ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Вместе безопаснее: власти позаботятся о пассажирах в совместных поездках
Вместе безопаснее: власти позаботятся о пассажирах в совместных поездках24-07-2018, 14:23. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Кирилл Кухмарь/ТАСС
Минтранс планирует разработать нормы для деятельности сервисов по карпулингу. С таким предложением к ведомству обратилась французская компания BlaBlaCar, которая в 2017 году столкнулась с угрозой блокировки в России из-за обвинений в организации нелегальных перевозок.
?
Карпулинг (от англ. car — "машина" и pool — "объединение") или райдшеринг (от англ. ride — "поездка" и share — "делиться") — это совместные поездки на автомобиле, когда пассажиры возмещают водителю часть расходов. При этом попутчики выбирают оптимальный для всех маршрут. Карпулинг может быть разнообразным: от дальних поездок между городами до ежедневных коротких маршрутов дом-работа и обратно. ?
Впервые карпулинг зародился в США во время Второй мировой, когда встал вопрос о снабжении армии топливом и водителей обязали брать с собой попутчиков. В современном виде он возник в 1970-е годы во время нефтяного кризиса, когда из-за подорожания топлива потребители искали способы экономии. После несколько потерял популярность и вернулся только в 2000-х с развитием интернета и мобильных технологий, облегчивших поиск попутчиков. ?
Как объяснили ТАСС в BlaBlaCar, компания попросила власти заняться урегулированием в сфере карпулинга, чтобы разграничить два типа поездок:
Французская BlaBlaCar является крупнейшей компанией на рынке карпулинга в России. По данным самой компании, более 65 млн человек пользуются ее услугами в 22 странах присутствия, в том числе и 15 млн в России. Осенью 2017 года Тимашевский суд Краснодарского края удовлетворил претензии прокуратуры, посчитавшей, что компания предоставляет услуги нелегальным перевозчикам. Позднее после апелляции суд отменил это решение и предотвратил возможную блокировку сервиса в России. В Минтрансе согласились, что отсутствие регулирования "может приводить как к незаконной предпринимательской деятельности, так и создавать предпосылки для нарушения требований безопасности перевозок пассажиров". В пресс-службе ведомства рассказали, что все предложения по вопросу сейчас находятся в разработке. Планируется, что позже их обсудит рабочая группа, куда войдут представители федеральных и региональных органов власти и экспертного сообщества. Директор регионального развития Союза транспортников России Вячеслав Коробовцев отметил, что в России сейчас нет законодательной практики регулирования таких сервисов, поэтому властям придется опираться на международный опыт. Как идея регулирование — это хорошо, но с точки зрения реализации — очень сложно, считает эксперт. Ведь дело касается администрирования механизмов, которые построены на доверии — автовладельцев к пассажирам, государства к сервису и наоборот. По мнению, директора Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаила Блинкина, так как большинство сервисов карпулинга действуют через интернет или мобильные приложения, отследить недобросовестных водителей должно быть несложно. Несколько поездок в день по одному направлению туда-обратно уже указывают на недобросовестность автовладельца, объяснил эксперт. В сервисе "Яндекс.Попутка" не ответили на запрос. ?
Главным очевидным плюсом карпулинга остается экономия. На билетах — для пассажиров, на бензине — для водителя. Это особенно актуально для россиян на фоне изменений цены на топливо. С начала года оно успело подорожать почти на 8%. Остановили рост только экстренные меры по снижению акцизов на бензин и дизель и отказ повышать их с 1 июля. Также правительство договорилось с нефтяными компаниями о заморозке цен на топливо и увеличении поставок на внутренний рынок. Вместе с этим власти предупредили производителей о возможном повышении экспортных цен на нефтепродукты. Недавно президент Владимир Путин подписал закон, дающий правительству такое право. Во-вторых, меньше машин — меньше трафик. Что позволяет сэкономить время на передвижении, решает проблему пробок и парковок. Только за десять лет число легковых автомобилей в России выросло почти в два раза — с 28 млн машин в 2007 году до 42 млн в 2017 году, по данным аналитического агентства "Автостат". При этом больше всего автовладельцев закономерно оказалось в Москве и Санкт-Петербурге — 3,65 млн и 1,68 млн авто соответственно. Для улучшения ситуации с трафиком власти многих стран вводят выделенные полосы, доступные только для общественного транспорта и машин с двумя или более пассажирами. Россиянам пока доступен только первый вариант выделенных полос, куда также пускают такси с пассажирами. Уменьшение числа автомобилей позволяет еще и снизить негативное влияние на экологию. Карпулинг, по мнению участников рынка, выходит комфортнее, чем общественным транспортом, дешевле, чем такси, и безопаснее, чем автостопом. Впрочем, по мнению Михаила Блинкина, карпулинг не является конкурентом тому же такси: "Этот сервис "соседских услуг" будет развиваться абсолютно независимо. Есть огромное поле форматов мобильности, которое очень сильно сегментировано — по привычкам и доходным возможностям. И потому они не конкуренты", — отметил эксперт. ?
Первый и основной минус — опасность наткнуться на недобросовестного водителя. При регистрации многие сервисы требуют подтвердить, что автовладелец не собирается зарабатывать на поездке. Кроме того, сервисы могут в любой момент потребовать предоставить документы, необходимые для его использования. Но они заранее предупреждают пользователей, что не могут гарантировать полную достоверность данных. Таким образом, безопасность и водителя, и пассажиров в пути пока остается их личной ответственностью. ?
Вернуться назад |