ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Игропрактика: новые инструменты в психологии
Игропрактика: новые инструменты в психологии10-09-2017, 10:19. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Игропрактика: новые инструменты в психологииУсложнение и изменение — естественная часть процесса Жизни. Усложняются организмы, развивается наука, меняются инструменты. И психология, относительно новая наука, тоже не остается прежней. В ней есть масса направлений и технологий, и самое новое и свежее — это Игровое направление. Геймификация — тема, которая уже давно стала популярной в самых разных сферах, от образования до маркетинга. И это не удивительно, ведь игра — это самый легкий и естественный способ обучения для любого существа. И ее внедрение в психологию было лишь вопросом времени, которое наконец-то пришло. Самая первая игра-самопознание «Лила» появилась много тысяч лет назад в Индии. Сейчас подобных игр — сотни, они разные и по наполнению, и по своим задачам, но внешняя форма у них схожа. И цель каждой игры — найти ответ на волнующий вопрос. Вопросы могут быть самые разные — от «В чем мое высшее предназначение?» до «как выйти замуж?». Главное — чтобы игрок был действительно заинтересован в нахождении ответа. И с помощью игры происходит процесс, сравнимый со сборкой паззла: из разрозненных кусочков складывается единая картина: если не целиком, то с ясностью — каких деталей не хватает для полноты картины. Психологических, трансформационных, интеграционных и других игр сейчас существует огромное количество. Все они различаются по форме, содержанию, целям и наполнению. Есть игры, которые нацелены на решение вопросов в одной узкой сфере (например, романтические отношения или финансы), есть универсальные, различающиеся по механике и содержанию, которые позволяют найти ответы на запросы игроков. Но всех их объединяет то, что любая игра состоит из 4 элементов: игровое поле, ведущий, игрок(и) и элемент случайности. Игровое поле определяет суть игры, ее наполнение: некоторые игры сделаны на базе существующих методик (например, используются мифические архетипы, пирамида Дилтса, соционика и т.п.) , некоторые — полностью авторские разработки. Со стороны это выглядит как набор позиций, заданий, карточек и фишечек, где каждая деталь должна помочь игроку взглянуть на ситуацию иначе, чем он привык. Ведущий — тот, кто направляет игровой процесс. Сама игра — это лишь инструмент, но эффективность инструмента зависит от мастера, который его использует. Ведущий (его еще называют игропрактик) управляет групповой динамикой, формирует доверительное и безопасное пространство, следит за таймингом , но главное — помогает интерпретировать те или иные позиции в контексте вопроса. Это принципиально важный момент: ведущий не дает готовых решений, но помогает игроку найти его собственные ответы. Игрок (или несколько игроков) формируют процесс, которым управляет ведущий. Течение игры напрямую зависит от каждого игрока: его запрос, личная история, готовность быть честным с собой и пробовать смотреть на ситуацию по-другому — задают тон всей игре. Элемент случайности (обычно это кубик, стрелки, карточки) — важнейшая деталь, которая делает игру — игрой. Он абсолютно непредсказуем, и именно это прекрасно позволяет начать думать Иначе. Случайность позволяет выйти за рамки привычного способа мышления, а решение чаще всего и находится за пределами привычных схем. Использование кубика также позволяет снизить значимость, ведь завышенная значимость повышает тревожность, которая мешает смотреть на вещи объективно и принимать решения взвешенно. Случайности и неожиданности также повышают вовлеченность, включают азарт и, превращая серьезный вопрос в игру, позволяют взглянуть на ситуацию со стороны, увидеть ее как бы «понарошку». Это — лишь внешняя структура игрового процесса. Этапы внутри процесса напрямую зависят от каждой отдельной игры. Но и здесь можно выявить некоторые закономерности, схожие с построением литературного произведения: введение, развитие, кульминация и завершение. На этапе «введения» происходит знакомство игроков между собой (или игрока и ведущего). В нем формируется запрос, происходит небольшое раскрытие того, что стоит за вопросом — личной истории, обстоятельств, иногда — ценностей и желаний. Погружение в игру редко происходит сразу — нужно время, чтобы полностью погрузиться в процесс. И в зависимости от индивидуальности игрока, может понадобиться помощь Ведущего, чтобы Игрок перестроился с позиции размышления их области известной информации на позицию восприятия с чистого листа. Развитие занимает большую часть процесса. Это непосредственное прохождение игровых позиций, в групповой игре — обмена опытом с другими участниками, получение новой информации и взглядов. Каждый ход позволяет или добавить что-то новое в видение ситуации, или сфокусировать на каком-то отдельном аспекте вопроса. И на самом деле, передвижение по игровому полю, позиции имеют не такое большое значение: они — лишь триггеры, позволяющие проявить неочевидное внутреннее содержание игроков. Кульминация — некий момент ясности, который наступает у игрока, когда он Видит решение своего вопроса. Кульминация не обязательно бывает яркой и очевидной — у некоторых игроков она может возникнуть после игры, через день или даже месяц. Но это тот самый момент, когда понимание и чувствование синхронизируются, выравниваются и приходят в баланс. Завершение — финальный этап любой игры, на котором игроки собирают и суммируют все полезное, что было в игровом процессе — и не всегда только их личное, иногда и то, что срезонировало у них в процессах других игроков. Но не смотря на некие закономерности, которые прослеживаются практически всегда, психологические игры — это сплошная импровизация, в которой нет никакого четко заданного сценария. Неповторимость каждого процесса напрямую связана с уникальностью каждого участника — и благодаря этому есть масса вероятностей, как именно будет проходить каждая игра: это всегда непредсказуемо. Игра — это первый способ обучения, который осваивает человек. Нет ни одной культуры, в которой отсутствовали игры. Детям хватает смелости и воображения примерить на себя какую угодно роль, прожить любой, даже самый невероятный сценарий. В детстве можно без какого-либо стеснения взять кусочек картона и сказать «это динозавр». И хоть наши слова не превращают бумагу в настоящего динозавра, но радость и удовольствие мы получаем неподдельные. С возрастом люди теряют эти способности — бесстрашие, яркое воображение, естественные способности к перевоплощениям…. Жизнь усложняется, ставки повышаются, и к ценным вещам мы относимся все серьезнее и серьезнее. Почему-то многие привыкли думать, что серьезность, ответственность и зрелость — это одно и тоже. Решая свои вопросы, осуществляя выборы, оценивая те или иные ситуации, большинство людей часто опираются на ту картину мира, к которой привыкли. С одной стороны — это здорово, ведь в постоянстве проявляются убеждения, ценности, так проявляется личность и уникальность. Но вместе с тем, это ограничивает и мешает увидеть то, что находится за этими границами, а ведь ответы и решения не видны сразу — скорее всего, они лежат там, куда еще никто не заглядывал. Может показаться, что раз ответы лежат вне безопасной, привычной области, то для их нахождения необходимо выйти из зоны комфорта, покинуть пространство безопасности, т.е. попасть в зону дискомфорта, а то и каких-то болезненных переживаний. Но игры — это удивительная технология, которая вместо выхода из зоны комфорта позволяет ее расширять. Игра — это универсальный инструмент, т.к. в ее пространстве возможно все. То есть вообще ВСЕ. Игровое поле — это карта другого мира, в котором можно изменять себя, можно представлять «а что, если…», смотреть на ситуации с таких точек зрения, с каких раньше просто не приходило в голову. И главное — это все понарошку, а не взаправду. А не взаправду — значит, не всерьез и не страшно. Хотя в этом кроется некий парадокс: процесс, который происходит, вроде бы не реален, а вот результат от него — вполне ощутим. Полное погружение в свой запрос и проживание его на уровне чувств и эмоций дает куда больше, чем холодный анализ. В психологических, интеграционных и трансформационных играх заложено куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Мы просто не привыкли думать об играх о чем-то большем, чем просто о развлечении, а зря. В игровые форму запаковывается масса самых различных техник,многие игры основаны на метафорах, на эзотерических практиках, на технологиях развития креативного мышления и мн. др. Сама идея применения игр для работы в области самопознания и саморазвития — невероятно интересна. Но все же не стоит забывать, что игра — лишь инструмент, и ключевым является не сама игра, а ее Ведущий. И как минимум половина успеха в первую очередь зависит от мастерства того, кто проводит игру. Впрочем, если быть совсем честными, то об играх рассказывать бессмысленно — в них просто надо играть. Ведь у всех есть какие-то неразрешенные вопросы, не так ли? Катерина Рабей, Москва, соавтор и ведущая психологических и трансформационных игр. © К. Рабей, 2017 г. Вернуться назад |