ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Как же человек все-таки противостоит искушениям?

Как же человек все-таки противостоит искушениям?


21-10-2018, 20:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Как же человек все-таки противостоит искушениям?

Про стэнфордский зефирный эксперимент сегодня написано много ерунды. Нередко его сводят к следующему: мол, ученые проверили силу воли у детей, искушая их зефирками, а затем проследили, как сложилась их судьба. Те, кто еще в детстве проявляли выдержку, в будущем стали успешными людьми. А те, кто легко поддавались искушениям, со временем превратились в неудачников.

Какой из этого делают вывод? Правильно: если у человека изначально не было силы воли, то ему в этой жизни ничего и не светит. Такая вот у него «лузерская карма».

К счастью, слухи о врожденных способностях снова оказались сильно преувеличенными, любой человек может со временем научиться самоконтролю. 

Итак, поехали!

Как проходил эксперимент?

Психолог Уолтер Мишел еще с юности интересовался проблемами самоконтроля. И это не удивительно: он отлично знал на своей шкуре, что значит «поддаться соблазну».

Уолтер Мишел и его знаменитый зефир

За день психолог выкуривал три пачки сигарет, а когда заходил в кафе, то не мог удержаться, чтобы не заказать какой-нибудь вредный десерт. А потому он уже давно мечтал выяснить: как же человек все-таки противостоит искушениям?

Такая возможность представилась ему в Стэнфордском университете. При университете работал свой большой детский сад, который посещали дети от 4 до 6 лет. В этом возрасте у детей активно идет формирование способностей к самоконтролю, а значит психолог мог изучить силу воли в ее «первозданном виде».

С согласия родителей, Уолтер Мишел начал серию экспериментов, которые сегодня уже считаются классическими. С их помощью он сумел выяснить, как работает наш механизм самоконтроля и нашел несколько алгоритмов борьбы с соблазнами. Эксперименты проводились с разными вариациями, но общий принцип был примерно следующим:

Ребенка заводили в пустую комнату, где не было ни игрушек, ни других предметов, привлекающих к себе внимание. Здесь хитрые психологи предлагали ребенку на выбор какую-нибудь вкусность: зефирку, печенье, кренделек или мятный леденец. Одним словом, это были те вещи, которые жестокосердные родители (сотрудники Стэнфорда) обычно ему запрещали.

Психолог раскладывал угощение перед ребенком и объяснял:

— Ты, конечно же, можешь съесть все это прямо сейчас. Но если ты подождешь 15 минут, я увеличу количество сладостей вдвое.

Когда ребенок соглашался, исследователь говорил:

— Сейчас мне нужно отлучиться по делам. Если ты все-таки захочешь съесть зефирку, то просто нажми на звонок.

Психолог уходил, а ребенок оставался один на один с искушением.

Простой выбор: одна зефирина сейчас, или две, но потом.

Ученые сидели в соседней комнате и наблюдали за ходом эксперимента через специальное прозрачное зеркало («зеркало Гезелла»). В эти мгновения перед ними разворачивались настоящие драмы, достойные экранизации.

Одни дети мгновенно съедали лакомство, едва экспериментатор выходил из комнаты. Другие дети то тянулись к звонку, то испугано отдергивали руку (куда там Фродо с его кольцом!). Третьи — пытались отвлечь себя от сладостей: закрывали глаза, отворачивались, раскачивались на стуле или распевали песни.

Больше всего ученых потряс 6-летний мальчик по имени Роберто. Убедившись, что исследователь ушел, он разделил печенье на две половики и стремительно вылизал всю начинку. Затем он снова соединил половинки и положил их обратно на тарелку. Психологи сошлись во мнении, что мальчик сможет стать успешным политиком.

Всего в экспериментах приняли участие более 550 детей. Некоторые съедали угощение сразу, но большинство из них чуть позже,они поддавались искушению, пока ожидали возвращения исследователя. И только примерно треть детей с честью выдержала испытание зефиром.

Благодаря зефирным экспериментам ученые узнали много нового о наших способностях к самоконтролю. К сожалению, в интернете об этих открытиях сегодня почти не пишут. Главной темой для обсуждения стал один интересный «побочный эффект», который случайно был обнаружен спустя некоторое время. Давайте же и мы об этом поговорим.

Дальнейшая судьба участников

На самом деле, Уолтер Мишел вовсе не планировал растягивать свой эксперимент на десятилетия. Но все сложилось иначе.

Его дочери, которые учились вместе с участниками зефирного текста, часто рассказывали отцу о делах в школе и об успехах своих одноклассников. Вот тут ученый и заподозрил неладное.

Он поговорил с родителями своих бывших подопечных и узнал кое-что интересное. Например, что дети, которые успешно прошли «испытание сладостями», учились лучше других. Они были более внимательны, дисциплинированы и усидчивы. А те, кто в свое время съели злосчастную зефирину, большими успехами похвастаться, увы, не могли.

— Хм! — сказал ученый и решил проверять участников эксперимента каждые десять лет.

Но и через десять лет, когда дети стали взрослыми дядями и тетями, «зефирная карма» все так же влияла на их жизнь.

Дети, которые смогли немного потерпеть ради второй зефирины:

получали более высокие балы на тестах при приеме в университеты;

среди них был ниже процент употребляющих наркотики;

меньше вероятность ожирения;

они лучше реагировали на стресс;

у них были лучше развиты социальные навыки;

и вообще были более высокие баллы в самых разных областях.

Всего одна конфета – и такая разница?

РЕКЛАМА

Уже в XXI веке появилась возможность исследовать участников эксперимента еще раз, но уже с помощью МРТ. У тех, кто когда-то благополучно справился с зефирным тестом, префронтальная кора оказалась более активной. Впрочем, ученые подозревали это с самого начала.

Мишел решил проверить результаты и провел несколько экспериментов с другими детьми. Испытуемые были разных национальностей, из разных городов и социальных групп. Но картина оставалась прежней: прошедшие зефирный тест и в дальнейшей жизни демонстрировали способности к самоконтролю.

Значит ли все это, что «судьба человека предопределена» и он уже ничего изменить не сможет? Некоторые  делают такой мрачный вывод: «Работа Мишела выявила и еще один неутешительный факт: способности сопротивляться искушению почти невозможно научиться, если она изначально не заложена в человеке».

Cам Мишел с такими выводами категорически не согласен. Во-первых, среди участников экспериментов были и те, чья способность к самоконтролю со временем значительно изменилась.

Во-вторых, ученый утверждает, что наша сила воли зависит не только от набора генов. В равной степени она формируется воспитанием и той средой, в которой живет человек. И, конечно же, нельзя забывать о способности людей сознательно работать над собой и своими привычками.

Наш мозг обладает одним удивительным качеством – нейропластичностью. Он не просто пассивно «валяется» в черепной коробке. Нет, наш мозг непрерывно учится, меняется и перестраивается всякий раз, когда мы получаем новый опыт. И это значит, что каждый человек способен изменить свои личные качества и все-таки научиться бороться с любыми искушениями.

Исследователи отслеживали каждого участника более 40 лет. И снова и снова, группа тех, кто терпеливо дождался второй зефирины, преуспевала во всех областях, которые измерялись. Т.е. серии экспериментов подтвердили, что способность откладывать вознаграждение было критически важным для успеха в жизни.

Оглянитесь вокруг — это ведь везде работает…

Если вы отложите удовольствие от просмотра телевизора, вы сможете написать новую статью и выложить его на блог.

Если вы отложите удовольствие от выкуренной сигареты, вы станете здоровее и красивее.

И таких примеров бесчисленное множество. Успех обычно приходит тогда, когда вы выбираете трудный путь дисциплины вместо легкого развлечения.

Одна зефирина сейчас, или две, но потом?

Исследователи из Университета Рочестера решили выяснить ,что определяет нашу способность к отсроченному вознаграждению. Для этого они повторили зефирный эксперимент, но с важным дополнением.

Сначала они разделили детей на 2 группы.

Первую группу подвергли серии «ненадежных опытов». Например, исследователь давал ребенку маленькую коробку карандашей и обещал принести большую, но никогда не приносил. Или давал маленький стикер и обещал принести несколько стикеров, но снова обманывал.

А у второй группы были очень «надежные опыты». Им обещали лучше мелки и приносили их. Им обещали лучшие стикеры, и они их получали.

 

Как это повлияло на зефирный эксперимент?

Дети из ненадежной группы живенько съедали свою зефирину. Потому что справедливо НЕ ДОВЕРЯЛИ исследователю. Но и вторую зефирину тоже не получали.

А дети из второй группы уже научились видеть выгоды отсроченного вознаграждения. Каждый раз, когда исследователь давал обещание и выполнял его, детский мозг регистрировал 2 вещи:

 

1) подождать вознаграждения очень выгодно;

2) я вполне способен подождать.

В результате, вторая группа ждала в среднем в 4 раза дольше, чем первая группа. И получала больше заслуженных зефирин.

Получается, способность ребенка к отсроченному вознаграждению не было врожденным. Она зависела от опыта и окружающей среды. Всего несколько минут «ненадежного» или «надежного» опыта хватило, чтобы подтолкнуть ребенка в ту или иную сторону.

Ключевой момент:

Даже если вы не умеете хорошо откладывать удовлетворение сейчас, вы можете этому научиться.

Детям понадобилось надежное окружение, чтобы исследователь делал то, что обещал.

 

Вы можете сделать то же самое. Мы можем натренировать нашу способность откладывать удовлетворение, так же, как мы можем тренировать наши мышцы в тренажерном зале.

Проведите свой эксперимент: вы обещаете что-то маленькое, а потом выполняете обещанное. Снова и снова, пока ваш мозг привыкнет:

Каждый из нас встречается с той или иной разновидностью «зефирного теста» каждую минуту своей жизни. Нас искушают не столько сладкие лакомства, сколько  эмоциональная информация, интернет, телевизор, окна браузера, телефоны, планшетники — все те устройства, которые соединяют нас со всемирной системой доставки информации, которая действует на нас так же, как зефир на детей.

ссылка

источник

П.С. А может, и нет никакого отсроченного вознаграждения? Есть просто умение получать удовольствие не только от зефира.Как кошка – не сразу накидывается на еду. А ходит вокруг, принюхивается, оттягивает удовольствие. В этом – особый кайф, и особое удовольствие. Что-то вроде любовной прелюдии. Уметь насладиться предчувствием, дать время почкам набухнуть, и цветам распуститься. А потом протянуть руку – и не торопясь, с удовольствием съесть обе зефирины…


Вернуться назад