ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Скука - потерянное у жизни время
Скука - потерянное у жизни время19-09-2017, 09:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Скука - потерянное у жизни времяФото: Stokkete / shutterstock.com Кто сказал, что то, что человеку ПРИЯТНО - ПОЛЕЗНО для него? После перестройки в обществе стали потихоньку изменять наши традиционные ценности, представление о счастье, смыслы жизни. Счастье заменили УСПЕХОМ, который определялся карьерным ростом, количеством имеющихся денег, женой-манекенщицей, количеством стран, по которым вам удалось промчаться, не оглядываясь. Сюда можно добавить количество вашей недвижимой и движимой собственности. Но главное - смыслом счастливой жизни стали считать ВОЗМОЖНОСТЬ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ, лежать и наслаждаться, чем - это уже не важно: женщинами, боулингом, футболом, пляжами в Тихом и не очень океане, и есть, есть , не наедаясь, перепробовав всех жуков заморских и тараканов, крокодилов и черепах, акул и электрических скатов, змей и гадюк - кому что нравится. Вот подумайте сами, кто у нас лежит и ничего не делает? - Больной человек в преклонном возрасте в больнице, когда он не может сам себя даже обслужить. А для нас вдруг такой образ жизни - лежи и наслаждайся бездельем - сделали приоритетным СЧАСТЬЕМ, странно да? Приятно, конечно, погреться на песочке в отпуске, но всю жизнь ничего не делать - это уж слишком! А я встречала и встречаю много молодежи, которая сидит и ничего не делает, или тыкает телефон бесконечно в нервном возбуждении, многие не работают и не хотят искать работу, тусуются с друзьями и говорят ни о чем. А как же учеба, работа, семья? От семьи тоже отказываются - гражданский безответственный то ли брак, то ли не брак? Главное - НАСЛАЖДАЙСЯ БЕЗДЕЛЬЕМ и собой любимым, и делай то, что в голову тебе взбредет - вот он смысл жизни! Ну ладно, свалилось кому-то такое "счастье" на голову, все есть( от папы с мамой), наслаждается с утра до вечера, но как-то со временем не так весело, как было раньше. И потихоньку наползает такая тоска, что улыбаться перестаешь, никакие аттракционы и красавицы не радуют, увеличиваешь количество красавиц - не спасает, тоска и все. А может пусть себе живет грустный человек, он же живет, свои основные потребности биологические и сексуальные удовлетворяет - ЧТО ЕМУ ЕЩЕ НАДО? Фото: pathdoc / shutterstock.com Наши страсти, как и инстинкты, это биосоциальные категории, также сильны и важны. Печаль, грусть, надежда, отчаяние, радость - без этих эмоций наша жизнь просто невозможна. Смыслы жизни, великие мечты и планы определяются различными страстями. Не надо пренебрежительно думать, что страсти - это только биологическая необходимость, ЦЕЛОСТНОСТЬ человека требует и ДУХОВНОГО развития. Французский философ Гольфбах говорил:" Человек, ЛИШЕННЫЙ ЖЕЛАНИЙ и страстей, ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ". Эрих Фромм писал: "Человеческие страсти превращают человека из маленького, незаметного существа в ГЕРОЯ, в существо, которое вопреки всем преградам пытается придать смысл собственной жизни. Он хочет быть ТВОРЦОМ самого СЕБЯ, хочет превратить свое неполноценное бытие в полноценное, осмысленное и целеустремленное, позволяющее ему в максимальной мере достигнуть целостности своей личности"( стр. 36 "Анатомия человеческой деструктивности", Москва, 2017г.) Мне очень нравится стихотворение Ивана Крылова "Скука", как точно оно отражает переливающиеся чувства человека, охваченного скукой. Без шороха и стука, не грея, не горя, В мир тихо входит скука, и дни проходят зря, Не хочется работать, и даже – пить и есть, Всё только лень-зевота, желанье спать прилечь, Грозит безумьем скука, ужасным смертным сном, Бессильны тут наука, и медицинский дом, И не помогут грубых, материй радости, Всё меньше это любо, все хуже, гадостней, И душу рвёт на части, так ей нехорошо, В ней буря и ненастье, в ней все разрушено, Она горит ужасным и ледяным дождём, Её удел – несчастье, в отчаянье глухом, И рвётся крик наружу, звериный, злобный рык, Он смерти лютой хуже, палач, злодей, мясник, Он злобно рвёт и мечет, все руша на пути, Он – грязь, он зло и нечисть, он дьявол воплоти, Он жаждет жадно крови, он льёт её и пьёт, И только лишь любови, боится сей урод, Пред ней он вмиг отступит, и скроется во тьме, До мига когда скука, вновь будет на Земле… Часто под эффективностью понимают деятельность, которая приносит успех. Эффективность в переводе с латинского ex-facere - делать, осуществлять, совершать. При дееспособности человек сам очень активен, влияет на других, но и сам подвластен чужому воздействию, и тогда он существует. Ж. Пиаже, изучая детскую игру, указывал, что существенным мотивом в детской игре является РАДОСТЬ от осуществления каких-либо действий. Взрослые также стремятся доказать самим себе, что они СПОСОБНЫ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДЕЙСТВИЯ. Одна моя знакомая, находясь в депрессии, говорила: "Глазами бы все переделала, а сил нет даже встать". Потребность в действии проявляется в отношениях между людьми, при познании и использовании природы, при общении с животными, при построении своей мечты, осуществлении идеи. Человек может вызывать у вас чувство любви, нежности или ненависти, отвращения. В материальном мире одни люди умеют только разрушать, другие - создают новые, интересные сооружения. Возьмите ИГИЛ - зачем им потребовалось разрушать Пальмиру, которая стояла 3 тысячи лет? Экзистенциальная потребность действовать и проявляется при испытании таких разных желаний и чувств. Человек, охваченный скукой или находящийся в депрессии, мучительно страдает от своего бездействия, но ничего не может поделать. Именно поэтому в тюрьмах считается радостью ходить на какую-либо работу. Убегая от скуки, человек готов испробовать любые средства - от бесконечной работы, гонки на автомобилях с бешеной скоростью, жестокости. Тут читала интервью участника АТО на Украине, который пошел воевать ради драйва и ощущения бесконечной власти над населением, он оживал, видя страх и страдание в глазах жертвы. Эти ужасные игры "Синие киты", провоцирующие подростков к суициду, по всей видимости, направлены на ИСПОЛЬЗОВАНИЕ несчастных людей в качестве ТЕРРОРИСТОВ. Были случаи вербовки подростков, доведенных до предельного желания самоубийства. Дело в том, что человек, готовый к смерти, который уже ничего не боится, заряжен страшной агрессией на весь белый свет, вот и возникают такие брейвики с массовыми убийствами. Если эта агрессия не направлена на себя, то она выливается на окружающих - "горите все синим пламенем вместе со мной "! Может, поэтому нам с 1990-х гг., желая разрушения страны, внушают - "лежи и наслаждайся, ешь и наслаждайся, только ничего не делай", - чтобы потом мы озверели и пошли крушить все вокруг. Вот пример: совсем недавно у нас в Ивантеевской школе старшеклассник чуть не убил учительницу и стрелял по одноклассникам. Страшное ощущение СКУКИ, а не ненависть, желание прекратить однообразие повседневной жизни, хоть что-то изменить в ней, толкает человека на преступление, чтобы испытать хоть какие-то чувства. Фото: Ollyy / shutterstock.com Есть наблюдения, что будущие маньяки часто в детстве истязали кошек и собак, скука накапливала агрессию и она выливалась в такие страшные действия. Ученые доказали, что у человека существует НЕОБХОДИМОСТЬ в стимуляции и ВОЗБУЖДЕНИИ. Оказывается у малышей двух недель жизни взгляд замедляется на более сложных предметах. У людей, помещенных в закрытой комнате, изолированных от внешнего шума, возникали нарушения восприятия, беспокойство и через несколько часов они прерывали эксперимент. Мне, городскому жителю, через неделю в деревне начинает не хватать городского шума, ритма города, людей, их разговоров, движущегося транспорта и т.п. Одна моя знакомая, расхваливая свой райцентр в сравнении с деревней, говорила:"У нас весело - у нас машины ходят". Люди нуждаются в разных способах возбуждения: одним нужны взрывы, потопы, убийства, катастрофы, секс, а другим - вдохновленный труд и любовь. Фото: ZoneCreative / shutterstock.com При грозящей опасности, голоде, холоде человек отвечает почти автоматически, не задумываясь, иногда и при сексе тоже, не вдохновляясь, не выражает сам активности - это ПРОСТЫЕ возбуждения. Есть и другие способы возбуждения, которые заставляют ВОЛНОВАТЬСЯ, ВДОХНОВЛЯЮТ человека - они определяются как СЛОЖНЫЕ. Встреча с любимой, интересная книга, концерт, картина, пейзаж - они вызывают у человека СОПЕРЕЖИВАНИЕ. Мы активно интересуемся своим "объектом", находим в нем другие интересные стороны, мысли, сами начинаем меняться под его воздействием. Мы творчески РАЗВИВАЕМСЯ, проявляя свою активность. Любимую книгу можно читать всю жизнь, любимой женщиной можно восхищаться бесконечно. ПРОСТЫЕ стимулы, раздражители при частом повторении перестают возбуждать, так как мозг, в целях экономии энергии, перестает их воспринимать как важные("привычка свыше нам дана - замена счастью она"). Именно этим отличается влюбленность от любви. У меня на курсе училась очень красивая девушка, но больше ничем не выделялась, спокойная, скучная и мы про ее красоту забыли через месяц - привыкли к внешнему простому раздражителю. А другой однокурсник менял девушек, менял, но счастья на его лице никто не видел ,а как-то он сказал, что хочется СЛОЖНОСТИ. Чтобы простой стимул действовал долго, то нужно вводить элемент НОВИЗНЫ, менять интенсивность воздействия. Есть некоторые семьи, которые держатся на постоянных скандалах - это вносит в их скучную жизнь некоторую новизну, поэтому они не разводятся. Например, любопытные психологи определили, что каждая новая вещь, с увеличением их количества, все меньше ВРЕМЕНИ РАДУЕТ. Именно поэтому хождение по магазинам радует не долго. А потребительское общество и рассчитано на ПРОСТЫЕ стимулы, на эскалацию покупок для опустошения наших кошельков, на бесконечную гонку за заработком с потерей здоровья, и все только для удовлетворения ненасытных желаний капиталистического МОНСТРА. СЛОЖНЫЕ, вдохновляющие стимулы никогда не повторяются, они меняются, потому что они творческие, поэтому любимым ребенком можно любоваться всегда, любимую книгу можно читать всю жизнь и открывать в ней все новые мысли и образы. Сложных стимулов не бывает очень много, ПРЕСЫЩЕНИЯ не наступает никогда. Если ПРОСТОЙ стимул, то человек охвачен чувством желания, удовлетворения, освобождения и потом ему уже НИЧЕГО не надо. Если человек при обучении проникает вглубь явлений, к причинам, к фактам - то такой вид обучения вдохновляет учащихся и ведет к внутреннему росту. И все происходит наоборот при зубрежке, при примитивном заучивании информации теряется интерес к учебе. Раньше, в советских школах учили ПОНИМАНИЮ, учили думать и проникать в суть вещей, а теперь требуется только ЗАПОМИНАНИЕ, чтобы пройти успешно экзамен, отсюда и потеря интереса к учебе. Кстати, установка на краткосрочное запоминание, только донести до экзамена, ведет к тому, что не работает долгосрочная память, а ученик ничего не будет помнить даже через месяц и останется неучем. Такие эмоции как гнев, жестокость, бешенство, стремление к разрушению вызывают большее волнение, чем любой другой творческий интерес и любовь. Первый вид эмоций не требует от человека концентрации усилий, никаких самоограничений - он характерен для людей с НИЗКИМ духовным развитием. Именно такие эмоции будит реклама в телезрителях на многих каналах. А поскольку такие эмоции не затрагивают личность в целом с ее разумом, переживаниями, воображением, то СКУКА никуда не уходит, человек как будто спит. Обществу необходимо создавать ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩИЕ настроения и ЛЮБВИ К ЖИЗНИ, прекратить выливать с экранов ТВ на людей потоки убийств, крови и насилия, которое вызывает ответную реакцию агрессии. Только подъем КУЛЬТУРНОГО уровня людей позволит РАЗВИТЬ утонченное, вдохновляющее, творческое восприятие жизни, помогающее ЗАБЫТЬ СКУКУ и уйти от потребительского общества. Вернуться назад |