В двадцатом веке почти все страны экспериментировали с панельными микрорайонами. Сейчас может показаться, что подобная застройка есть только в России. Но нет, индустриальное домостроение, типовые дешевые проекты, возможность быстро расселить десятки тысяч человек соблазняли почти все страны. Развилка наступила в конце шестидесятых. Именно тогда поняли, что подобный тип застройки не работает. Причём поняли, как в Советском Союзе, так и на капиталистическом Западе.
Один-два типа жилых зданий плохого качества и нарушение идеи комплексности уже не радовали ни пролетариат у нас, ни буржуев за кордоном. В Союзе песенка "Я влюблён, я влюблён в Юго-Западный район" сменилась многочисленными анекдотами про мужа, попавшего вместо своего дома в чужой, апофеоз которых нашёл своё воплощение в "Иронии судьбы".
Но перед архитекторами стояла лишь одна задача – как можно больше квадратных метров. Вопросы качества предлагалось решать будущим поколениям.
На Западе же просто перестали строить панельные муравейники и потихоньку начали сносить старые.
Сегодня я хочу показать вам последний барселонский панельный микрорайон! Его начали строить в 1964 году и он стал самым масштабным подобным проектом в городе. Туристы, приезжающие в Барселону, даже не подозревают, что у них там есть свои "Черёмушки".
В середине шестидесятых в Барселоне случился бум автомобильной промышленности, и городу потребовались новые рабочие руки. И они нашлись, но в других регионах Испании. А значит, их нужно где-то расселить. Ответом на этот вызов стал район Беллвитже, застроенный не как привычная нам квартальная Барселона, а целиком состоящий из панельных многоэтажек. В итоге за 10 лет в 10 тысячах квартир расселили 32 тысячи трудовых мигрантов и членов их семей. Строили, конечно, не ахти как. Примитивная планировка, полное отсутствие теплоизоляции, одинаковые параллельные дома, отсутствие общественных пространств...
Максимальное население района — чуть больше 32 тысяч человек в 1986 году, а к 2010 оно уменьшилось до 25 тысяч. Виной тому называют изменение состава испанской семьи, но, может, кто-то просто захотел отсюда уехать?
01. Вот Беллвитже во время строительства первых домов. Вокруг поля и только далеко за ними город.
02. Стройка в разгаре, но здесь всё ещё живут и работают фермеры. А блоки собирают совсем рядом, что позволяет возводить по 4-8 квартир в день. Испанская ударная стройка.
03. Конец шестидесятых. Уже построенные дома по-прежнему окружают поля.
04. Новосёлы мчатся навстречу своему счастью.
05. А вот девяностые годы. Ненужные автомобилям и не обустроенные для пешеходов земли превратились в пустыри.
06. И наши дни. Огромный двухуровневый забор скрывает за собой не какой-нибудь концлагерь, а местную школу.
07. Со спутника район выглядит вот так. Раньше тут были поля и ручьи, а потом землю выкупил город и навёл тут порядок. В конце восьмидесятых до Беллвитже дошло метро, а раньше район был практически изолирован от остального города. В это же время Барселона становится модным туристическим направлением, а район становится южными воротами города — рядом дорога в аэропорт. В самом же районе появляются больница и отель.
08. Вокруг буквально ничего нет. Слева ещё один небольшой спальный район, справа промзона, а позади пустырь и автомагистраль. Домов всего два вида: многоподъездные на 14 этажей и башни чуть выше.
09. Это первые дома, которыми застраивали район. Они очень простые, в них даже нет балконов!
10. Окна маленькие, а с северной стороны они ещё и спрятаны за бетонными решетками. Выглядит совсем жутко.
11. В последующих сериях уже появились балконы!
12. Вдоль нескольких домов относительно недавно появилась вот такая пешеходная зона. А до восьмидесятых годов тут думали только об автомобилистах и общественные пространства не развивали совсем.
13. Вдоль спортплощадки высаживают деревья.
14. На улицах тоже не забыли о благоустройстве.
15. Думаете, только в России есть дворы-парковки?
16. За неимением места во дворах, машины паркуют и на широких улицах.
17. Нетипичные для Барселоны фасады с блоками кондиционеров. В центре города такого не встретишь.
18. Другое дело — отремонтированные балконы.
19. Заселены все этажи, включая первые. Решётки тут ставят на первых двух-трёх этажах. Хоть район и считается относительно безопасным, но все равно воруют. Фасады старые, есть угроза обрушения, так что иногда можно встретить строительную сетку. Сейчас их ремонтируют, меняют обшивку балконов.
20. Если не считать вывешенного наружу белья, и не скажешь, что находишься не в России!
21. Дворы разделены на три, по задумке, равные части: сквер, тупиковая парковка и коммерческое здание. Но на деле парковка занимает куда больше территории, потому что паркуются ещё и вдоль сквера.
22. В коммерческих строениях два этажа и подвал.
23. Там располагаются офисы, магазины и кафе. Эти здания были заложены в проект района, а вот школу здесь построили только десять лет спустя.
24. В большинстве своём сейчас тут только несколько продуктовых магазинов и десятки пивных. Всё как в российских спальниках.
25. Раньше здесь была дельта реки, а потому ландшафт остался неровным.
26. Изначально это был район для автомобилистов, но оказалось, что у мигрантов нет столько машин, чтобы его заполнить, и двадцать лет спустя автомобили потеснили пешеходы. Сегодня же полно и машин, и парковок для них.
27. И все забиты до отказа.
28. Школьная спортивная площадка.
29. Запаркованы и улицы, и дворы.
30. Стоит отметить, что везде отличный асфальт, разметка, всё очень чисто
31.
32. Подъезды тоже чистые и аккуратные. Почти везде стеклянные двери.
33. Районный парк основали только в конце восьмидесятых — больше, чем через 20 лет после строительства первых домов. А до того тут, видимо, был пустырь, и могли бы появиться ещё несколько многоэтажек, если бы не изменение градостроительной политики.
34. Сквозь район проходит такой бульвар. И это не ровный широкий проспект, как магистрали вокруг Беллвитже, а искривлённая улочка. До строительства района здесь текли ручьи, рельеф которых сохранили с помощью рисунка улиц.
35. Бульвар продолжается и в промзоне, небольшую часть которой урбанизировали для соединения района с городом пешеходной зоной.
36. Автобусная остановка. Сейчас уехать из Беллвитже — не проблема, но много лет это был городской анклав.
37. За железной дорогой ещё один подобный район, Горнал, возведённый примерно в это же время.
38. Тут уже массово строили башни. Возможно, так бы застроили и весь Беллвитже, если бы сразу обнаружили, что такая вышка и занимает меньше земли, и проще возводится. А учитывая количество прибывших в Каталонию мигрантов (больше ста тысяч), и без того один из самых плотно населённых районов города мог бы вырасти в несколько раз.
39. Но поздно спохватились — успели построить только десяток башен. А дальше жители воспротивились растущей плотности населения при отсутствии инфраструктуры. И, в том числе, именно из-за такой гражданской активности во многих странах прекратилось строительство подобных районов, предназначенных только для того, чтобы дать людям крышу над головой, но не наделить их всем необходимым. За продуктами — в город. В школу — в город. К врачу — в город. Погулять — в город.
40. Очень опасный пешеходный переход. Человека на нём не видно из-за припаркованных машин. Так делать нельзя.
41. Между домами простенькое общественное пространство. Но по первоначальному проекту наверняка не было и его.
42. Тут есть интересный тип пятиэтажки — на ножках! Фактически 4 этажа, на первом только входная группа
43. Уже что-то более экзотичное. И пальмы добавляют колорит.
44.
45. Классическая (в плохом смысле) детская площадка. И скутер у заборчика тоже хорош.
46. Народ тут простой, сушит пакеты! Давно вы кстати стирали и сушили целлофановые пакеты? А тут это в порядке вещей.
47. Кстати, сразу видно, что в таких районах живет немного другой народ. Если в центре Барселоны многие демонстративно топят за независимость Каталонии и во многих окнах висят каталонские флаги, то тут наоборот – из окон вывешивают флаги Испании! Сепаратизм не пройдёт! Бабушки против ;)