Помните пост о мужчине, который облагораживал окружающее пространство, чтобы сделать его комфортным для жизни? В комментариях много раз прозвучала мысль: надо не напрягаться самому, но напрягать тех, кто плохо выполняет свои обязанности.
Публикую на этот раз письмо Анатолия из Петербурга, ибо он добился изменений к лучшему как раз вот таким альтернативным способом:
Добрый день, Фриц. Думаю, моя история тоже будет полезна и интересна вашим читателям, тем более она про Петербург.
Я не думаю, что здесь нужно подменять один подход другим. Можно, конечно, заменить всех работников ЖКХ и сделать все за них, но и их нужно заставлять работать, поскольку мы за это им действительно платим, и тем более в современных условиях в России часто это не так сложно.
В 2012 году я купил в Петербурге в старом фонде квартиру на Фонтанке. В этом районе большинство квартир до сих пор — старые большие коммуналки, по 5-7 комнат в каждой. Живут там чаще всего небогатые люди, которым «все до лампочки», как истории из того поста. Подъезд был в ужасном состоянии, ремонт не делался лет 20, краска на стенах облупилась, плитка на полу была побита, перила и почтовые ящики были сломаны. В подвале стояла вода по щиколотку, что влекло за собой сырость и засилье комаров.
В подъезде курили, почти на каждой лестничной площадке стояла пепельница. Поскольку лифт был маленький и неудобный, многие ходили по лестнице пешком, выбрасывая на пол окурки и обертки от конфет и печенек. Мусор на лестнице валялся всегда, управляющая компания не замечала его.
Единственным в подъезде человеком, который старался что-то изменить, был мой сосед, «старший по дому». К сожалению, он так и не добился, чтобы в подъезде был бы сделан ремонт, и он был уверен (так его убедили коммунальщики), что вода в подъезде – это грунтовые воды, которые убрать невозможно, ибо река Фонтанка протекает в 30 метрах.
Я решил попробовать что-то изменить, хотя подход, описанный в вашем посте, не подходил для меня. Во-первых, потому что у меня "руки из спины растут", и я просто не люблю физический труд. Во-вторых, потому что мы каждый месяц платили коммунальщикам, в том числе и за косметический ремонт, и за уборку подъезда. В-третьих, потому что у меня не было времени на то, чтобы делать всё самому. В-четвертых, потому что для того, чтобы самому сделать ремонт в подъезде и тем более убрать воду из подвала требовалось реально немало денег. В-пятых, я человек в этом смысле ленивый, готовый лучше всё оптимизировать, чем сделать самому. Соседи, конечно, не готовы были ничем помогать, потому что «всё равно никто ничего не будет делать», «мы и так уже привыкли» и так далее. Да и не знал я никого из соседей кроме того, «старшего».
Что я сделал? Тогда как раз появились электронные приемные у всех госорганов и сайт «РосЖКХ», который позволял составлять письма в различные инстанции по готовым шаблонам. К слову, с тех пор письма с этого сайта не принимаются госорганами (нужно отправлять со своего мэйла), зато появилось много других подобных государственных и негосударственных сервисов («Сердитый гражданин» и пр., в Петербурге это https://gorod.gov.spb.ru), позволяющих сделать то же самое. Я зашел в «РосЖКХ», там всё было просто, направил жалобы во все возможные инстанции, включая Горжилинспекцию, прокуратуру и пр.
Через какое-то время пришли ответы-отписки оттуда и отсюда, откуда-то не пришли вообще. Я не поленился и распечатал те же письма, купил конверты и отправил их обычной почтой. Отправлял, пока не добился вместо отписок результатов. Вся переписка продолжалась несколько месяцев. Чтобы сократить историю, скажу, что через 5-6 месяцев в подъезде таки сделали косметический ремонт. Покрасили стены, починили перила и пр. На решение этой задачи у меня ушло часа 2 на распечатки и походы на почту, и рублей 200 на письма. Я не юрист, практически все тексты писем я брал с «РосЖКХ», поэтому напрягаться с придумыванием писем мне тоже не пришлось.
Дальше была эпопея с подвалом. Я писал, мне приходили отписки, что «невозможно», «уже все сделали», «мы присылали инспекцию» и пр. Я продолжал им писать. В какой-то момент после очередного «проблема устранена», я зашел в подвал, сделал палкой круги на воде, сфотографировал их, распечатал фотографии и отправил всё еще раз письмами во все инстанции.
Через год после начала всей этой переписки и через 2 недели после той отправки фотографий, наконец, пришли правильные люди, которые поменяли в подвале трубы. «Грунтовые воды» неожиданно исчезли, подвал стал сухим. Торжественно и под роспись управдом мне это продемонстрировала. На всю переписку и отправку писем по подвалу я затратил еще 1-2 часа своего времени на протяжении года и, может, еще 100-200 руб.
В течение этого общения я узнал, что в Санкт-Петербурге существует чудесный телефон 004. Если позвонить по нему и сообщить о любой (!) проблеме в подъезде, в доме и вообще где угодно в городе, то они берут заявку и «напрягают» управляющую компанию, которая в течение недели устраняет проблему, а потом «Служба 004» звонит и спрашивает, насколько ты удовлетворен ее решением. Я проверял несколько раз, когда было лень писать письма, просто звонил, это отнимало у меня 2-3 минуты времени.
Что касается мусора и курения в подъезде. По мусору я сделал так: распечатал листочки с таким текстом, который я, естественно, не сочинил сам (таланта нет), а подсмотрел в другом каком-то подъезде:
Беречь подъезд давайте свой!
Окурки уносить с собой!
Не сыпать мусор тут и там!
И не плеваться по углам!
Друзья, подъезд наш общий дом!
Чужие редко ходят в нём!
Дадим все вместе грязи бой!
И уберем все за собой!
Расклеил эти листочки ночью на каждом этаже. Их срывали, жгли сигаретами, разрисовывали, а я методично заклеивал их новыми такими же. Ещё я нашёл в интернете значок «Не курить» (перечеркнутая сигарета), распечатал на самоклейке и также ночью приклеил на каждом этаже. Как и с текстами, заклеивал заново, когда их срывали. Проходя по лестнице, я каждый раз выбрасывал пепельницы или пустые пачки из-под сигарет с окурками.
Я ни разу не вступал в разговоры, препирательства или конфликты с соседями ни по поводу курения, ни по поводу мусора, поскольку думаю, что нотации, замечания и морализаторство не очень эффективны. Тем не менее несколько раз я наблюдал, как это делали другие. Сами соседи делали замечания курящим в подъезде, говоря: “вы же видите здесь знак «не курить»”! На все это у меня ушло еще может, 2 часа моего времени и 200 рублей на самоклейку.
В результате через год после моего въезда в квартиру в подъезде был сделан ремонт, вообще прекратили курить и стало абсолютно чисто. Более того, я уже 4 года не живу в этом подъезде и, соответственно, ничего не делаю. Тем не менее, иногда я бываю там (квартира осталась) и вижу, что и сейчас никто не курит, и на лестнице нет мусора. Как я писал, на решение всех этих проблем в течение года я затратил, может, часов 5-6 своего времени и не больше 500 рублей. Ну и управляющая компания поняла, что что-то нужно делать.
У всей этой истории появился неожиданный результат. После всех моих писем мне позвонили из управляющей компании и предложили стать «старшим по дому». На все мои попытки объяснить, что я не хочу, и вообще мы собираемся уезжать из Петербурга, они возразили: «ну всё равно, вы же можете» и мне пришлось согласиться. Правда, мы прожили в Петербурге после этого недолго, не более года. Мне пришлось разок обойти весь дом, сфотографировать все, что требовало ремонта и согласовать с управляющей компанией текущий ремонт на следующие 2 года… Который они методично выполнили.
Даже теперь, когда я уже 4 года там не живу, мне иногда приходят письма и звонки по поводу нашего дома и подъезда. Я все переадресую соседу, который единственный в подъезде (а может и в доме) думает об общем благе.
Фриц Морген