ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Вместе безопаснее: власти позаботятся о пассажирах в совместных поездках

Вместе безопаснее: власти позаботятся о пассажирах в совместных поездках


24-07-2018, 18:33. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Вместе безопаснее: власти позаботятся о пассажирах в совместных поездкахМоё

Минтранс планирует разработать нормы для деятельности сервисов по карпулингу. С таким предложением к ведомству обратилась французская компания BlaBlaCar, которая в 2017 году столкнулась с угрозой блокировки в России из-за обвинений в организации нелегальных перевозок.

Что такое карпулинг?

Карпулинг (от англ. car — "машина" и pool — "объединение") или райдшеринг (от англ. ride — "поездка" и share — "делиться") — это совместные поездки на автомобиле, когда пассажиры возмещают водителю часть расходов. При этом попутчики выбирают оптимальный для всех маршрут. Карпулинг может быть разнообразным: от дальних поездок между городами до ежедневных коротких маршрутов дом-работа и обратно.

Как возник сервис совместных поездок?

Впервые карпулинг зародился в США во время Второй мировой, когда встал вопрос о снабжении армии топливом и водителей обязали брать с собой попутчиков. В современном виде он возник в 1970-е годы во время нефтяного кризиса, когда из-за подорожания топлива потребители искали способы экономии. После несколько потерял популярность и вернулся только в 2000-х с развитием интернета и мобильных технологий, облегчивших поиск попутчиков.

Что хотят изменить?

Как объяснили ТАСС в BlaBlaCar, компания попросила власти заняться урегулированием в сфере карпулинга, чтобы разграничить два типа поездок:

когда простые автовладельцы подвозят попутчиков, частично компенсирующих затраты на топливо;

когда нелегальные извозчики действуют с целью получения прибыли.

Французская BlaBlaCar является крупнейшей компанией на рынке карпулинга в России. По данным самой компании, более 65 млн человек пользуются ее услугами в 22 странах присутствия, в том числе и 15 млн в России. Осенью 2017 года Тимашевский суд Краснодарского края удовлетворил претензии прокуратуры, посчитавшей, что компания предоставляет услуги нелегальным перевозчикам. Позднее после апелляции суд отменил это решение и предотвратил возможную блокировку сервиса в России.

В Минтрансе согласились, что отсутствие регулирования "может приводить как к незаконной предпринимательской деятельности, так и создавать предпосылки для нарушения требований безопасности перевозок пассажиров". В пресс-службе ведомства рассказали, что все предложения по вопросу сейчас находятся в разработке. Планируется, что позже их обсудит рабочая группа, куда войдут представители федеральных и региональных органов власти и экспертного сообщества.

Директор регионального развития Союза транспортников России Вячеслав Коробовцев отметил, что в России сейчас нет законодательной практики регулирования таких сервисов, поэтому властям придется опираться на международный опыт. Как идея регулирование — это хорошо, но с точки зрения реализации — очень сложно, считает эксперт. Ведь дело касается администрирования механизмов, которые построены на доверии — автовладельцев к пассажирам, государства к сервису и наоборот.

По мнению, директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, так как большинство сервисов карпулинга действуют через интернет или мобильные приложения, отследить недобросовестных водителей должно быть несложно. Несколько поездок в день по одному направлению туда-обратно уже указывают на недобросовестность автовладельца, объяснил эксперт.

В сервисе "Яндекс.Попутка" не ответили на запрос.

Какие у карпулинга есть плюсы?

Главным очевидным плюсом карпулинга остается экономия. На билетах — для пассажиров, на бензине — для водителя.

Это особенно актуально для россиян на фоне изменений цены на топливо. С начала года оно успело подорожать почти на 8%. Остановили рост только экстренные меры по снижению акцизов на бензин и дизель и отказ повышать их с 1 июля. Также правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо и увеличении поставок на внутренний рынок. Вместе с этим власти предупредили производителей о возможном повышении экспортных цен на нефтепродукты. Недавно президент Владимир Путин подписал закон, дающий правительству такое право.

Во-вторых, меньше машин — меньше трафик. Что позволяет сэкономить время на передвижении, решает проблему пробок и парковок.

Только за десять лет число легковых автомобилей в России выросло почти в два раза — с 28 млн машин в 2007 году до 42 млн в 2017 году, по данным аналитического агентства «Автостат». При этом больше всего автовладельцев закономерно оказалось в Москве и Санкт-Петербурге — 3,65 млн и 1,68 млн авто соответственно. Для улучшения ситуации с трафиком власти многих стран вводят выделенные полосы, доступные только для общественного транспорта и машин с двумя или более пассажирами. Россиянам пока доступен только первый вариант выделенных полос, куда также пускают такси с пассажирами.

Уменьшение числа автомобилей позволяет еще и снизить негативное влияние на экологию.

Карпулинг, по мнению участников рынка, выходит комфортнее, чем общественным транспортом, дешевле, чем такси, и безопаснее, чем автостопом.

Впрочем, по мнению Михаила Блинкина, карпулинг не является конкурентом тому же такси: "Этот сервис "соседских услуг" будет развиваться абсолютно независимо. Есть огромное поле форматов мобильности, которое очень сильно сегментировано — по привычкам и доходным возможностям. И потому они не конкуренты", — отметил эксперт.

Какие риски несет карпулинг?

Первый и основной минус — опасность наткнуться на недобросовестного водителя. При регистрации многие сервисы требуют подтвердить, что автовладелец не собирается зарабатывать на поездке. Кроме того, сервисы могут в любой момент потребовать предоставить документы, необходимые для его использования. Но они заранее предупреждают пользователей, что не могут гарантировать полную достоверность данных. Таким образом, безопасность и водителя, и пассажиров в пути пока остается их личной ответственностью.

Что нужно помнить при поиске попутчиков?

Детально обсуждайте с водителем поездку. Если по пути нужно будет куда-то заехать или где-то остановиться, стоит обговорить это заранее.

Уточните загруженность автомобиля. Будут ли другие попутчики, сколько будет вещей. Чтобы не пришлось везти свой чемодан на коленях.

Комбинируйте маршруты. Часто не получается найти водителя на весь путь. Тогда разбивайте его на несколько отрезков и ищите машину для каждого из них.

Не пренебрегайте страховкой. По желанию страхование жизни и здоровья можно оформить и на короткий период поездки.

И самое главное — помните о безопасности. Выбирайте попутчиков на проверенных сервисах и сайтах, читайте отзывы и не стесняйтесь спрашивать у водителей дополнительную информацию.

Подробнее на ТАСС


Вернуться назад