Пять советов, как управлять автомобилем на мокрой дороге
С увеличением скорости показатель трения шин о дорогу снижается, а на
мокрой поверхности это происходит гораздо ощутимее, чем на сухой. Даже в
небольшой дождь при движении со скоростью 80 км/ч и толщине водяной
пленки в 1 мм сцепление шин с дорогой ухудшается примерно в два раза, в
ливень — более чем в пять раз. При этом изношенный протектор работает
гораздо хуже. Особенно опасна влажная дорога в начале дождя, когда вода
еще не успела смыть скользкий слой, состоящий из микрочастиц резины,
масел и пыли.
Чем выше скорость автомобиля и сильнее дождь, тем больше ощущение, что
руль становится «пустым», а отклики на него размытыми. Это существенно
затрудняет перестроения, объезд препятствий и прохождение крутых
поворотов. Чтобы полностью остановиться на мокрой дороге, двигаясь со
скоростью 80 км/ч, автомобилю понадобится пройти в 1,5 раза большую
дистанцию, чем на сухом асфальте. Тормозной путь при этом увеличивается
примерно на 20 м, что при ошибке водителя практически не оставляет
шансов избежать ДТП. С ростом скорости риск увеличивается многократно.
Полную потерю контакта с дорогой, когда колеса начинают всплывать на
водяной пленке, называют аквапланированием. Чтобы сохранить сцепление с
поверхностью в сильный дождь на скорости 80 км/ч, шина должна отводить
около 25 л воды в секунду. Когда с увеличением скорости движения или
водяной пленки протектор шины не успевает удалять жидкость из пятна
контакта, перед колесом образуется так называемый водяной клин. В такой
ситуации автомобиль практически полностью теряет управляемость.
Поэтому:
1. Соблюдайте безопасный скоростной режим
Безопасный режим на мокрой дороге зависит от качества дорожного полотна,
толщины водяной пленки, рисунка и глубины протектора, давления в шине,
типа автомобиля и т.д. Правильно учесть все слагаемые может лишь опытный
водитель. В среднем же сильный дождь может вызвать аквапланирование при
наличии новых шин уже при скорости 60–90 км/ч. Для изношенных колес эта
неприятность возможна и на 30 км/ч ниже. Как правило, современные новые
шины гарантируют надежный контроль над автомобилем в дождь в пределах
разрешенной городской скорости — 60 км/ч.
2. Следите за уровнем износа протектора
Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств»,
действующий на территории Таможенного союза, устанавливает минимальную
глубину протектора в 1,6 мм. Но следует понимать, что это не общая
рекомендация, а критический предел безопасности. Для эффективного отвода
воды в дождь летом требуется минимум 4 мм глубины протектора.
3. Выбирайте правильные шины
Убедитесь, что конструкция ваших шин позволяет эффективно отводить воду
из пятна контакта, этому будет способствовать асимметричный дизайн
покрышек с несколькими широкими продольными водоотводящими каналами.
4. Контролируйте давление в шинах
Неправильное давление в шине меняет распределение сил в точке пятна
контакта с дорогой. Если шина чуть спущена, теряется сцепление в
центральной части протектора, если перекачана — в плечевых зонах шины.
5. Исключайте резкие действия при вождении.
Любые резкие маневры — вращение руля, сброс газа, торможение или
ускорение — на мокрой дороге в условиях пониженного трения могут вызвать
занос, снос передней оси или другие проблемы, связанные с потерей
управляемости. Все действия на мокрой дороге следует производить плавно и
заблаговременно.
©Зарулем.рф
Вернуться назад
|