ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Душа Русского Севера

Душа Русского Севера


15-08-2016, 08:05. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Душа Русского Севера

Владимир Смирнов/ТАСС

Чем славен туризм в Вологодской области помимо Великого Устюга

Владимир Осиповский, начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области

Есть ли у нас турпродукт? И кто его должен создавать: государство, бизнес? Вопросы, которые всегда будоражили профессионалов отрасли, аналитиков, маркетологов, в реальности уже давно разрешены. Неужели никто из вас не сможет выстроить ассоциативный ряд, связанный, к примеру, с Москвой, Санкт-Петербургом, Карелией, Вологдой или Великим Устюгом?

Другое дело, что не о всяком продукте есть информация или, что еще хуже, нет инициативы этот продукт продвигать. Скептики добавят, что у нас в стране совсем не развита система «всё включено», некачественная транспортная логистика и инфраструктура. Но под требовательным взглядом российского туризма мы сможем решить и эти проблемы.

Душа Русского Севера

Турпродукт в Вологодской области в известной степени сформирован: наш турист едет в Вологду за кружевом, маслом и резным палисадом, в Кириллов – за всемирно известными святынями, в Белозерск, Тотьму и Великий Устюг – за историей Руси, ремеслами, промыслами, архитектурой и, конечно, чтобы повстречаться с Дедом Морозом.

Важно, что наш продукт постоянно обновляется, отвечая на запросы потребителя. В последнее время в области появилось немало новых мест, которые имеют хорошие перспективы. Так, Череповец открылся миру с двух абсолютно разноплановых сторон. Во-первых, это город, в котором родились и жили братья Верещагины (художник и создатель вологодского масла). Во-вторых, это один из немногих в стране центров промышленного (индустриального) туризма с первыми панельными домами, вантовым мостом и суперсовременным музеем металлургической промышленности. К слову, этот новый тип туризма в какой-то мере развит и в других районах области: например, в Сокольском. Здесь открыты для посетителей музей бумаги и музей сельхозтехники.

Добавлю, что Череповец – это яркий пример кластерного подхода, комплексного развития территорий, государственно-частного партнерства, когда власть, бизнес и общественники решают общие задачи. В Череповце сформирован туристско-рекреационный кластер, который вместе с другими объектами города металлургов и порта пяти морей (например, Центральная набережная, Усадьба Гальских) включены в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы). Создаёт удобную инфраструктуру и объекты показа для туристов наш промышленный гигант - Череповецкий металлургический комбинат.

Аналогичный подход мы сейчас пытаемся применить к другой важной для нас территории – Вытегорскому району. Это наш «самый водный» район. Здесь гармонично соседствуют и сложные инженерные сооружения (Волго-Балтийский канал, Арктический центр МЧС) и абсолютно уникальные памятники природы (Андома-гора, Онежское озеро), а объекты показа (подводная лодка Б-440) и современнейшие объекты инфраструктуры (гостиницы, кемпинги, базы отдыха, лодочные станции) дадут фору многим другим территориям, уже облюбованных туристами. Имея в виду такой мощный потенциал района, мы приступили к реализации крупного проекта «Корабелы Прионежья». Пока это лишь детский центр развития корабельного дела. Но в перспективе – при включении всех необходимых ресурсов федерации, области и бизнеса – здесь вырастет полноценный туристический кластер для самого широкого круга туристов.

Вообще, каждый район Вологодской области имеет собственное лицо, локальный бренд, если хотите, - так сложилось исторически. А два года назад собственный зонтичный бренд появился и у всего региона: «Вологодская область – Душа Русского Севера». Он уже по достоинству оценен не только мировыми экспертами в сфере маркетинга в рамках крупнейшего туристического форума, но и российским бизнесом, а нам позволил комплексно подойти к продвижению области на родине и за рубежом.

И зимой, и летом

Еще одна задача нашей команды – обеспечить равномерное распределение туристического потока по сезонам. Не секрет, что это общая проблема практически для всех территорий страны. Ряд проектов и объектов Вологодской области действительно имеют ярко выраженную сезонность. С другой стороны, у нас в регионе вы всегда найдёте туристическое предложение на любой вкус, кошелёк и в любое время года. Памятники мирового значения (Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, Тотьма) прекрасны и зимой, и летом. Даже Великий Устюг с его уникальной архитектурой и промыслами привлекает туриста не только под Новый год. Что уж говорить про такие крупные города, как Вологда или Череповец, которые помимо всесезонных достопримечательностей ещё предложат и комфортную инфраструктуру.

Конечно, мы конкурируем с другими российскими регионами и боремся за каждого туриста. С другой стороны, нам с соседями никуда не деться от общей истории и культуры, климата, логистики, а потому мы рады объединить усилия и возможности на огромном пространстве Северо-Запада России. Здесь неоценимую поддержку оказывает Министерство культуры и Ростуризм, которые инициировали процесс «собирания земель» и запустили несколько эпохальных мегапроектов. Например, в числе Приоритетных национальных туристических проектов есть и наше «Серебряное ожерелье», объединившее все 11 регионов СЗФО. Эффект от межрегиональной кооперации позволяет вплотную подойти к реальной экономике туризма. Кроме того, федеральные власти помогают и с продвижением наших брендов, в том числе за границей – для этого работает Национальный маркетинговый центр «VISIT RUSSIA».

Фестивальное лето

Событийный туризм - важнейшая составляющая формирования турпотока и главный тренд в развитии отрасли. Желание туриста не только посмотреть на достопримечательности, но и принять участие в чем-то большом, интересном и массовом, естественным образом стимулирует нас конструировать отдельный турпродукт. Созданием «событийки» заниматься надо всерьез, поскольку она одновременно работает на рекламу региона и позволяет путешественникам разнообразить отдых. Удачно проведённое мероприятие приводит к тому, что туристы возвращаются к нам и на следующий год, берут с собой семьи, друзей, знакомых.

Нынешний тёплый сезон в Вологодской области чрезвычайно насыщен такими мероприятиями – все вместе они составляют программу большого Фестивального лета. Вологда в конце июня ждет гостей на крупнейший фестиваль «Голос ремесел» и театральный форум «Голоса истории». Чагода традиционно представит гастрономический фестиваль «Чагода – родина серых щей», Кириллов – исторический фестиваль «Сугорье», Белозерск – «Былины Белоозера», Устье – «Праздник лодки», Устюжна – фестиваль кузнечного мастерства «Железное поле». Эти события ежегодно собирают тысячи гостей. При этом мы прекрасно понимаем, что мероприятие ради мероприятия не имеет смысла – важна экономика события, сколько потрачено и сколько в итоге заработано. Так что мы тщательно считаем деньги и делаем выводы.

Качество и цена

Пожалуй, главный сдерживающий фактор развития отрасли в области – не всегда высокое качество предоставляемых услуг, а бывает – и необоснованно завышенная стоимость продукта. Впрочем, как и везде, есть разные примеры, надо просто внимательно подойти к планированию путешествия и рассмотреть разные варианты. Скажем, у нас открыты отличные гостиницы, даже кое-где в районах, но пока нет сетевых компаний, на которые ориентируется искушенный турист. Есть гениальные экскурсоводы с огромным опытом, но не так много гидов-переводчиков и программ для повышения их квалификации. Построены суперсовременные многофункциональные комплексы придорожного сервиса, за что отдельное спасибо нашим партнерам из бизнеса, а есть и длинные участки «голой» дороги. К слову, мы серьёзно занимаемся этим вопросом в рамках Стратегии развития туристического кластера. Как и системой туристской навигации и ориентирующей информации. Уже в этом году на основных магистралях появятся два десятка дорожных указателей и информационных стендов. Отдельную надежду в вопросе продвижения наших продуктов и брендов мы возлагаем на сеть туристско-информационных пунктов.

Гостиницы, пункты питания, придорожный сервис, экскурсоводы, транспорт, да просто наличие элементарных комфортных условий – при наличии всего этого турист приедет сам. Даже если у территории нет серьезных объектов показа и природы, что бывает редко, конечно.

Возвращаясь к вопросу цены и качества, добавлю, что, конечно, рынок сам определяет стоимость того или иного продукта, но некоторые вещи, я считаю, необходимо регулировать. Стоимость билетов на транспорте, в частности. По нашим бескрайним территориям непросто передвигаться даже на личном автомобиле. Острейшей проблемой является организация внутренних авиарейсов и высокие цены на билеты. Это естественным образом сдерживает желания и возможности туристов. Решением видится даже не столько субсидирование воздушных перевозок, сколько организационная работа вместе с бизнесом и поиск стимулов для снижения стоимости перелётов.

Но вообще все обозначенные недочёты разрешаются с помощью энергичного и позитивного отношения любого участника процесса к делу. Как сказал один мой знакомый: давайте для начала хотя бы научимся улыбаться! 


Вернуться назад