ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Логика скромности с точки зрения эволюционной теории игр
Логика скромности с точки зрения эволюционной теории игр24-06-2018, 09:37. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Логика скромности с точки зрения эволюционной теории игрПочему одни делают анонимные пожертвования, и почему другие этому удивляются? Почему люди скрывают свой интерес к потенциальному партнеру, даже рискуя никогда не наладить с ним отношения? Команда ученых, состоящая из Кристиана Гильбо (Christian Hilbe) из Института науки и технологий (Австрия) и двое ученых из Гарварда — Моше Гоффман (Moshe Hoffman) и Мартин Новак (Martin Nowak) развили новую в теории игр модель, которая охватывает эти отношения и позволяет их исследовать. Их модель содержит идею, что скрытые сигналы предоставляют дополнительную информацию. С помощью этой идеи можно объяснить, при каких условиях стоит скрывать собственные предпочтения. Добрая слава важна, поэтому часто люди идут на определенные жертвы, чтобы в долгосрочной перспективе улучшить свою репутацию. Однако существует немало ситуаций, когда они скрывают собственные достижения или добрые поступки — например, делая анонимные пожертвования. Порой мы избегаем казаться слишком рьяными или выставлять напоказ наши преимущества, хотя с эволюционной точки зрения такая скромность не имеет смысла. Тем не менее, скромность — это черта, которая одобряется почти всеми группами общества. И практикуется многими. Например, знаменитости тайно делают благотворительные пожертвования. Это явление также можно наблюдать в творческой обстановке. Так, кинорежиссер в фильме может добавить впечатляющую деталь к сцене, но целенаправленно избегать привлечения к ней большого внимания. Почему другие считают это поведение достойным? Ученые предложили ответ на эту социальную загадку. Согласно им, сокрытие определенных сигналов, как и информации, само представляет собой сигнал. Эти дополнительные сигналы могут иметь немало значений: например, отправителю могут быть просто не интересны те, кто этот сигнал не заметит. Примером этого был бы художник, презирающий массовые предпочтения и работающий только для узкой группы эстетов из творческой богемы, которые могут увидеть и оценить малейшие нюансы его творчества. С другой стороны, отправитель может быть уверен, что эти сигналы узнают те, кто для него важен (например, вкус и состоятельность получателя сигнала позволяют узнать дорогую дизайнерскую сумку даже без логотипа на ней, оценить часы на руке или ювелирные украшения с первого взгляда и т.д.). Ученым удалось оформить эту идею в новую эволюционную модель в рамках теории игр. Они назвали ее «игрой в сокрытие сигналов» («signal-burying game») и подробно описали ее в статье, опубликованной в Nature Human Behavior. В этой игре существуют различные отправители (высшие, средние и низшие) и различные получатели сигнала (выборочные и неизбирательные). Отправитель и адресат не знают типа друг друга. Чтобы отправить свой тип сигнала, отправитель мог за него заплатить. Игра в сокрытие сигнала. Источник: Nature Human Behavior Эти сигналы можно было отправлять открыто или скрыто. Когда сигнал скрытый, то вероятность, что его заметят, незначительна. Возникает риск, что адресат никогда не узнает о том, что отправитель вообще посылал какой-то сигнал. Когда отправитель решил, какой тип сигнала передать, адресат решает, вступить с отправителем в экономическую интеракцию или нет. Игра предполагала определенный риск, и поэтому отправители и получатели должны были разработать стратегии, чтобы максимизировать свою выгоду. «Мы хотели понять, какие стратегии будут развиваться естественным способом и останутся стабильными, — поясняет Кристиан Гильбо, один из двух ведущих авторов исследования. — В частности, возможна ли такая ситуация, когда высший отправитель всегда скрывает свои сигналы, передатчик среднего уровня отправляет четкий сигнал, а отправитель низкого уровня не отправляет ни одного сигнала?» Это соответствует различным ситуациям из реальной жизни и одновременно составляет один из важнейших признаков созданной модели: стратегия отправителей направлена на конкретных адресатов и предполагает риск потерять других. В своей стимуляции игроки начинали с того, что не отправляли сигналы и не получали их. Затем игрок с определенной вероятностью или выбирал случайную стратегию (то есть мутацию), или имитировал другого игрока, как в процессе обучения. В своем моделировании ученые выяснили, что популяции быстро стабилизировались благодаря стратегии, когда отправители высшего уровня скрывали свои сигналы. Кроме того, команда разработала немало условий для модели, позволяющие воспроизвести общие сценарии. Прежде всего, они применили разные уровни неуверенности: отправители могли выбрать, с какой вероятностью их сигнал раскроют. «Мы выяснили, что в данном случае отправители высшего уровня скорее скромные... но и не слишком, — сказал Гильбо. — Собственно, когда ты ведешь себя скромно, ты не стараешься быть праведным». Это позволяет увеличить различные виды отправителей и адресатов, а также добавить тонкости в преференции получателей. Благодаря новой модели Гильбо, Гоффман и Новак открыли новый взгляд на повседневные ситуации нашей жизни: на анонимных спонсоров, академиков, которые не публикуют свои статьи, художников, творящих скрытые сообщения или же вашего возможного партнера, который скрывает свой интерес к вам. Эволюционная теория игр показывает, что такое, на первый взгляд непонятное социальное поведение в конце концов наделено смыслом. Когда отправитель не привлекает массового внимания, только несколько человек могут раскрыть его положительную черту или поступок. Для повышения своей репутации отправителю достаточно именно этого — так как это люди, которые имеют для него первостепенное значение, несмотря на потерю всех остальных. Источники:
Вернуться назад |