Автомобиль состоит из конструктивных элементов, которые подчиняются законам физики. Подвеска, кузов с грузом, двигатель и трансмиссия испытывают действие множества сил, и, зная про них, можно творить чудеса.
Усиление удара
Некоторые раллийные пилоты, выступавшие в восьмидесятые годы на отечественных заднеприводных машинах, умудрялись так раскачивать их на ровной дороге, что перепрыгивали колесом через спичечный коробок. Эти же специалисты могли во время гонок в степи перепрыгнуть колесом через яму, намытую весенними дождями. Элементы этой методики можно использовать для сохранения колес и амортизаторов и при проезде рытвин на асфальтовых дорогах.
Движение автомобиля необходимо рассматривать с позиций теоретической механики. На самом деле движется не один автомобиль, а целая система, в которой действует множество внутренних сил. Она имеет свой центр масс, который не всегда и не у всех расположен точно в середине кузова. В зависимости от характера его перемещения и ведут себя многие составляющие части. Если центр масс замедляется, то передние колеса испытывают заметно большие нагрузки, чем задние.
К примеру, если сильно ударить по тормозам, то машина присядет на передок и сожмет пружины в подвеске под действием сил инерции. Ход подвески будет сильно выработан, и если в этот момент колесо налетит на острые края ямы, то энергия удара не погасится амортизаторами, а жестко ударит по элементам шасси. То есть сила удара просуммируется с силой торможения. Машине приходится несладко, ну а первой жертвой могут стать колеса. При запредельных нагрузках покрышки не выдерживают и лопаются, а диски гнутся.
В общем, ничего привлекательного. Поэтому на кочках и непосредственно на ямах тормозить не рекомендуется.
Поддать газу
На ямах лучше действовать наоборот и отпускать педаль газа, предоставляя машине возможность преодолеть разбитый участок поступательно. Тогда амортизаторы подвески примут удары во всеоружии.
Чтобы еще больше увеличить ход передней подвески, опытные водители на переднеприводных машинах даже немного поддают газу на кочках. Происходит обратный процесс. Центр масс автомобиля ускоряется и придавливает корму, а передок разгружается. В этот момент даже видно, как капот немного приподнимается над землей. Амортизаторы еще больше освобождают штоки и могут гасить энергию ударов большей силы.
Но когда же тормозить? Конечно же, задолго до ям. Завидев их впереди, лучше с силой ударить по тормозам вплоть до срабатывания АБС, чтобы максимально замедлиться. Ну а за 5-7 метров до ям, какой бы ни была оставшаяся скорость, нужно отпустить все педали и пронестись через проблемный участок накатом. Прогрохотать по дорожным неровностям на скорости в 70 км/ч гораздо безопаснее, чем влететь в ямы на 45 км/ч с полностью выжатыми тормозами и с колесами на грани блокировки.
Правда, при проведении такого маневра необходимо убедиться в его безопасности. Если впереди на ямах уже оттормозился и медленно переваливается через ухабы грузовик, то лучше гасить скорость любыми возможными способами. Лучше потерять колесо на яме, чем расплющить нос.