповреждении. Однажды ночью Макс получил от бывшей жены сообщение: фотография горсти болеутоляющих таблеток. Никакого сопровождающего текста не было, и когда Макс попытался связаться с ней, она не ответила. В конце концов он вызвал полицию.
25. Требование немедленного ответа. Дети требовали от Макса ответа на свои сообщения в любое время дня и ночи, но сами нередко игнорировали его сообщения.
26. Отказ предоставлять конкретную информацию. Жена попросила Макса забрать детей в торговом центре в определенное время. Когда он спросил, где именно нужно их встретить, она не ответила.
27. Разжигание розни путем распространения фрагментов переписки. Это была типичная тактика — она часто показывала детям фрагменты его сообщений как свидетельство того, что он был источником проблем и виновником конфликта.
28. Выбор наихудшей интерпретации из возможных. Вместо того чтобы просить разъяснений, если сообщение можно было понять по-разному, бывшая жена выбирала худший из потенциальных смыслов и отвечала максимально резко.
29. Отрицание того, что было сказано в предыдущем сообщении. По мнению Хаммонд, вероятно, самая неприятная манипулятивная тактика заключается именно в этом. Бывшая жена Макса заявляла, что они не договаривались о чем-то, даже если этот вопрос был согласован в текстовом сообщении неделей ранее.
Понимание тактики оскорбительных текстовых сообщений помогло клиенту Кристин Хаммонд лучше понять ситуацию и реагировать обдуманно. В конце концов, когда бывшая жена и дети поняли, что манипулировать Максом больше не получится, они прекратили «дергать за ниточки» в переписке с ним.
Об авторе: Кристин Хаммонд — психолог-консультант, эксперт по работе с семейными конфликтами, автор книги «Руководство для измотанных женщин».