ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Агрессия в раннем детстве: корни — в генетике, но влияет и окружение

Агрессия в раннем детстве: корни — в генетике, но влияет и окружение


23-12-2017, 08:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Агрессия в раннем детстве: корни — в генетике, но влияет и окружение

Источник перевод для gearmix ()

За последние несколько месяцев проявились и широко обсуждались в новостях многие случаи агрессивных нападений и перманентных притеснений среди детей старшего возраста, как в Канаде, так и в США и в Европе. Почему у детей возникают различные типы агрессивных импульсов? Чтобы найти ответ, Стефан Пакуин, кандидат наук по социологии в Университете Монреаля, провёл исследование по 555 парам близнецов, чтобы сравнить случаи активного и реактивного агрессивного поведения. Результаты исследования показывают, что в возрасте до 6 лет оба типа агрессии обусловлены одним и тем же набором генетических факторов, но агрессивное поведение уменьшается у большинства детей по мере их взросления. Увеличение или уменьшение агрессии в возрасте от 6 до 12 лет, по-видимому, зависит от различных факторов окружающей среды, а не от генетики.

 

«Мы слишком часто забываем, что агрессия является фундаментальной частью социального развития маленького ребенка, — сказал Пакин. — Дети демонстрируют самые высокие уровни агрессивного поведения по отношению к своим сверстникам в возрасте от 2 до 4 лет. По мере роста они учатся управлять своими эмоциями, общаться с другими людьми и бороться с конфликтами. Они способны обуздывать свои агрессивные импульсы, будь то в активной или реактивной форме».

Упреждающая агрессия относится к физическому или вербальному поведению, предназначенному для того, чтобы доминировать или получать личное преимущество за счёт других, тогда как реактивная агрессия является защитным ответом на воспринимаемую угрозу. Хотя у некоторых детей проявляются только реактивное агрессивное поведение, активная и реактивная агрессия, как правило, тесно связаны между собой.

Обследуемая группа, выбранная среди жителей Квебека, включала в себя 223 пары монозиготных близнецов (с идентичным генетическим кодом) и 332 пары гетерозиготных близнецов (с разным генетическим кодом), позволила определить, наблюдались ли отдельные различия в активной и реактивной агрессии из-за генетических факторов, или из-за факторов, обусловленных социальной средой. Агрессивное поведение детей оценивалось и документировалось в отчетах их воспитателей и учителей в возрасте 6, 7, 9, 10 и 12. Результаты исследования показали, что генетические факторы, влияющие на агрессию в возрасте до 6 лет, отличаются от тех, которые связаны с изменениями поведения до 12 лет. Это говорит о том, что происходит общий процесс генетического созревания, включая созревание когнитивных функций, таких как планирование, принятие решений, контроль и концентрация.

С этими результатами исследователи могут теперь перейти к изучению конкретных социальных факторов, связанных с изменениями активной и реактивной агрессии в детстве. «Эта работа также окажет непосредственное влияние на клиническую практику и профилактические программы, — сказал Пакин. — Наши результаты показали важность разработки различных методов профилактики реактивной и активной агрессии, в частности, путем оказания поддержки семьям и проведения разъяснительной работы в школах».


Вернуться назад