ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > «Гохуа»: искусство традиционной китайской живописи

«Гохуа»: искусство традиционной китайской живописи


20-11-2017, 08:20. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Гохуа»: искусство традиционной китайской живописи

Если живешь отшельником 

Высоко в горах

Непременно луна,

Цветы и осенние листья

Станут твоими друзьями (Рёкан)

https://youtu.be/kJksmrFXZSM

Это традиционная китайская музыка. Можно почитать статью, прослушивая.

Традиционная китайская живопись носит название гохуа. В переводе с китайского языка слово "гохуа" означает государственная или национальная живопись.

Гохуа сочетает в себе эстетику каллиграфии, поэзии и живописи, соединяя в себе сразу несколько художественных образов.

Китайская живопись неразрывно связана с каллиграфией, они используют одни и те же линии, приемы, одни и те же материалы (кисть, бумага сюань и тушь). Китайская живописная работа считается законченной, если на ней есть печать автора и какие-то поэтические или философские строчки, написанные каллиграфией. Поэтому говорят, что европейцы рисуют, а китайцы пишут картины, европейцы рассматривают картины, китайцы же их читают.

 Китайская живопись гохуа имеет ряд принципиальных отличий от европейской живописи. Объекты, изображаемые на картине располагаются в соответствии с символическим смыслом, а не вписываются в визуально воспринимаемое реальное пространство. Поэтому в китайской живописи нет понятия линейной перспективы, в ней используются законы рассеянной перспективы. Предметы, расположенные ближе к зрителю рисуются более темными, те, что расположены дальше – светлее.

Совершенно уникальны материалы, которые используются в китайской живописи. Это рисовая бумага сюань, минеральные краски, китайская тушь и кисти из шерсти козы и/или волка.

А про соотношение туши и цвета в живописном полотне китайцы говорят так: тушь в картине – хозяйка, цвет в картине – гость.

 

Жанры китайской живописи объединяют произведения не столько по их предметному наполнению, сколько по смысловому содержанию. Природа изображается в многоплановых композициях жанра пейзаж или «горы и воды» или в фрагментарно в жанре «цветы и птицы» или «растения и насекомые». Люди изображаются в жанре «люди и предметы» и в портретном жанре.

Древнекитайский теоретик искусства Гу Кайчжи (348-409) выдвинул требование "передавать" в портрете внутренний мир пейзажа", заботиться как о внешнем сходстве, так и о воплощении характера и душевного состояния объекта.

Особого упоминания стоят так называемые “Четверо благородных” – это четыре символа, четыре растения, обладающие, согласно китайской традиции, качествами благородного человека. Cлива мейхуа, орхидея, бамбук и хризантема. Именно эти растения изображаются чаще всего в традиционной китайской живописи и именно с них начинается обучение гохуа, т.к. считается, что освоив изображение четырех благородных растений, можно приобрести все основные навыки традиционной китайской живописи.

За тысячелетия китайская живопись выработала свой лаконичный художественный язык. В китайской живописи растения символически изображают четыре времени года, а луна или свеча - глубокую ночь. 

Например, нарисовав нежный цветок мэйхуа (цветок сливы), художник сбоку наносит кистью стихотворную строчку: "Легкий аромат расплывается в бледном свете луны".

Конкретное время передается содержанием картины с изображением и стихотворной строчкой. 

В китайской живописи, в отличие от европейской, существует особый вид картин - картины-свитки. Они свертываются на палочке в рулон и хранятся в специальных футлярах. В нужный момент эти картины вывешиваются на стену.

Такие картины пишутся на китайской традиционной бумаге специфическими красками из растительного и минерального сырья и тушью. А потому они могут храниться свыше тысячи лет, сохраняя свою первозданную свежесть, что позволяет и в наши дни любоваться ими.

Конечно, возникновение такого вида картин преследовало свою цель, а не только удобство их хранения. Оно связано с возникновением и развитием главного художественного направления в китайской живописи - вэньжэньхуа ("живопись ученых"). 

Китайские художники передают из поколения в поколение древние традиции живописи гохуа, сохраняя это искусство. Но, каждое последующее поколение привносит что-то новое. Неизменным остаются лишь так называемые «четыре сокровища кабинета ученого мужа» - это тушь, кисть, тушечница и бумага. 

 

Многое еще осталось за рамками статьи. Напоследок еще несколько работ.

Бамбук- воплощение образа благородного и прямого человека

Пион

Хризантема

Цветок лотоса

 

Использованы такие ресурсы:

https://www.sports.ru/tribuna/...

http://baimao.ru/index.php/201...


Вернуться назад