ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Психология лидерства.Социальное программирование. Почему важно уметь управлять слухами

Психология лидерства.Социальное программирование. Почему важно уметь управлять слухами


21-12-2017, 15:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Психология лидерства.Социальное программирование. Почему важно уметь управлять слухами.

Сколько слухов наши уши поражает...

В. С. Высоцкий

Всем привет, ещё раз. Сегодня я хотел бы поговорить о такой штуке, как социальное программирование. Пожалуйста, не путайте с СИ. Это немного другая наука, которая не менее интересна. Смысл в том, что бы воздействовать на какие-то группы людей или социум в целом, для достижения различных целей, разумеется.

Так вот.. в социальном программировании есть очень много способов воздействия и сегодня мы поговорим о таком способе, как слухи.

Это очень сильный инструмент, если вы умеете им грамотно управлять. Мать его, даже есть ФОРМУЛА для этого (увидите ниже). Насколько она актуальна - не знаю, но материал любопытный.

Данная статья написана на основе статьи Helio Fred Garcia "A 50-Year Old Mathematical Formula Is Key Tool in Managing Crisis Communications" и книги Гордона Оллпорта и Лео Постмана "Пси-хология слухов" (1947 г.) ,а так же учебника М.Кузнецова "Социальная инженерия и социальные хакеры"

Слух — это информационное сообщение, которое распространяется между людьми, как правило, в устной форме, без предоставления доказательств его достоверности.

Ключевые слова в этом определении — "без предоставления доказательств его достоверности". Естественно, когда люди разносят слухи, в свое "информационное сообщение" они вкладывают смысл о том, что оно достоверно:

— Да ты что, я сам по радио слышал... А потом то же самое еще по телевизору говорили! И знаешь кто? Сам губернатор...

Таким образом, основной закон распространения слухов гласит, что "слухи распространяются только тогда, когда нет объективных критериев достоверности слухов, но людьми этот слух воспринимается как правдивая информация". Из этого закона следует очень важное следствие о том, что "если относительно какого-то предмета или события есть достоверная информация, то в такой среде слух распространяться не может". Простой пример: если все знают, что Волга впадает в Каспийское море, то слух о том, что она впадает куда-то в другое место — совершенно не живуч. Иначе говоря, вероятность его распространения равна нулю.

В своей книге "Психология слухов" ее авторы приводят очень важный вывод: при отсутствии объективной информации люди прогнозируют развитие событий на основе своих субъективных ощущений. Это означает, что если человек не владеет реальной информацией относительно того или иного события, то он придумает свою трактовку этого события, представив это событие так, как оно ему видится.

Главный закон степени распространения слухов гласит, что "Степень распространения любого слуха прямо пропорционально зависит от его значимости для слушателя и степени неопределенности его содержания". Этот закон еще называют законом Оллпорта—Постмана.

Формула для приближенного вычисления динамики распространения слуха имеет следующий вид:

Где:

R — область распространения слуха, интенсивность его рас-пространения, длительность существования и степень доверия слуху;

i — степень значимости слуха для слушателя или читателя, если он окажется правдивым;

a — степень неопределенности или сомнительности слуха.

Важный момент состоит в том, что отношение между значимостью и неопределенностью мультипликативное (а не аддитивное), т. е. если один из этих факторов равен нулю, то слуха не существует (слух не может существовать при наличии только фактора неопределенности или только фактора значимости). Таким образом, к примеру, для того чтобы разрушить слух, нужно либо "занулить" его значимость для слушателя, либо исключить неопределенность в его содержании.

Оба параметра в формуле Оллпорта—Постмана имеют значение от 0 до 10, соответственно максимальное значение, которое может принимать R, равно 100 (самый высокий уровень области распространения слуха).

Конечно, эта формула — эмпирическая, т. к. ее основные параметры определяются субъективно. В литературе есть работы на тему большей "математизации" этой формулы, но они пока еще далеки до того, чтобы применять их в реальной практике.

Повторимся, что самое важное следствие из этой формулы состоит в том, что если хотя бы один из параметров равен нулю, то слух исчезает. Таким образом, даже если в том случае, если значимость слуха о каком-то событии равна 10, когда люди получают реально достоверную информацию об этом событии, слух исчезает.

Тайминги жизни слуха

45 минут

Первые 45 минут развития слуха — наилучшее время для наиболее полного контроля над ситуацией. Слух еще не распространился широко, и этой информацией располагает лишь ограниченное количество людей. Если не удалось среагировать на слух в течение первых 45 минут, он начинает распространяться.

Так действовал, к примеру, оперативный штаб Билла Клинтона во время его президентской кампании в 1992 году. Этот штаб как раз и был создан для быстрого реагирования на слухи. Выявляя и оперативно реагируя на слухи, команда Клинтона быстро ликвидировала негативную информацию или использовала ее в интересах будущего президента США, в силу чего избирательная кампания Клинтона в 1992 году была очень успешной.

6 часов

После того как информация получила широкую огласку, ситуация начинает выходить из-под контроля. Еще можно управлять слухом, может быть, даже ликвидировать его, но теперь сделать это будет гораздо сложнее. Как правило, если информация попала в эфир, она будет активно обсуждаться в СМИ по меньшей мере в течение шести часов. Все больше журналистов начнут работать над этой темой и слух распространяется со все большей скоростью. Если история появилась на одном из каналов телевидения, то крайне высока вероятность того, что она появится и на других каналах. На 6-часовом периоде еще можно исправить ситуацию "небольшой кровью".

3 дня

В это время слух попадает в газеты и, можете быть уверены, будет на слуху еще несколько дней. После того как пройдут первые публикации в ежедневных газетах, начинают появляться комментарии экспертов в тех же газетах, а так же на телевидении и радио.

Если и на этом периоде не удается управлять слухом, что правда, уже крайне сложно, то он будет активно распространяться и обсуждаться еще как минимум две недели.

1—2 недели

Это тот период, в который выходят еженедельные газеты и различные аналитические программы для телевидения. Это последний период, в который можно, правда уже ценой весьма значительных усилий, остановить слух. Если этого не сделать на этом этапе, то слух может быть раздут до масштабов грандиозного скандала, с которым уже не всегда можно справиться.

Успехов вам в ваших манипуляциях! 


Вернуться назад