«Высшее искусство боя состоит в том, чтобы сломить сопротивление врага, даже не вступая с ним в бой», — Сунь-цзы.
«Бесполезно пытаться сражаться с закостеневшими привычками других людей или спорить с их иррациональными концепциями. Вы лишь зря потратите время, и сами озлобитесь и закостенеете в процессе. Таким образом, лучшая стратегия — это просто принимать чужую закостенелость и негибкость, внешне демонстрируя уважение к их стремлению к порядку. Но вместе с тем вы должны работать над поддержкой открытости вашего духа, избавляться от дурных привычек и настойчиво взращивать новые идеи», – Роберт Грин.
Представьте, что вы вернулись в школу, и хулиган из параллельного класса начал высмеивать вас перед вашими одноклассниками и друзьями. Что вы сделаете? Будете огрызаться? Заплачете? Ударите его в лицо, начав драку? Ну что? Правильный ответ — ничего из вышеперечисленного.
Лучший способ обезоружить нахала, который смеется над вами — это самим посмеяться над собою. И сделать это лучше и смешнее, чем это делает он. Худшее, что можно сделать в подобной ситуации — это попытаться отбиваться, неважно, вербально или физически. Эти попытки играют хулигану на руку, он их заранее учитывает, и они ведут лишь к насилию, в котором у него есть все шансы одержать над вами верх. Но когда вы смеетесь сами над собою, вы отнимаете у обидчика оружие, с помощью которого он пытается вывести вас из себя. Одновременно вы вводите его в замешательство, когда он перестает понимать, что, собственно, происходит.
Это игра разумов, и она основана на психологии людей. Хулиган ожидает от вас, что вы будете оскорблять его в ответ, или что вы заплачете, или попытаетесь убежать, или даже попытаетесь поколотить его… Он ожидает этого и готов ответить на все эти варианты… А вот к тому, что вы посмеетесь сами над собой, он совершенно не готов. И если у вас получится сделать это лучше, чем у него, вы выставите на посмешище не себя, а его, и вырвете отравленное жало у его атаки.
Как однажды об этом написал Карлос Кастанеда:
«Когда мы чувствуем себя слишком важными, это делает нас тяжелыми, неуклюжими и напыщенными. Чтобы быть воинами, нам нужно быть легкими и текучими… Придание себе слишком большой важности является самым большим врагом человека. Его ослабляет чувство оскорбленности поступками и дурными словами других людей. Чувство собственной важности буквально требует от вас, чтобы вы проводили большую часть своей жизни, будучи оскорбленными чем-то или кем-то… Обычный человек неразрывно связан с теми, кто его окружает, но истинный воин связан лишь с вечностью».
Так давайте же сбросим со своих плеч тяжесть собственной важности и облачимся в легкие одежды юмора. Если вы чувствуете себя обиженными или оскорбленными, это нормально… Просто отпустите от себя эти чувства. Будьте своего рода губкой, которая сначала впитывает воду, а после выпускает ее из себя без остатка.
Ключ к счастью — это умение не зацикливаться на мелочности обиды, но вместо этого превзойти его с помощью юмора более высокого порядка. Примите и обиду, и боль, и стыд, но после откажитесь от всего этого с помощью смеха.
Как однажды мудро сказал Марк Твен: «Юмор — величайшее благословение человечества. Ничто не способно выстоять под натиском смеха».
Философия, стоящая практически за любым боевым искусством, говорит нам о том, что мы учимся сражаться прежде всего для того, чтобы нам не приходилось этого делать. Но, к сожалению, практически каждый мастер боевых искусств рано или поздно нарушает этот принцип, соблазняясь собственным эго, деньгами. Или же и тем, и другим. Подумайте об этом.
Они демонстрируют насилие всему миру ради денег и раздувания пламени собственного эго, сознательно или несознательно идя против тех принципов, которые они отстаивают (или отстаивали когда-то). Это очень грустно. Вы можете включить телевизор на случайный канал и увидите, как какой-то идиот по-идиотски бьет другого идиота своими идиотскими кулаками. Жалкое зрелище.
Но даже великий Брюс Ли в свое время стал жертвой своего раздутого эго, жажды денег и голливудизации кунг-фу. И мне почему-то кажется, что он очень пожалел бы обо всем этом, если бы успел прожить достаточно долгую жизнь. Но, к сожалению, он умер в возрасте всего 32 лет.
Искусство сражаться, не сражаясь, было впервые продемонстрировано всему миру в фильме с Брюсом Ли «Путь дракона». Идея этого искусства проста — нужно всего лишь перехитрить вашего противника так, чтобы вам вообще не приходилось начинать бой. Это искусство основано на ключевом принципе умения сражаться, не сражаясь, и в основе своей полностью ненасильственно.
Но когда мы поднимаем его на следующий уровень и видим дальше, чем видел сам великий Брюс Ли, мы начинаем применять эту идею не только к физическим конфликтам, но и ко всем прочим взаимодействиям с другими людьми. И мы понимаем, что она невероятно сильна.
«Вы еще не открыли сердце для жизни полностью, не начали впитывать им каждый момент вашей жизни. Путь мирного воина не в неуязвимости, но напротив, в полной уязвимости — к миру, к жизни и к той сущности, которую вы ощущаете. Я постоянно показываю вам на собственном примере, что смысл жизни воина не в воображаемом совершенстве или победе, а в любви. Любовь — это меч мирного воина, и его удары несут жизнь, а не смерть», – Дэн Миллмэн.
В фильме персонаж Брюса Ли перехитрил своего врага, чтобы избежать необходимости драться с ним. Не то чтобы он боялся боя, просто он не видел смысла драться с ним лишь для того, чтобы доказать себе и ему, что может победить. Он и так знал, что может это сделать. Но вместо этого он стремился преподать ему урок. Именно поэтому искусство сражаться, не сражаясь, требует от вас умения оборачивать ситуацию на свою пользу. Умения подниматься над ситуацией и ее обычными стимулами, используя мета-разум.
Мало иметь возможность перехитрить противника, вы еще должны перехитрить и переиграть на собственном поле собственные эмоции (то есть подняться выше собственного гнева, зависти или тяги к мести). Это своего рода эмоциональная алхимия, которую нужно освоить, чтобы получить возможность брать контроль над ситуацией прежде, чем она взрывается насилием.
Вот, что я вам скажу: когда вы проявляете насилие в культуре, основанной на насилии, вы лишь продолжаете бесконечный и порочный цикл насилия. Нездоровые поступки порождают нездоровые поступки.
Как говорил Махатма Ганди: «Если мы будем поступать по принципу «Око за око», весь мир ослепнет».
И для того, чтобы этого не произошло, рано или поздно кто-то мудрый должен пробудиться, проглотить свою гордость, подумать мудро, а не эмоционально, и отказаться это продолжать. Кто-то, кто вовремя воспользуется искусством сражаться, не сражаясь, станет именно тем, кто разорвет этот негативный цикл насилия. Тактика и методы, которые использует человек, практикуя это искусство, могут быть многоликими и далеко идущими, и всегда зависят от ситуации.
Ключ ко всему — умение соблюсти баланс, и остаться посередине. В культуре, основанной на насилии, самое худшее, что вы можете сделать — это вести себя насильственно. Насилие нужно использовать разве что в целях самообороны, и то лишь в самом крайнем случае, когда вашей жизни и здоровью угрожает реальная опасность.
Ну а второе худшее, на что вы способны в такой культуре — это оставаться безучастным ко всему, позволяя преступлениям совершаться даже тогда, когда вы могли бы этому помешать.
Точно так же в аморальном обществе худшее, что вы можете делать, это быть аморальным и совершать дурные поступки, а второй худший поступок — это быть слишком моральным, поддерживать статус-кво и «не желать раскачивать лодку», просто позволяя окружающим делать все, что они хотят.
Моральный человек, отрицающий насилие и практикующий искусство сражаться, не сражаясь — ключ к освобождению этого мира от насилия и аморальности, потому что он использует искусство сражаться, не сражаясь, словно скальпель хирурга, вскрывая им самое уязвимое место насильственной и аморальной системы. Не нападая на людей и не причиняя им вред, но нападая и причиняя вред той инфраструктуре (как в психологическом, так и в физическом плане), которая поддерживает эту порочную систему.
Искусство сражаться, не сражаясь — это праздник доброжелательной хитрости и сатиры, а не оружия и насилия. Это понимание того, что человек, склонный к насилию — практически всегда самый обычный неудачник. Насилие в лучшем случае глупо, а в худшем — смертоносно.
Истинная храбрость не в том, чтобы подорвать вражеский танк, а в том, чтобы подорвать силы и желание сражаться вашего врага с помощью хитрости. Она в том, чтобы убедить соперника залезть в лодку, чтобы продолжить бой на ближайшем острове, а после выпрыгнуть из нее прежде, чем она отдалится от корабля. Она в том, чтобы посмеяться над собою куда сильнее, чем хулиган. В том, чтобы стать губкой, впитывающей весь негатив, с которым вам приходится столкнуться, а после выкручивать ее с помощью креативных, разрушающих парадигму, сокрушающих границы зоны комфорта и разрезающих прутья клетки способов. Она смеется над самой силой. Она смеется над авторитетом, и с помощью яркого юмора повергает на землю излишнюю серьезность.
Когда мы сталкиваемся с насилием, мы, как правило, склонны отвечать на него собственным насилием. Сталкиваясь с войной, мы считаем, что тоже должны воевать, чтобы защитить себя. Имея дело с хулиганом, мы знаем, что «должны» либо ругаться с ним, либо драться, либо убегать. Но искусство сражения без сражения меняет саму природу игры.
Оно выворачивает наизнанку психологическую динамику, с которой вам приходится иметь дело. Оно сбрасывает эго с его золоченого трона, меня правила, по которым «обычно» ведется эта игра. Подталкивает нас к тому, чтобы стать бесконечными игроками в игре жизни, вместо того, чтобы быть марионетками в этой игре.
Как пишет Эдвард Эстлин Каммингс: «Быть собою в мире, который день и ночь пытается заставить вас стать кем-то еще, значит сражаться в самом сложном бою, который только может выпасть на долю человека, и он не заканчивается никогда».
Вернуться назад
|