ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Почему молнии не вредят самолетам

Почему молнии не вредят самолетам


12-10-2016, 14:45. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Почему молнии не вредят самолетам

Источник перевод для mixstuff – Светлана Бодрик

Недавно одному работнику аэропорта удалось сделать невероятный снимок – запечатлеть самолет в тот самый момент, когда в него ударила молния. Но каким же образом удалось избежать крушения?

p049y3sv


Халльдор Гудмундссон увидел гигантский электрический искровой разряд молнии из окна своего офиса, который находится к северо-западу от международного аэропорта Кефлавик в Исландии. Он включил камеру на своем телефоне и начал снимать, надеясь поймать момент, когда мощный разряд еще раз пронзит небо. Внезапно в момент съемки на экране появился самолет, который только что оторвался от взлетной полосы аэропорта –  и почти тут же в него ударила молния.

Это было необыкновенное зрелище, но, как ни в чем не бывало, самолет продолжал набирать высоту, шел сильный дождь. «Было очень интересно наблюдать, но в то же время и немного страшно,» говорит Гудмундссон, которому удалось заснять такой невероятный момент.

p049y40y

Этот рейс из столицы Исландии Рейкьявика в Париж 3 октября завершился благополучно, и авиакомпания заверила канал BBC, что самолет не получил никаких повреждений. Представитель авиакомпании указал на то, что молния довольно часто попадает в самолеты. Как, в таком случае, удается избежать пострадавших среди людей и поломок самолета, если сила удара молнии около 1 млрд. джоулей – это четверть тонны в тротиловом эквиваленте.

Разряд молнии выбирает путь наименьшего сопротивления. Поэтому если на пути встречается самолет, он проходит по его металлической обшивке, не проникая внутрь и не задевая важные устройства. Обшивка защищает экипаж, пассажиров и бортовые системы, объясняет Крис Хаммонд, бывший пилот и член Британской ассоциации лётчиков авиатранспортных компаний.

«В обшивке самолета есть металлическая сетка,» говорит он, «это своего рода марля, защищающая от сильного электромагнитного излучения, возникающего при ударе молнии».

Кроме того, бортовая электроника и соединения с топливным баком, например, экранированы медными сетками для их защиты от внешних электрических разрядов. Безопасность тщательно проверяется перед тем, как самолет поступает в эксплуатацию, в процессе проверки также имитируют удары молнии, чтобы убедиться –обшивка и внутренние экраны эти мощные разряды выдержат.

Фотография Гудмундссона, отмечает Хаммонд, является наглядной иллюстрацией того, что все работает точно так, как надо. Видно, что молния бьет в нос самолета, а затем выходит через хвост и край крыла. Самолет — словно летающая клетка Фарадея, на его борту все защищено.

Тем не менее, удар молнии вероятнее всего будет замечен людьми на борту. Например, как рассказывают пассажиры двух рейсов, пролетая над западной частью Лондона в апреле, при попадании молнии в самолет они слышали громкие хлопки, похожие на выстрелы.

Несколько лет назад, самолеты были не так хорошо защищены от ударов молнии. Хаммонд вспоминает, как однажды много лет назад он пилотировал самолет и ожидал, когда ему разрешат посадку в Сан-Франциско. После одной особенно сильной вспышки молнии, вспоминает он, «все экраны погасли». К счастью, самолет в то время был оснащен аналоговыми приборами и ему удалось сохранить контроль над самолетом в воздухе. Постепенно бортовые компьютеры вернулись к жизни, и самолет смог благополучно приземлиться.


Вернуться назад