Безусловно, кино мне очень понравился. И казалось само собой разумеющимся, что впереди меня ждет еще множество таких же замечательных фильмов. Хотя справедливости ради стоит напомнить что тогда практически все, что было на кассетах, считалось классным. Конечно, на тот момент я не подозревал, что за последующие 25 лет Джеймс Кэмерон выпустит всего два полнометражных фильма. Ну а Шварц хоть и снимется в куче различных боевиков, но лишь парочку можно будет назвать действительно неплохими — и ни один из них все равно не сможет сравниться с «Правдивой ложью».
Это ремейк французского фильма
Все верно, «Правдивая ложь» — это ремейк комедии «Тотальная слежка», выпущенной Клодом Зиди в 1991 году. Я не смотрел этот фильм и, исходя из удручающе малого количества людей, выставивших ему оценки на IMDB и Кинопоиске подозреваю, что в этом я не одинок. Хотя, судя по имеющимся описаниям, значительная часть его сюжетных элементов и даже имена персонажей уверенно перекочевали в американскую версию. Ну а Кэмерон добавил к ним кучу экшна, полеты на Харриерах и фирменные ядерные взрывы. В результате вышел классический пример хорошего американского ремейка, совместившего лучшие сценарные находки оригинала и голливудский размах. Как это часто бывает с фильмами Кэмерона, после выхода «Правдивой лжи» объявилось несколько человек, утверждавших, что на самом деле это они придумали ее сюжет, и позже их работу украли недобросовестные киношники. Как обычно, дело дошло до суда. Правда, в этот раз ответчиком выступал не сам Кэмерон, а Клод Зиди (ведь канадец просто купил у него права на ремейк). Самое интересное заключается в том, в итоге французский суд удовлетворил требования истцов и Зиди пришлось выплатить им денежную компенсацию. Это кстати далеко не первый раз, когда французское правосудие встает на сторону истцов в таких, казалось бы, безнадежных делах о плагиате. Так, пару лет назад пришлось раскошелиться Люку Бессону. Суд счел, что его фильм «Напролом» позаимствовал уж слишком много сюжетных элементов из «Побега из Нью-Йорка».
«Правдивая ложь» появилась благодаря неснятому «Человеку-пауку»
У многих наверно возникает закономерный вопрос — а с чего этого Кэмерон, который славится перфекционизмом и любовью к выстраиванию собственных миров, вдруг взялся за ремейк малоизвестной французской комедии? Скажем так, за это нам стоит поблагодарить «Человека-паука». Точнее говоря, его несостоявшуюся экранизацию. После «Терминатора 2» Кэмерон буквально бурлил идеями новых проектов — от фильма-катастрофы про падение кометы до экранизации биографии Билли Миллигана. Однако больше всего он был заинтересован в «Человеке-пауке». Канадец с детства мечтал снять фильм про похождения Питера Паркера. И вот, в начале 1990-х он уговорил руководство студии Carolco выкупить права на экранизацию комикса и начал работать над его сценарием. Но энтузиазм Кэмерона быстро иссяк. Дело в том, что между обладателями прав на «Человека-паука» начались судебные тяжбы. Шло время, но стороны никак не могли придти к компромиссу. В результате Кэмерон, чтобы не сидеть без дела, решил по-быстрому сделать какой-то другой фильм в надежде, что за время работы над ним ситуация с «Пауком» наконец разрешится. И вот, на деловом ланче Арнольд Шварценеггер поделился с режиссером идеей. Он где-то увидел «Тотальную слежку» и решил, что на ее основе можно было бы сделать ремейк с собой любимым в главной роли. Хорошенько все обдумав, Кэмерон решил, что съемки подобного, не слишком серьезного проекта, возможно являются наилучшим вариантом в сложившейся ситуации.
По словам Шварценеггера, за все время съемок фильма наибольшим испытанием для него стало танго. Чтобы суметь убедительно исполнить танец, ему потребовалось шесть месяцев тренировок и репетиций
Самое забавное заключается в том, что после завершения съемок «Правдивой лжи» ситуация с «Человеком-пауком» не только не улучшилась, но стала еще более запутанной. Студия Carolco умудрилась обанкротиться и права на супергероя перешли к MGM. В итоге, Кэмерон на все плюнул и взялся за другой проект, которым стал «Титаник».
Главная женская роль могла достаться Джоди Фостер
Джейми Ли Кертис обладает весьма внушительной фильмографией, включающей в себя как хорроры (с которых собственно говоря, и началась ее кинокарьера) и заканчивая романтическими комедиями. Но я подозреваю, что для большинства зрителей ее самым запоминающимся появлением на большом экране по-прежнему остается роль Хелен в «Правдивой лжи». Тем удивительнее, что Кертис вообще могла не сняться в фильме Кэмерона. Изначально, роль Хелен должна была исполнить Джоди Фостер. Параллельно она также подписалась на фильм «Нелл», но это не было проблемой, так как их съемки не пересекались. Но, как это часто бывает в Голливуде, в дальнейшем съемочные графики двух проектов сместились и актриса столкнулась с непростым выбором. В итоге, Фостер решила сняться в «Нелл», отказавшись от «Правдивой лжи». В результате, место Хелен снова стало вакантным.
Во время поисков замены Кэмерон вспомнил про Кертис. Пятью годами ранее он планировал отдать ей главную женскую роль в «Бездне». Но тогда Кертис не смогла принять предложение из-за того, что уже подписалась на съемки «Голубой стали». И вот, судьба подарила ей второй шанс поработать с Кэмероном. И Кертис сполна воспользовалась этой возможностью.
Джейми Ли Кертис сама исполнила трюк с вертолетом
В одной из самых запоминающихся сцен фильма, героиня Джейми Ли Кертис спасается от неминуемой гибели, хватаясь за свисающую из вертолета руку своего мужа, после чего нам показывают ее полет над водой. Это не зеленый экран и не дублерша. Кертис на самом деле проделала этот трюк. Правда, идея принадлежала не ей, а Джеймсу Кэмерону. Изначально, актриса осталась не в восторге от предложения и спросила у канадца, где он будет находиться в момент выполнения трюка. Тот ответил, что в вертолете с ручной камерой. Это убедило Кертис и она согласилась. Что особенно символично, сцена была отснята в день ее рождения. Еще один забавный факт, связанный с Кертис заключается в том, что для съемок сцены стриптиза она взяла нижнее белье из своего гардероба. К слову, изначально планировалась, что главная героиня полностью разденется. Но в отличие от эпизода с вертолетом, в этот раз Кертис не поддалась на уговоры и настояла на частичном обнажении. Кстати, момент, когда во время танца Хелен падает на пол, не был прописан в сценарии. Кертис по-настоящему соскользнула с шеста и упала, но тут же поднялась и продолжила танцевать. Если присмотреться, то можно увидеть что в момент падения Шварценеггер начинает подниматься с кресла чтобы помочь актрисе, но затем садится на место, получив указание от Кэмерона продолжать снимать сцену.
В фильме можно увидеть место прибытия Т-1000
Многие режиссеры часто любят вставлять в свои фильмы различные пасхалки к своим предыдущим работам. Кэмерон не является исключением. В «Правдивой лжи» есть одна весьма примечательная отсылка к «Терминатору 2». Если присмотреться к сцене, в которой Хелен и Саймон встречаются под мостом, можно понять, что мы определенно уже где-то видели это место. Все верно. Это та же самая локацию, куда хронопортировался Т-1000. Или, точнее говоря, хронопортируется. События «Правдивой лжи» разворачиваются в 1994 году, а события «Терминатора 2» в 1995 году. Так что, на тот момент Т-1000 еще не прибыл в наш мир.
На съемках использовались настоящие Харриеры
Джеймс Кэмерон подошел к «Правдивой лжи» во всеоружии. В прямом смысле слова. Он договорился с американским правительством об аренде для съемок трех самолетов Харриер и их пилотов. К слову, вышло не так и дорого. Если верить IMDB, в общей сложности, Кэмерон заплатил за них 100 736 долларов (или 2 410 долларов за час аренды). Для сравнения, гонорар Шварценеггера составил 15 миллионов долларов.
Конечно, настоящие Харриеры использовались лишь в нескольких общих сценах. Для съемок основных эпизодов создатели построили полноценную модель самолета, оснащенную передовой по тем временам компьютерной системой управления, позволяющей имитировать различные маневры. Ее установили на крыше 20-этажного здания. На стадии пост-продакшна крыша, подвес и все попавшее в кран сопутствующее оборудование были затерты при помощи компьютера.
Во время съемок финала, Шварценеггер провел множество часов внутри кокпита модели. Позже он шутил, что в случае чего смог бы управиться и с настоящим самолетом. Конечно, многие из показанных в фильме вещей намного превосходили реальных технические возможности Харриера. Но «Правдивая ложь» это совсем не то кино, которое мы смотрели ради реализма.
Защитники прав нацменьшинств призывали бойкотировать фильм
Выход «Правдивой лжи» сопровождался скандалом. Различные группы защитников прав арабо-американцев, американских мусульман и т. д обвинили Кэмерона в предвзятости, ксенофобии, расизме и других смертных грехах. Дескать, в своем фильм он выставил всех мусульман злобными недалекими террористами, мечтающими уничтожить Америку.
В итоге, дело дошло до акций протеста и петиций с призывами отменить прокат «Правдивой лжи» в мусульманских странах (я так и не нашел информации по поводу того, возымели ли они какой-то эффект). Скажу честно, мне даже немного страшно представлять, какой была бы реакция медиа, если бы «Правдивую ложь» сняли сейчас…
У «Правдивой лжи» мог быть сиквел
Несмотря на призывы к бойкоту, «Правдивая ложь» оказалась вполне успешным фильмом. При итоговом бюджете в 115 миллионов долларов она собрала по всему миру порядка 400 миллионов. Конечно, в 1990-е Голливуд еще не стремился делать франшизы из всех окупившихся картин. Но в силу своей концепции «Правдивая ложь» казалась вполне подходящим фильмом для сиквела. И такие планы действительно были. Более того, у сиквела даже имелся сценарий. А точнее говоря, сценарии. Один из них написал некий Джефф Истин. Его работу можно найти в интернете. Несколько лет тому назад я решил ознакомиться с рукописью Истина и, скажу честно, не сумел дочитать ее до конца, что со мной бывает очень редко. Причина заключалась в том, что сценарий показался мне невыносимо унылым — я просто не смог заставить себя дойти до конца текста. Судя по тому, что я успел прочитать, сюжет сиквела должен был строиться на том, что Гарри и Хелен поменялись ролями. Хелен сделала успешную шпионскую карьеру, в то время как Гарри превратился в домохозяина, который нянчится с младенцем и постоянно вспоминает о старых добрых временах, когда он выполнял важные задания и убивал людей. Не знаю, возможно с нормальным сценаристом из этой концепции и можно было бы что-то выжать. Но в глубине души я в этом сомневаюсь. Шварц-семьянин — спасибо, с меня хватило «Джуниора» и «Игрушки на рождество».