Сергею Студенникову удался новый ловкий и успешный ход — предприниматель объединяет свою сеть «Красное&Белое», специализирующуюся на торговле алкоголем, с конкурентом «Бристоль» и сетью супермаркетов «Дикси». Новая компания будет иметь более 13 тысяч магазинов и станет таким образом третьим по величине ритейлером в России. В прошлом году оборот трех компаний составил в общей сложности 671,6 миллиардов рублей (порядка 8,9 миллиардов евро).
История успеха Студенникова началась в Челябинске. В этом городе-миллионере на азиатской стороне Уральских гор предприниматель в 2006 году открыл первый магазин «Красное&Белое». «Эта компания — дискаунтер, специализирующийся, в первую очередь, на продаже алкоголя и табака», — пояснил эксперт по розничной торговле Виктор Дима из компании «Атон». Магазины, по его словам, имеют малую площадь, обставлены по-спартански скромно и не предлагают покупателям никаких особых изысков, тем самым отчасти напоминая Россию 1990-х годов. Название тоже не является исключением: «Красное&Белое» — своего рода напоминание о том, как русские потребляли алкоголь в первые годы после распада СССР. О белом вине в России тогда еще толком не знали. Официанты в ресторанах спрашивали клиентов просто: «Красного или белого?» — и подавали красное вино или водку.
В ассортименте сети всего 1,3 тысяч наименований продукции. Две трети из них приходятся на алкоголь и сигареты. Остальное — это товары вроде чипсов, шоколада или тарелок. Что именно выложено на витрине, зависит от предложения конкретного поставщика. Но самое главное — чтобы продукты были хорошего качества, дешевыми и имелись в достаточном количестве. Несмотря на скромную маржу, поставщики в плюсе. Благодаря небольшому ассортименту на полках магазинов нет «конкуренции» между товарами, и это обеспечивает производителям большие обороты.
Первый магазин в начале 90-х
Своей концепцией Студенников поставил с ног на голову всю российскую розничную торговлю. Его сеть предлагала алкоголь по более низким ценам, чем супермаркеты, и сокращала их большую маржу. Поскольку «Красное&Белое», в отличие от классических винно-водочных магазинов, продавала также продукты питания и другие товары народного потребления вроде сковородок или батареек, сеть отобрала у конкурентов существенное количество покупателей, интересовавшихся не только алкоголем.
Предложение «Красного&Белого» оказалось для чувствительных к ценам российских потребителей чем-то сродни удару молнии. Поэтому новые магазины сети стали появляться, словно грибы после дождя. В октябре прошлого года Студенников сказал в интервью информационному агентству «Блумберг» (Bloomberg), что по всей стране ежедневно открывается по шесть новых магазинов «Красное&Белое».
Как работает этот бизнес, Студенников, отец которого был скромным агрономом, понял в последние годы существования Советского Союза. Его первый магазин продавал в начале 1990-х годов алкоголь и сигареты. Тогда с импортом товаров из-за рубежа были проблемы, и процветал «черный рынок». В те «лихие времена» Студенникову удалось удержаться на плаву и заработать первые деньги. Поучаствовав в основании нескольких магазинов, он понял, что успеха можно добиться, только если создать целую сеть. Так что позднее он основал «Красное&Белое» именно как сеть.
Обогащающий алкоголь
Студенников известен как холодный и расчетливый делец. Он строго контролирует своих продавцов и ставит перед сотрудниками высокие цели. Так, по сообщениям СМИ, обеденный перерыв у сотрудников «Красного&Белого» длится всего 15 минут, а еще они обязаны сами выкупать нераспроданный товар. В то же время эксперты высоко оценивают его лидерские качества и «пробивные» способности. Сеть «Красное&Белое» сделала Студенникова богатым человеком. В прошлом году его личное состояние превысило миллиард долларов.
Но 52-летний предприниматель стремится повлиять не только на российский ритейл. По информации российского издания «Форбс» (Forbes), миллиардер хочет произвести революцию в культуре потребления алкоголя в России — не больше и не меньше. Так, населению, исторически привыкшему пить водку, следует осознать, что потребляемый алкоголь должен иметь высокое качество. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), русские выпивают в среднем 11,7 литров алкоголя в год, что на 80% превышает средние показатели во всем мире. При этом на качественное вино и пиво приходится лишь крохотная часть. «Алкоголь должен обогащать жизнь, а не быть просто средством, чтобы напиться до смерти», — поясняет Студенников. С этой целью «Красное&Белое» проводит специальную подготовку своего персонала. На учебу каждый сотрудник должен тратить до пяти часов в неделю.
Вопрос в том, сумеет ли Студенников продолжить свою историю успеха в новой компании. Согласно ее сообщению, доля миллиардера составит всего 49%. Тем не менее, эксперт Виктор Дима уверен, что Студенников добьется успеха и на этом поприще. Слияние компаний в ритейле обычно становится одним из главных преимуществ на рынке. Так что новообразованный ритейлер, по мнению эксперта, вполне может потеснить лидеров Х5 и «Магнит», которым теперь придется готовиться к жесткой конкуренции. Сергей Студенников в минувшие годы наглядно показал, на что он способен.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.