ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Законопроект о запрете обхода блокировок: что предлагают депутаты

Законопроект о запрете обхода блокировок: что предлагают депутаты


9-06-2017, 08:18. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Депутаты 8 июня внесли в Госдуму законопроект с требованием запретить использование анонимайзеров, прокси-серверов и VPN-решений для обхода блокировок сайтов, содержащихся в реестре запрещенных.

Авторы документа — бывший директор сибирского филиала «Ростелекома» Максим Кудрявцев от «Единой России», экс-сотрудник ФСБ Николай Рыжак от «Справедливой России» и Александр Ющенко от КПРФ.

В пояснительной записке к законопроекту депутаты указывают, что имеющийся сейчас механизм ограничения доступа к сайтам неэффективен.

По мнению парламентариев, это связано с возможностью обнаружить ссылки на заблокированные сайты в поисковой выдаче, а также с использованием технологий направления трафика российских пользователей через зарубежные серверы.

Мониторинг анонимайзеров и VPN

В законопроекте предлагается обязать Роскомнадзор осуществлять мониторинг решений, которые могут использоваться для обхода блокировок — анонимайзеров и VPN-сервисов.

Ведомству придется отслеживать хостинг-провайдеров, которые предоставляют услуги сайтам-анонимайзерам и площадкам, позволяющим скачать VPN-сервисы. Депутаты предлагают такую схему для ведомства:

  • Роскомнадзор отправляет запрос хостинг-провайдеру, который в течение трёх дней должен будет раскрыть данные владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров, использующих его площадку;
  • Роскомнадзор требует от владельцев сайтов-анонимайзеров и аналогичных сервисов прекратить свою деятельность на территории России или перестать давать пользователям возможность обходить блокировки;
  • У владельца анонимазера есть 30 дней на ответ, в течение этого срока у Роскомнадзора будет право заблокировать сервис.

Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и сооснователь Института исследований интернета Карен Казарян указывает, если компания-хостинг зарегистрирована за рубежом, она может проигнорировать запрос Роскомнадзора.

Механизм блокировок программ, предоставляющих доступ к запрещенным сайтам, также в законопроекте не поясняется. Казарян уверен, что, например, TOR и его аналоги не могут быть заблокированы.

Список запрещенных сайтов

VPN-сервисы могут избежать блокировки, если будут сотрудничать с Роскомнадзором и запрещать своим пользователям посещать сайты из «чёрного списка» ведомства, говорится в законе.

Депутаты предлагают Роскомнадзору предоставлять владельцам решений для обхода блокировок доступ к списку заблокированных сайтов. В нынешней версии законопроекта не уточняется, как именно будет работать эта система.

Если анонимайзеры и VPN-серверы не согласятся подключаться к реестру после запроса Роскомнадзора, то им грозит блокировка.

Казарян полагает, что невозможно заставить VPN или анонимайзер ограничить доступ к тому или иному сайту. «Коммерческий VPN-сервис с шифрованием технологически это сделать не может. А иначе это уже не шифрование», — поясняет аналитик.

Корпоративные VPN

Документ выводит из-под своего действия те VPN-сервисы, которые используются «лицами, которые находятся с [владельцами VPN] в трудовых отношениях».

При этом законопроект не раскрывает деталей, как отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок.

Ограничения для поисковиков

Анонимайзеры и VPN, согласно законопроекту, сами смогут решать, подключаться или нет к списку с информацией о заблокированных сайтах. При этом поисковикам законодатели практически не оставили выбора.

Депутаты предлагают дать Роскомнадзору право требовать от компаний подключиться к реестру запрещённых в России сайтов. «Яндекс», Google и другие аналогичные сервисы должны будут убрать из результатов поиска ссылки на веб-страницы из «черного списка».

Штрафы

Поисковикам за неисполнение требований Роскомнадзора, в отличие от анонимайзеров и VPN-сервисов, грозят не блокировки, а штрафы.

Авторы документа также внесли поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), по которым поисковые системы могут быть оштрафованы за ссылки на заблокированные сайты.

Для юридических лиц сумма штрафа составит от 500 до 700 тысяч рублей, для должностных лиц — 50 тысяч рублей, для граждан — 5 тысяч рублей.

Аналогичное наказание предусмотрено за отказ от подключения к системе Роскомнадзора с информацией о запрещенных сайтах.

Отмена блогеров

Ко всему прочему, в тексте законопроекта говорится об отмене так называемого закона о блогерах (97-ФЗ), который действует в России с 2014 года. Законодатели посчитали это положение неэффективным. Какого-либо другого обоснования об отказе нормы о блогерах депутаты не приводят.

В реестр блогеров, по нынешнему законодательству, Роскомнадзор вносит в авторов, чья ежедневная аудитория составляет не менее трёх тысяч человек.

Блогеры, попавшие в список, должны соблюдать правила, частично применяемые к СМИ. В частности, они должны проверять достоверность информации перед её публикацией и раскрывать своё настоящее имя. При этом закон не предусматривает никаких санкций за несоблюдение этих требований.

Роскомнадзор уже пытался договориться

В апреле 2017 года «Ведомости» писали о попытке Роскомнадзора договориться с VPN-сервисами о блокировке запрещённых в России сайтов. В частности, ведомство обратилось к проекту HideMy.name (бывший HideMe.ru) с просьбой проверить «техническую возможность» ограничения доступа к сайтам, которые находятся в «черном списке».

В январе 2017 года HideMe.ru был заблокирован из-за наличия на главной странице строки ввода для посещения любого сайта. Несмотря на то, что сервис устранил нарушение, Роскомнадзор не спешил снимать блокировку и просил ввести запрет на посещение через VPN заблокированных в России сайтов.

Тогда пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский в разговоре с «Ведомостями» сказал, что для решения вопросов с анонимайзерами нужно отдельное регулирование.

Мнения об инициативе

Один из авторов законопроекта — Максим Кудрявцев — пояснил «Новой газете», что документ не предполагает запрета анонимайзеров и VPN-сервисов в России.

Мы никакие сервисы блокировать не будем. Мы настаиваем на более интенсивном и качественном исполнении законопроекта, мы закрываем дополнительные каналы выхода.

— Максим Кудрявцев, депутат «Единой России»

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев назвал законопроект в беседе с РБК «безумием».

Всё это идет вразрез со здравым смыслом. В законопроекте говорится о технологиях, которые позволяют обходить блокировку. В первую очередь это VPN и анонимайзеры. Как они будут отделять VPN, который используется в коммерческих целях, от VPN, который используется для обхода блокировок? Это невозможно определить.​

— Дмитрий Мариничев, уполномоченный по защите прав предпринимателей в интернете

Советник президента по интернету Герман Клименко объяснил «Ленте.ру», что документ не подразумевает полную блокировку анонимайзеров и VPN.

Хороший вопрос заключается в том, будет ли данный закон эффективен, так как большинство сервисов, оказывающих такие услуги, находятся за пределами России.

— Герман Клименко, советник президента по вопросам развития интернета

В «Яндексе» возложение обязанностей на поисковые системы назвали избыточным. Представитель компании в разговоре с vc.ru подчеркнула, что ограничение доступа к сайтам должно осуществляться не на уровне поисковиков.

В целом мы достаточно настороженно относимся к законопроектам о блокировках. Текущая практика показывает, что присутствующие на данный момент в них формулировки требуют скорее уточнений, чем новых категорий.​

— пресс-служба «Яндекса»

В компании также обратили внимание, что в текущей версии законопроект использует «крайне широкие формулировки». Из-за этого невозможно оценить, к кому именно будут применяться его требования, подчеркнули в «Яндексе».

Вопросы у представителей интернет-отрасли вызывают и другие формулировки. В частности, в законопроекта говорится, что «запрещается обеспечивать использование» VPN-сервисов, анонимайзеров и прокси-серверов для получения доступа к заблокированным сайтам.

Что такое «запрещается обеспечивать использование»? Это и не техническая, и не юридическая конструкция. Требование, очевидно, исполнятся не будет.

— Карен Казарян, главный аналитик РАЭК

Вернуться назад