ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Эффект эго: наука, стоящая за тем, почему мы продолжаем совершать одни и те же ошибки снова и снова
Эффект эго: наука, стоящая за тем, почему мы продолжаем совершать одни и те же ошибки снова и снова25-03-2019, 17:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
|
Эффект эго: наука, стоящая за тем, почему мы продолжаем совершать одни и те же ошибки снова и снова
В 1954 году Леон Фестингер — один из самых влиятельных психологов всех времён —наткнулся на странный заголовок, написанный на последней странице местной газеты Lake City Herald и гласивший: "Пророчество с планеты Кларион: мы призываем город бежать от потопа". В статье речь шла о домохозяйке по имени Мэриан Кич (настоящее имя — Дороти Мартин), которая утверждала, что получила пророчество от "высших существ с планеты под названием Кларион", они сказали ей, что мир будет уничтожен потопом 21 декабря 1954 года. Перед этим Кич убедила нескольких своих друзей и небольшую группу людей бросить работу, избавиться от имущества и ждать звездолёта, который заберёт их в полночь на заднем дворе её маленького дома в Мичигане и спасёт от апокалипсиса. Фестингер хотел глубже вникнуть в психологию культа и получить некоторое представление о волнующем вопросе: как они отреагируют, если пророчество не сбудется? Таким образом, Фестингер и трое других исследователей присоединились к группе и начали изучать поведение членов культа. К утру 21 декабря 1954 года члены культа собрались в доме Кич и сняли с себя все металлические вещи, чтобы безопасно подняться на борт ожидаемой летающей тарелки — включая молнии, металлические застёжки, пуговицы, заколки и пряжки. Они по очереди дежурили, с нетерпением ожидая появления космического корабля, который в любой момент мог их забрать. К 17:30 члены культа начали искать объяснения тому, почему космический корабль не прилетел. "Летающая тарелка приземлится, когда придёт время", — говорили они. В 22:30 Кич заявила, что получила сообщение о том, что летающая тарелка уже в пути и скоро заберёт избранных. Группа вышла на улицу и в течение нескольких часов простояла на холоде. Примерно в два часа ночи измученные и замёрзшие члены культа решили вернуться в дом и лечь спать. После этого события члены культа, разочарованные и поражённые, вероятно, должны были отказаться от своих убеждений и продолжить жить обычной жизнью. Или нет? Фотография Дороти Мартин (она же "Мэриан Кич"), лидера культа, который исследовал Леон Фестингер
Авиакатастрофы, медицинские ошибки и глупые эксперты "Учитесь на чужих ошибках. Вы живёте не так долго, чтобы совершать их все самостоятельно". — Элеонора Рузвельт В своей книге "Когда пророчества не сбываются", ставшей классикой, Фестингер описывает поразительные изменения в поведении членов культа после того, как пророчество об апокалипсисе не сбылось. Фестингер заметил, что до неудавшегося пророчества группа избегала прессы любой ценой, клялась хранить тайну и гордилась тем, что не убеждала людей присоединиться к культу. Однако сразу же после того, как пророчество провалилось, группа жадно стремилась к контактам с прессой и рекламе, делилась с миром своими сокровенными секретами, пыталась привлечь новых членов путём убеждения и начала делать предсказание за предсказанием в надежде, что хотя бы одно из них сбудется. По сути, группа изменила противоречивые свидетельства, чтобы укрепить свои убеждения, и стала ещё более приверженной культу. Как сказала Кич: "Именно эта маленькая группа, распространяющая здесь свет, предотвратила потоп". На первый взгляд легко высмеивать убеждения и поведение членов культа, считая их суеверными и упрямыми. Но в 1957 году Фестингер описал все свои открытия в новаторской статье под названием "Теория когнитивного диссонанса", которая выявила нашу психологическую склонность к переосмыслению противоречивых свидетельств в поддержку собственных глубоко укоренившихся убеждений, вместо того чтобы менять свои взгляды. Вместо того чтобы признавать свои ошибки и учиться на них, мы склонны придумывать новые объяснения, почему произошла ошибка, или вообще игнорировать противоречивые свидетельства. Эта поведенческая тенденция особенно распространена в здравоохранении. Например, в своей книге "После вреда" Нэнси Берлингер, исследователь вопросов здоровья, описала, как врачи обычно переосмысливают ошибки, и отметила, что, "наблюдая за более старшими врачами, студенты перенимают то, во что те верят, практикуют и вознаграждают сокрытие ошибок". Она также заявила: "Они учатся говорить о непредвиденных результатах, пока ошибка не превратится в осложнение. Прежде всего, они учатся ничего не говорить пациенту". Такое поведение отчасти связано со страхом перед судебным разбирательством, но в большей степени с эго клиницистов: потратив много лет на получение утомительного и дорогого медицинского образования, они думают, что смогут избегать ошибок и прекрасно выполнять свои обязанности. Когда возникают ошибки, когнитивный диссонанс заставляет большинство врачей не сообщать об ошибках. Например, европейское медицинское исследование показало, что только 32% врачей сообщили об ошибках, несмотря на то, что 70% врачей отметили, что делать так — правильно. По сути, культура здравоохранения защищает эго клиницистов, избегая и скрывая неудачи, которые порождают повторяющиеся ошибки и ненужные смерти. Исследование, опубликованное в журнале Journal of Patient Safety, показало, что в США более 400 тысяч смертей в год связаны с вредом в больницах, который можно было бы предотвратить. В отличие от медицины, за прошедшее столетие авиационная промышленность отодвинула на задний план своё эго, разоблачила собственные неудачи и извлекла уроки из допущенных ошибок, что спасло миллионы жизней. Когда капитану Чесли Салленбергеру удалось благополучно — и чудесным образом — приземлить US Airways Flight 1549 на реку Гудзон в 2009 году, его похвалили как героя и умелого пилота. Но Салленбергер возразил в ответ: "Каждое правило в руководстве и каждую процедуру мы знаем благодаря тому, что кто-то когда-то погиб... Мы за большую цену приобрели уроки, которые должны сохранить как институциональные знания и передать последующим поколениям. Мы не имеем права забыть об этих уроках". Ещё одним свидетельством приверженности авиационной отрасли обучению на чужих ошибках является использование "чёрных ящиков". Каждый самолёт оснащён двумя почти неразрушимыми "чёрными ящиками", один из которых записывает разговоры в кабине, а другой — инструкции, переданные всем бортовым электронным системам. Когда происходит несчастный случай, независимые следователи открывают "чёрный ящик", анализируют данные и раскрывают главные причины катастрофы, чтобы убедиться, что ошибка не повторится впредь. Более того, отчёты о расследованиях публикуются публично, и авиакомпании несут ответственность за реализацию рекомендуемых изменений. Награды за такое прогрессивное отношение к неудачам очевидны: в 1912 году восемь из четырнадцати пилотов армии США погибали в результате крушения самолётов, в то время как за 2013 год из трёх миллиардов пассажиров коммерческих рейсов погибло только 210 человек. Это резко контрастирует с повторяющимися ошибками, которые приводят к миллионам предотвратимых смертей в здравоохранении. Почему авиация значительно превзошла здравоохранение в предотвращении ошибок? Ответ на эту загадку можно объяснить так называемым "эффектом эго". По сути, эффект эго предполагает, что вы склонны совершать одни и те же ошибки снова и снова, защищая свои убеждения, вместо того чтобы учиться на своих ошибках и менять убеждения в ответ на противоречивые свидетельства. Вот почему Кич и члены её культа решили дожидаться летающую тарелку, несмотря на неудавшееся пророчество. Именно поэтому эксперты делают наихудшие прогнозы, прикрывая их последующими придуманными объяснениями. И именно поэтому умные люди, такие как врачи и судьи, принимают глупые решения. Ошибаться — нормально В современной культуре неудачи и ошибки не только выставляются на всеобщее обозрение, что приводит к критике и репутационному ущербу, но и стигматизируются на рабочем месте, что губит интеллектуальное принятие решений и инновации. Как результат, мы становимся жертвами эффекта эго и когнитивных предубеждений, которые заставляют нас снова и снова совершать одни и те же ошибки. Вместо этого нам стоит последовать примеру авиационной промышленности: проглотить свою гордость, признавать свои ошибки и находить способы избегать их в дальнейшем. Специально для читателей моего блога Muz4in.Net — по статье mayooshin.com P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали. Вернуться назад |