C незапамятных времен борода считалась признаком зрелости и мудрости, силы и власти. Почти всегда богов, царей и героев, если не требовалось специально подчеркнуть их юность, изображали бородатыми.
Цари Древнего Египта по принятому обычаю свои волосы приносили в жертву богам, а затем к бритому подбородку при помощи тесемок привязывали фальшивую бороду, сделанную из драгоценных металлов, часто украшенную змейкой — символом бессмертия. Даже царица Хатшепсут, долго правившая Египтом, после смерти мужа и сына изображалась, как и положено фараону, с бородой. Соседи египтян — иудеи проблем с бородой не имели и по традиции свою пышную растительность не брили. В Древней Ассирии и Персии длина бороды находилась в строгом соответствии со статусом. У воинов она могла доходить только до уровня плеча, а вот для правителей никаких ограничений не существовало. Бороду, закрывавшую большую часть лица, и ассирийцы, и персы завивали и укладывали ярусами, умащивая маслами.
К бороде, имеющей конусообразную форму, с большим почтением относились в Древней Греции, вплоть до эпохи Александра Македонского, который приказал воинам в обязательном порядке брить подбородки. Существует несколько версий того, почему все-таки великий полководец ввел запрет на это «украшение». Возможно, потому, что он хотел всегда выглядеть молодо, а возможно, и потому, что у него самого плохо росла борода. Хотя военные историки утверждают, что такое решение было принято для большей неуязвимости греческих воинов, чтобы враг не мог ухватить их за бороду во время сражения. Носить бороду было позволено только ученым и философам. Римляне, для которых борода была атрибутом варваров, не носили ее вообще, и лишь в период упадка римских духовных ценностей, при императоре Адриане (117—138 годы), увлекающемся философией, борода вошла в моду.В Западной Европе в XII веке ношение бороды было категорически запрещено католическим духовным лицам. В эпоху Ренессанса только ландскнехты — наемные солдаты — отваживались носить небольшие бородки и бакенбарды, вызывая недоумение европейцев. И лишь с XVI века борода благодаря благосклонному отношению к ней властей предержащих вошла наконец в Европе в моду. Этому элементу мужской прически даже стали присваивать «королевские титулы». Так появились маленькая острая борода а-ля Генрих IV, бородка и усы а-ля Ройал — мушка, придуманная королем Людовиком XIII.
В отличие от католической православная церковь считала бритье бороды обычаем, недостойным христианина. Во всех былинах и сказаниях ее описание служит дополнительной характеристикой персонажа. У добра-молодца она кучерявая, у хорошего человека – окладистая и аккуратная, у пройдохи — редкая и куцая, у злодея — огромная и растрепанная. В «Русской Правде» Ярослава Мудрого записано, что за «поторгание» бороды, иначе говоря, за причинение ей ущерба, полагался штраф размером 12 гривен, для сравнения: за убийство холопа штраф составлял всего 6 гривен.
Впервые мода брить подбородок появилась с легкой руки Василия III. Правда, это нововведение вызвало бурное негодование священнослужителей. Высший церковный иерарх того времени митрополит Даниил наставлял поддавшихся новому веянию: «… волосы не только бритвою вместе с телом сбриваешь, но и мужское лицо свое на женское претворяешь».
С приходом к власти Ивана IV в 1551 году такие вольности были пресечены постановлением Стоглавого собора (Стоглав). «Ни один безбородый да не обретет Царства Небесного». И это было единым законом для всех, вплоть до Петровских реформ.
Петр I повел решительную борьбу с бородой, считая ее наличие признаком невежества и бескультурья. Исключение составляли лишь духовенство и крестьяне. Бояре, дворяне, служилые люди и купцы особым указом были лишены права носить бороду. А для тех, кто категорически не хотел «оголяться», были введены непомерно высокие «бородовые» пошлины. Для купцов, например, она составляла 100 рублей. Уплатившим пошлину выдавались особые разрешающие знаки, на которых были вычеканены борода и усы и надпись «Деньги взяты».
Начиная с петровских времен и вплоть до окончания царствования Александра I ношение бороды было не принято. Правда, в 30-е годы XIX века славянофилы все же решились отпустить бороду, но спустя 10 лет, по приказу Николая I, с большой неохотой вновь расстались с ней. И только в 1863 году Александр II отменил «бородовые» запреты.
Русский царь Александр III, вступивший на престол в 1881 году, подчеркивая верность обычаям предков, носил окладистую бороду. Николай II также продолжил эту традицию, правда, стриг бородку по последней моде, на английский манер.
К середине ХХ веке мужчины зачастую отращивали бороду, подражая своим кумирам: политическим деятелям, писателям, артистам. Борода, сумевшая пережить все затейливые повороты истории и изменявшая по воле моды длину и форму, и в современном мире нового тысячелетия продолжает оставаться явлением далеко не редким.
фото: vokrugsveta.ru