О компьютерных играх и об обучении
Установил по случаю праздника новую Rimworld и неожиданно для себя
самого проиграл в него всю ночь напролёт, как в добрые старые времена.
Отличная, доложу вам, вещь, вставляет не хуже «Фауста» Гёте.
Суть такова: трёх случайных пассажиров забрасывает
после кораблекрушения на слегка обжитую планету. Они собирают немного
припасов из обломков корабля, а дальше всё как в «Таинственном острове»
Жюля Верна, которым я в школе зачитывался до дыр. Построить первое
убежище, отбиться от врагов, высадить посевы, приручить животных... это
затягивает, коллеги.
Я, правда, в первой партии стормозил. Медленно готовился к зиме —
не запас достаточного количества тёплых шапочек и пуховиков. Животных
приручил каких-то бессмысленных, еды заготовил мало, гидропонную ферму
не организовал. Сейчас допишу статью и попробую ещё раз, с учётом этих
недоработок.
Кстати, знаете, почему от нового поколения можно ожидать лучшей приспособленности к жизни, в хорошем смысл этого слова?
Потому что у человека, как и у прочих млекопитающих, есть встроенный
механизм обучения — игра. Играют котята, играют щенки, играют маленькие
обезьяны и детёныши панды. Во время игры они нарабатывают нужные для
взрослой жизни навыки.
То же самое верно и для человека. Быстрее и эффективнее всего обучение
идёт во время игры — об этом в педагогической литературе пишут чуть ли
не со времён античности (поправьте меня, если память меня подводит,
но что-то подобное я читал то ли у Платона, то ли у Демокрита).
Само собой, примитивные «однокнопочные» игры научить ничему не могут.
«Полуспортивные» игры некоторых жанров — такие как «Дота», «Старкрафт»
или «Каунтер Страйк» — уже могут много дать начинающему киберспортсмену.
Быть частью команды, не пугаться проигрышей, не теряться в неожиданных
ситуациях, сохранять надежду до последнего... ну, как в обычном спорте,
пожалуй.
Игры типа Rimworld (в который я сейчас буду играть), а также прочие
большие «стратегии» и RPG — «Фаллаут», «Крузадер Кингс» — учат на разном
уровне разбираться в окружающем мире и, что самое важное, планировать
собственную жизнь.
У нас к сожалению, бытуют два мифа относительно планирования жизни.
Корни первого мифа растут из неправильно понятых советских книжек,
которые рассказывали нам, что все профессии важны. Когда условный
выпускник школы устраивается работать на почту и потом до пенсии
разносит письма — это, конечно, здорово. Честный труд нужно уважать,
и я таки уважаю честный труд. Но всё же не будем забывать, что дедушка
Ленин призывал нас «Учиться, учиться и учиться». Если бы тот же
почтальон начал, как принято в компьютерных играх, «прокачиваться» —
изучил бы какую-нибудь специальность, например — он стал бы и больше
зарабатывать, и приносить больше пользы стране.
Корни второго мифа имеют происхождение более позднее. Многие считают,
что «жизненный план» — это такая дорога подлости, которая приводит
скачущих «по чужим головам» карьеристов к славе и богатству. Дескать,
если у тебя нет совести, давай, ползи наверх, а я человек порядочный,
я буду плыть по течению.
На самом деле, «жизненный план» — это умение пользоваться в нужные
моменты презервативами, воздерживаться от покупок «айфонов» в кредит
и привычка идти к врачу, когда у тебя что-то серьёзно заболело. Проще
говоря, умение жить осмысленно, задумываться над своими действиями
и их последствиями.
Вопреки либеральным мифам, следование здравому смыслу не делает человека
автоматически богачом. Следование здравому смыслу позволяет перейти
с уровня «всё плохо, денег нет» на уровень «всё в порядке, на жизнь
хватает, и даже кое-что можно откладывать». Скажете, слишком скромно?
Эх, коллеги, если бы окружающие нас люди почаще включали свои мозги,
наша жизнь преобразилась бы кардинально...
Я перечислял 15 ошибочных стратегий в статье «15 способов, которыми Матрица имеет нас»:
http://fritzmorgen.livejournal...
Никаких откровений там не было — обычный здравый смысл. Однако этому
здравому смыслу лично я обязан именно своему опыту компьютерных игр. Они
приучили меня строить реалистичные планы, а потом задумываться над
причинами их провалов и делать выводы из собственных ошибок.
Подведу итог
Общество называет сейчас все компьютерные игры «вредными» или, в лучшем
случае «пустыми». Вместе с тем, как и в случае с тёплыми ламповыми
книгами, игры делятся на вредные и полезные. Нашему обществу
следовало бы возглавить безобразие, вредные игры осуждая, а полезные,
напротив, всячески одобряя и рекламируя.
PS. Хорошо быть блогером. Впечатлился чем-нибудь — взял и поделился с читателями. Замечательное ощущение. С Новым годом вас!
Фриц Моисеевич Морген
Вернуться назад
|