Специально для mixstuff – Игорь Абрамов
Искусственный интеллект (ИИ) стремительно пробивает себе дорогу в бизнес. Как показывает специальный отчет, опубликованный на этой неделе, компании всех типов используют ИИ для прогнозирования спроса, найма сотрудников и работы с клиентами. В 2017 году компании потратили около 22 миллиардов долларов на слияния и поглощения, связанные с применением ИИ, что приблизительно в 26 раз больше, чем в 2015 году.
Эксперты аналитического консалтингового центра McKinsey Global Institute утверждают, что только применение ИИ в маркетинге, продажах и управлении цепочками поставок может создать экономическую выгоду, включая прибыль и эффективность, в объеме 2,7 триллиона долларов США в течение следующих двадцати лет. Глава компании Google зашел столь далеко, что объявил: ИИ сделает для человечества больше, чем в свое время огонь или электричество.
Такие грандиозные предсказания, наряду с надеждой, возбуждают беспокойство. Многие встревожены тем, что ИИ, возможно, будет уничтожать рабочие места быстрее, чем создавать новые. Высокий барьер входа на рынок в зависимости от обладания и генерирования данных может привести к тому, что в каждой отрасли будет доминировать небольшая горстка компаний.
Не столь известна, но отнюдь не менее важна, роль искусственного интеллекта в трансформации рабочих мест и процесса труда. Используя ИИ, менеджеры смогут получить беспрецедентный контроль над своими сотрудниками. Компания Amazon уже запатентовала браслет, который отслеживает движение рук работников склада и использует вибрацию, чтобы подтолкнуть их к повышению эффективности труда. Компания-разработчик программного обеспечения Workday, «пережевывает» более 60 факторов, чтобы спрогнозировать, какие сотрудники покинут ее в ближайшее время. Стартап Humanyze продает «умные» бэджи с ИИ, которые могут отслеживать сотрудников по всему офису и выявлять, насколько хорошо они взаимодействуют с коллегами.
Надзор за сотрудниками – отнюдь не новое явление. Фабричные рабочие давно входят и выходят по специальным карточкам, отслеживающим время. Руководителя уже могут видеть, что делают сотрудники за своими компьютерами. Но ИИ делает повсеместное наблюдение результативным, даже выгодным, поскольку каждый бит информации потенциально является ценным. Порядок сбора данных на рабочих местах регулируется несколькими законами, и многие сотрудники неосмотрительно соглашаются подвергаться этой слежке, когда подписывают трудовой договор. К чему это все приведет?
Начнем с преимуществ. ИИ должен повысить производительность труда. Humanyze объединяет данные со своих бэджей с рабочим календарем сотрудников и электронными письмами, с целью выяснить, так сказать, насколько оптимально организовано рабочее время. Приложение для обмена сообщениями на рабочем месте Slack помогает менеджерам оценивать, насколько быстро сотрудники выполняют порученные задачи. Компании будут видеть, когда сотрудники не только дремлют на работе, но и нарушают дисциплину. Они начинают использовать ИИ для выявления аномалий в расходах, причем алгоритм проявляет больше усердия, чем самый дотошный бухгалтер.
Сотрудники также получат некоторые преимущества. Благодаря достижениям компьютерного наблюдения, ИИ сможет убедиться, что все рабочие носят предохранительные устройства и что никто не пострадал. Некоторые из работников оценят большую осведомленность руководства об их работе и с радостью отнесутся к возможности трудиться более эффективно. Стартап Cogito разработал программное обеспечение на основе ИИ, которое слушает разговоры между клиентами и обслуживающим персоналом и присваивает «коэффициент эмпатии» на основе того, насколько старательными являются сотрудники, как быстро и умело они улаживают проблемы клиентов.
Машины могут помочь добиться повышения заработной платы и продвижения по службе тех, кто этого заслуживает. Все начинается с момента найма. Люди часто имеют предубеждения, а алгоритмы, если они правильно разработаны, могут быть более беспристрастными. Программное обеспечение способно выявить закономерности, которые люди могут упустить. Стартап Textio, который использует ИИ для улучшения должностных инструкций, обнаружил, что женщины чаще подходят для работы, которая подразумевает «формирование» команды, а не «управление». Алгоритмы выявят различия в оплате между представителями различных полов или рас, а также случаи сексуального домогательства и проявления расизма, которые люди-менеджеры могут сознательно или неосознанно игнорировать.
Однако, наряду с преимуществами, применение ИИ связано с множеством потенциальных недостатков. Алгоритмы не могут быть свободны от предубеждений тех программистов, которые их создавали. Они также могут иметь непреднамеренные последствия. Продолжительность поездки на работу и обратно может помочь предсказать, покинет ли тот или иной сотрудник компанию, но этот фактор способен случайно нанести вред менее предпочтительным соискателям. Старые опытные сотрудники нередко работают медленнее, чем молодые, и они могут потерять рабочие места, поскольку все ИИ отслеживают производительность труда.
Кроме того, вся система наблюдения на рабочих местах может привести к ощущению тотальной слежки, виртуозно описанному Джорджем Оруэллом. В наше время это весьма деликатный вопрос, поскольку многие люди начали беспокоиться даже о том, насколько много Facebook и другие технические гиганты знают об их частной жизни. Компании начинают следить за тем, сколько времени сотрудники тратят на перерывы. Компания Veriato, разрабатывающая ПО, имеет право отслеживать и регистрировать деятельность каждого сотрудника, набирающего команды на своем компьютере, чтобы оценить, насколько он или она преданы компании. Фирмы могут использовать ИИ для «прочесывания» не только профессиональных коммуникаций сотрудников, но и их профилей в социальных сетях. Подсказка находится в самом названии компании Slack, которое означает «доступный для поиска журнал всех разговоров и знаний».
Некоторые люди находятся в сравнительно лучшем положении и могут остановить работодателей, не позволить им зайти слишком далеко. Те, чьи профессиональные навыки пользуются спросом, скорее всего, смогут сопротивляться, в отличие от тех, кого легко заменить. Особенно уязвимы работники, занятые в низкооплачиваемых сферах, таких как розничная торговля. Это может способствовать возрождению профсоюзов, стремящихся защищать интересы сотрудников и устанавливать нормы. Но даже тогда выбор в некоторых случаях будет сводиться к тому, заменят ли человека роботом или будут требовать от него такой же работоспособности и эффективности.
Пока регуляторы и работодатели взвешивают все плюсы и минусы применения ИИ на рабочих местах, его распространение должно основываться на трех принципах. Во-первых, данные должны быть анонимными везде, где это только возможно. Например, у компании Microsoft есть продукт, который показывает людям, как они распоряжаются своим рабочим временем, но он предоставляет информацию менеджерам только в обобщенной форме. Во-вторых, использование ИИ должно быть прозрачным. Сотрудники должны знать, какие технологии используются на рабочих местах и какие именно данные собираются. В регулярном режиме алгоритмы, используемые компаниями при найме, увольнении и продвижении сотрудников, должны проверяться на наличие предвзятости и возможность непреднамеренных последствий. Наконец, законы страны должны позволять людям запрашивать свои данные, будь то бывшие работники, желающие оспорить увольнение, или соискатели рабочих мест, которые надеются продемонстрировать свою квалификацию потенциальным работодателям.
Проникновение искусственного интеллекта в сферу труда требует компромиссов между конфиденциальностью и эффективностью. Более эффективная рабочая сила – это преимущество, но оно не должно достигаться ценой дегуманизации сотрудников. Для достижения баланса потребуется готовность, как работодателей, так и сотрудников, адаптироваться к новым условиям, а также изрядная доза гуманизма.