Как стать пилотом
Человек всегда стремился в небо. И сейчас это доступно практически
каждому. Как сделать первый шаг, чтобы летать для себя, стать пилотом
гражданской авиации или сесть за штурвал боевого истребителя.
Пилот гражданской авиации
Летчик гражданской авиации – это профессия не только романтическая, но и
очень востребованная. Не так давно дефицит пилотов вынудил государство
допустить к управлению авиалайнерами иностранных пилотов, что вызвало
серьезную дискуссию в авиационном сообществе. За будущими капитанами
воздушных судов авиакомпании начинают охотиться еще на первых курсах
институтов.
МС-21 / Корпорация «Иркут»
Обучают гражданских пилотов всего три вуза в стране: Московский
государственный технический университет гражданской авиации,
Санкт-Петербургский университет гражданской авиации и Ульяновский
институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П.
Бугаева. Все остальные учебные заведения гражданской авиации –
авиационные технические колледжи и летные училища, разбросанные по
разным городам страны, являются филиалами вышеуказанных трех. Стоит
заметить, что авиакомпании не всегда довольны качеством обучения молодых
пилотов и часто переучивают их в своих учебных центрах.
Обязательным условием обучения и последующей работы является хорошее
здоровье. У будущего пилота должны быть идеальное зрение, здоровые
сердце и сосуды, нормальное артериальное давление и хороший
вестибулярный аппарат. И, конечно, здоровые легкие. Если проблемы со
здоровьем не выявятся при приеме в училище, то во время последующих
врачебных комиссий они обязательно будут обнаружены. Немалое внимание
уделяется иностранным языкам и в первую очередь английскому. Фактически
он уже стал в гражданской авиации языком номер один. Без его знания в
крупную авиакомпанию не попасть.
Для того чтобы выполнять коммерческие полеты, то есть работать в
авиакомпании пилотом по найму, нужно иметь свидетельство коммерческого
пилота или свидетельство линейного пилота. Последнее позволяет выполнять
любые коммерческие полеты. Именно им доверяют штурвалы «Боингов» и
«Эйрбасов». Коммерческий пилот – это промежуточная ступень между частным
пилотом-любителем и линейным пилотом. Им разрешено выполнять
коммерческие полеты с некоторыми ограничениями.
Boeing 737-800
Пассажирские самолеты, на которых предстоит выполнять полеты обладателям
свидетельств линейного пилота, в целом делятся на две категории:
дальнемагистральные (например, Boeing 747 и Airbus A340) и
среднемагистральные (Boeing 737, Airbus A320). Новый российский самолет
МС-21, представленный общественности в июне этого года, как раз
относится к среднемагистральным. В зависимости от выбора самолета
меняется и работа пилота.
Пилот среднемагистрального самолета летает на небольшие расстояния.
Рабочий день у него такой же, как и у большинства нормальных людей.
Утром – вылет, после обеда – возвращение. А вечером он уже дома с
семьей. А вот дальнемагистральные международные полеты позволяют увидеть
весь мир. Причем увидеть его не только под крылом самолета, но и во
время отдыха между рейсами в дальних уголках планеты. Работа пилота в
России, да и во всем мире, относится к высокооплачиваемым. В нашей
стране это связано еще и с их значительной нехваткой.
Як-130
Военный летчик
Основным учебным заведением страны, где готовят военных летчиков,
является Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и
Ю. А. Гагарина. Находится она в Воронеже и имеет два филиала. В филиале
академии в Челябинске готовят военных штурманов, а в филиале в Сызрани –
военных вертолетчиков.
Но если ваша мечта – стать летчиком истребительной авиации, летать за
штурвалом фронтового бомбардировщика или штурмовика, то вам дорога в
Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя
Советского Союза А. К. Серова. С 1 августа 2015 года училище выведено из
состава Военно-воздушной академии, где оно было в статусе филиала, и
получило самостоятельность. Краснодарское училище – единственное в
стране учебное заведение, выпускающее военных летчиков для
оперативно-тактической авиации. Здесь же обучают летчиков дальней
морской ракетоносной и противолодочной авиации, а также летчиков
военно-транспортной авиации.
Срок обучения – 5 лет. Поступить в училище можно до достижения возраста
27 лет. В плане здоровья и физической подготовки к поступающим
предъявляются жесткие требования. Экзамен включает в себя подтягивание
на перекладине, бег на 100 и 3000 метров. Курсанты изучают теорию полета
и воздушной стрельбы, самолетовождение, строение авиационной техники,
метеорологию и другие дисциплины. Кроме изучения непосредственно
«авиационных» предметов курсанты получают полную общевойсковую
подготовку. Занимаются строевой подготовкой и изучают воинские уставы.
В Краснодаре осуществляется в основном теоретическая подготовка
курсантов и их первоначальное летное обучение. Непосредственно полеты
осуществляются на учебных авиабазах. Так, летчики истребительной авиации
готовятся в Армавирском учебном центре. Обучение проводится на новейших
учебных самолетах Як-130. Летчики бомбардировочной и штурмовой авиации
проходят подготовку в Борисоглебском авиационном учебном центре, оно
тоже укомплектовывается учебными самолетами Як-130. В Балашовском
учебном центре готовят пилотов для военно-транспортной и дальней
авиации.
Прежде чем совершить первый самостоятельный полет, курсанты достаточно
долго летают с инструктором. И только когда будущий пилот освоится в
воздухе, ему доверят самостоятельный взлет, полет по кругу и посадку.
Инструктор будет все это время за спиной курсанта, и если тот допустит
грубую ошибку, возьмет управление машиной на себя. Если полет пройдет
успешно, курсанту доверят полностью самостоятельный полет.
Не прекращается обучение и после окончания училища. Служба в авиации
предполагает постоянные полеты для совершенствования навыков. С момента
прибытия в полк начинается становление молодого летчика как воздушного
бойца. Сначала это дневные полеты в простых метеоусловиях, а затем и в
сложных. Следом идут ночные полеты. Их сложность постепенно растет. А
следовательно, и повышается класс летчика. Если прибывает он в полк
летчиком третьего класса, то вскоре достигает второго, а затем и первого
класса. Помимо военной специальности летчики получают и гражданскую,
что позволяет им найти себя и в гражданской жизни после окончания
службы.
Tecnam P2002 Sierra
Пилот-любитель
Если же вы уже нашли дело своей жизни, но мечта о небе осталась, можно
летать просто для себя. Для этого нужно пройти обучение и получить
свидетельство пилота-любителя. Самолет можно приобрести в собственность
либо брать в аренду только для полетов. Прохождение врачебно-летной
экспертной комиссии для пилотов-любителей также обязательно, но
препятствием к полетам будет только действительно серьезное заболевание.
В России такое обучение можно пройти в гражданских авиационных учебных
центрах и аэроклубах. Обучение платное и совсем не дешевое. За курс
обучения придется заплатить от 300 000 рублей. Сроки обучения
варьируются от 2 до 10 месяцев. Здесь нужно учитывать, что теоретическая
часть программы изучается, как правило, в группах, и на это уходит в
зависимости от периодичности занятий от 2,5 до 3 месяцев. Это 306 часов
теоретических занятий. Здесь изучают самолетовождение и навигацию,
аэродинамику и авиационную метеорологию. Сюда также входит изучение
авиационного законодательства и устройства самолета и двигателя.
А вот практические занятия проходят индивидуально. Согласно Федеральным
авиационным правилам, для того чтобы стать частным пилотом, требуется
налетать как минимум 40 часов. При этом курсант может летать хоть каждый
день, а может приезжать на аэродром только по выходным. Стоит учитывать
и то, что способности у обучающихся разные. Иногда будущему
пилоту-любителю и 40 часов может не хватить для того, чтобы овладеть
программой. Получив свидетельство пилота-любителя, можно совершать
самостоятельные полеты на легких самолетах, брать с собой семью и
друзей. Но работать пилотом по найму или совершать перевозки за деньги
вы не сможете.
Як-18
Самолет тоже удовольствие не из дешевых. Старенький Як-18 в хорошем
состоянии можно приобрести за 35 000–40 000 евро. А вот базовая
стоимость с НДС и таможенными платежами нового итальянского Tecnam P2002
Sierra составляет 123 050 евро. Другая важная статья расходов – это
хранение самолета. Понятно, что дома его хранить не получится. Как
правило, летчики-любители получают членство в аэроклубах. Самолет
прикрепляется к аэроклубу, где и находится на хранении и сервисном
сопровождении. Хранятся самолеты как под открытым небом на аэродроме,
так и в крытых ангарах. При желании, на то время пока, вы не будете
летать, можно сдать самолет в аренду аэроклубу. Это позволит
компенсировать затраты на хранение и обслуживание и даже получить
некоторый доход. А если свой самолет приобретать нет желания, то можно
брать его для полетов в аренду.
Ко всему прочему свидетельство частного пилота – это шаг в коммерческую
авиацию. В летное училище берут далеко не всех. Одно из главных
ограничений – возраст от 18 до 23 лет. Если желание стать пилотом
приходит за 30, то обучение в аэроклубе – шанс войти в профессию.
Естественно, с дальнейшим обучением до коммерческого пилота. Конечно,
это не самый простой и достаточно затратный способ, но если небо манит,
то не все потеряно. ©
Вернуться назад
|