ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > «В школах убивают любознательность»: почему мы должны перестать закрывать детям рот

«В школах убивают любознательность»: почему мы должны перестать закрывать детям рот


18-02-2020, 11:40. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ
Мэтт Колдуэлл, руководитель детского сада в Бристоле, говорит, что творческие способности и разговорные навыки самых маленьких детей значительно улучшились после того, как игрушки заменили картонными коробками и консервными банками.

Маленькие дети сидят, скрестив ноги, на коврике, пока их учитель готовится рассказывать о погоде с помощью изображений с тучами и облаками. За окном тёмное небо озаряет молния, грохочет сильный гром. Любопытные дети кричат и показывают пальцами, однако учитель пытается вернуть их внимание – да, они будут говорить о погоде, но только с помощью иных методов.

 

Подобные сцены происходят практически во всех школах. Детей, у которых в голове полно вопросов, учат не задавать их в школе. Они так и остаются без ответов, теряясь вместе с возможностями обучения на фоне тестов и целевых заданий.

Однако, как показывают последние исследования, мы не должны мешать детям задавать вопросы, поскольку это улучшает их успеваемость. Учёные из Детской больницы имени Мотта и Центра человеческого роста и развития при Университете Мичигана проанализировали склонность к любопытству у 6200 детей.

В ходе долгосрочного исследования они измеряли уровень любопытства, когда дети были младенцами, малышами и дошкольниками с помощью визитов родителей и анкет. Когда дети пошли в школу, учёные решили проверить их успехи в чтении, математике и поведении. Они обнаружили, что лучше всех учились любопытные дети. Более того, они пришли к выводу, что дети из неблагополучных семей обладали самой сильной связью между любознательностью и производительностью.

 

Кроме того, исследователи обнаружили, что когда речь заходит о хорошей успеваемости в школе, способность оставаться сосредоточенным и, к примеру, не отвлекаться на грозу, менее важна, чем любопытство – вопросы, которые могут возникнуть у детей об этой грозе.

Исследователи обнаружили, что дети в возрасте от 14 месяцев до пяти лет задают в среднем 107 вопросов в ча

Учителя, которые концентрируются на развитии внимания и хорошего поведения ввиду их связи с хорошей успеваемостью, теперь должны принять во внимание, что развитие любознательности может быть ещё более важным.

 

Ведущий исследователь Прачи Шах, педиатр из Детской больницы имени Мотта, говорит: «Поощрение любознательности у детей, особенно тех, кто живёт в неблагоприятных экономических условиях, может быть важным и недостаточно признанным способом преодоления разрыва в достижениях. Поощрение любознательности – это основа раннего обучения, на которую мы должны делать акцент, когда говорим об успеваемости».

Дети рождаются любопытными. Количество вопросов, которые они задают, может показаться бесконечным, однако это один из важнейших методов, которые люди используют для обучения. В 2007 году исследователи обнаружили, что дети в возрасте от 14 месяцев до пяти лет в среднем задают 107 вопросов в час. Один ребёнок на пике своего развития задавал по три вопроса в минуту.

Однако исследование, проведённое Сьюзен Энгел, автором книги «Голодный ум» и ведущим исследователем детского любопытства, показывает, что дети начинают задавать меньше вопросов после того, как идут в школу. Энгел обнаружила, что дети младшей школы задают от двух до пяти вопросов за двухчасовой период. Хуже того, когда они становятся старше, они вообще перестают задавать вопросы.

На одном из уроков в американской школе Энгел заметила, как девятиклассница подняла руку, чтобы спросить, есть ли в мире места, где никто не создаёт искусство. Учительница прервала её на полуслове, сказав: «Зои, пожалуйста, не задавай лишних вопросов. Нам нужно учиться».

Энгел, будучи профессором по психологии развития в Колледже Уильмса в Уильямстауне (штат Массачусетс, США), говорит: «В школах по всему миру забывают, что дети – активные и умные существа; никто не говорит об их внутренней ментальной жизни. То, как они ведут себя и учатся, гораздо важнее, чем проявление любопытства».

 

Поскольку учителя запрещают детям задавать вопросы, неудивительно, что ученики с хорошей успеваемостью, изученные американскими исследователями в 2013 году, оказались наименее любопытными и рассматривали любопытство как риск для своих результатов. Вопросы, которые они задавали, были направлены на улучшение результатов, в то время как вопросы, которые задавали более любознательные ученики, были нацелены на более глубокое понимание темы.

Конечно, некоторые учителя поощряют и усиливают любознательность. Энгел говорит, что в каждой школе, которую она посещает, есть хотя бы один учитель, который не подавляет любопытство у детей. Однако, как правило, это индивидуальный, а не системный подход, который был введён в детском саду на Илминстер-Авеню в Бристоле.

В сентябре прошлого года этот детский сад предпринял радикальный шаг, навсегда убрав большую часть игрушек для двухлетних детей и заменив их различными картонными коробками, жестяными банками, кастрюлями и сковородками, старыми телефонами, чайниками, компьютерами, инструментами – в общем, всем, что обладает творческими возможностями.

Дети тут же начали играть с новыми предметами, делая из коробков них горки, палатки и космические корабли и разговаривая с воображаемыми людьми по старым телефонам. Старые ключи использовались для того, чтобы запирать вещи или отпирать воображаемые королевства. Большинство детей забыли об игрушках и не просили их вернуть.

Мэтт Колдуэлл, директор школы, говорит, что родители и воспитатели, которые были скептически настроены против перемен, видят улучшение речи и творческих способностей у детей.

Он утверждает: «Дети любят копировать то, что взрослые делают с предметами. Это заставляет их проявлять интерес к окружающему миру. Школа убивает любопытство. Как только дети попадают в начальную школу, их учат не задавать лишних вопросов и только учиться. Учителей нельзя винить в этом. У них так много целей, которых они должны достичь».

Пол Говард-Джонс, профессор нейробиологии и образования из Бристольского университета, говорит, что люди учатся, оказываясь в новых ситуациях, и в этом процессе любознательность играет ключевую роль.

«Детей нужно побуждать задавать вопросы, даже если это кажется сложным для учителя, – поясняет он. – Нам необходимо задавать вопросы в течение дня. Школам не хватает времени для развития творчества и любознательности».

Специально для читателей моего блога Muz4in.Net


Вернуться назад