ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Как вырастить математика. Двоих. Нет, троих

Как вырастить математика. Двоих. Нет, троих


6-05-2016, 10:27. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Как вырастить математика. Двоих. Нет, троих

Фото из семейного архива

Титула абсолютного победителя Всероссийской олимпиады школьников по математике добилась десятиклассница из московского лицея "Вторая школа" Мария Дмитриева, добавив его к «золоту» на V Европейской математической олимпиаде для девушек. После европейской Олимпиады «Эксперт» (№17-18 )опубликовал интервью с народным учителем России директором Второй школы Владимиром Овчинниковым, а теперь разговор с мамой победительницы. Семья растит троих детей, и таланты раскрываются у всех, но как говорит мама - Елена Дмитриева, на первом месте в их раскрытии – работа.

 - Маша изначально была ребенком, у которого прекрасно получается всё. До шестого класса у неё чудесно шли языки. У нас была хорошая языковая гимназия. С 1-го класса – английский, со 2-го – французский. На углубленном уровне и то и другое.

- То есть вы сразу пошли в школу с огромной нагрузкой.

- Семейный приоритет – дети должны учиться, нужно трудиться. При этом важно то, как семья настраивает ребенка. Если родители и все окружение говорит о том, что у нас по-другому не бывает, мы все труженики, давай садись, давай работай. Учёба - правильное занятие. И изучения языком прекрасно тренирует память и развивает логику.

- Если у ребёнка хорошо получается всё, то как понять, в каком направлении углубляться? Как понять, в чём он талантлив? Это только решение родителей – «будешь математиком»?

- У нас папа кандидат физико-математических наук, заканчивал мехмат МГУ и аспирантуру мехмата, преподавал. Возможно, это повлияло на выбор, но вряд ли оказалось определяющим. Маша попробовала заниматься математикой и её понравилось.

- Как в современном мире, с обилием информации, с гаджетами, соцсетями, компьютерными играми - не хочется мне употреблять слово «заставить», но как-то усадить детей за математику, за науки которые требуют усердия, постоянного труда?  

- Я, кстати, к гаджетам отношусь очень спокойно. Мне кажется, правильная постановка вопроса - это не запретить играть, а увлечь ребёнка чем-то интересным. Например, математикой. Математика – это невероятное приключение.

- Решение задач как хороший детектив?

 - Абсолютно, да, это детектив. Причем когда дети читают какие-то такие книги с загадками – они все их разгадывают в самом начале и влёт. То есть с ними даже неинтересно.  

- Находят убийцу?

 - Да! Легко раскрывают.

- Но для того чтобы увлечь маленького ребенка, мало просто дать ему что-то интересное. Компьютерные игры – это ведь тоже интересно.

- Важно поместить ребенка в правильную среду. Это  атмосфера в семье, разговоры, интересы. Мы стараемся находить математические праздники, интересные журналы, задачи. Сейчас много красочных детских изданий, «Квантик», например. Это специальные кружки.

- Фактически, маленький человек помещается в пространство, где его будут окружать люди с определёнными интересами и увлечениями?

- Да. Очень важно, чтобы ребёнка окружали талантливые педагоги и мотивированные сверстники. Это я считаю ключевым. Кружков много, они необычайно востребованы, в них очень сложно прорваться. Особенно для малышей. Малыши идут заниматься математикой. Я недавно посмотрела, что происходит с летними математическими лагерями - мест нет. Важно, чтобы были хорошие педагоги. В выборе, больше срабатывает «сарафанное радио». Потому что, так или иначе, складывается общность родителей. Мы перезваниваемся, рассказываем друг другу о том, что там открылось это, а тут это. Я вижу колоссальный спрос на хороших учителей математики. Не много мест, где они сконцентрированы. И конкурс в такие школы выше, чем на некоторые факультеты в МГУ.

- Как вы двигались к сегодняшним результатам?

- Начальная школа у Маши была прекрасная, но это раскачка для всех. В 6-м, стало понятно, что как вот говорит мой сын, скорость эскадры – это скорость движения самого тихоходного корабля – есть дети, которые движутся медленнее и таких много. Маша стала первой, и ей стало очень скучно. Она выиграла несколько олимпиад, получила статус Ученика года. Однако заметно стали расходиться интересы с другими детьми: какие-то журналы, игры в телефонах, какие-то сериалы, о которых Маша не имела понятия. Она стала выпадать, просто стала выпадать, почувствовала себя в каком-то смысле «белой вороной». 

- Упёрлись в своеобразный потолок

- Мы поняли, что надо менять школу, образовательную траекторию. Привели её в вечернюю школу при лицее «Вторая школа». Она влюбилась в задачи, в педагога. Влюбилась в детей. Она поняла, что вот с этими детьми ей невероятно хочется учиться. И что нет ничего общего между ними и детьми, которые разговаривают о том, где купить пиво. Я встретила других родителей. Это были семьи совсем другого качества. И, это ребенка мотивировало поступать и работать в совершенно бешеном темпе. Нам пришлось забрать ее из старой школы, чтобы она смогла подготовиться и поступить. Мы не потеряли год, но она работала с утра до ночи. Маша говорила: «Мама, я хочу быть с Егором, с Пашей, я хочу учиться с ними». Ну вот, собственно, мы так и учимся с Егором и с Пашей, да.

- Сработала такая наглядная мотивация. Было понятно – куда, к чему и к кому идти.

- Да, она почувствовала там себя своей, и любимой, и интересной, и да, воспринимаемой. Эти дети говорят на одной языке. Они собираются и играют в интеллектуальные настольные игры. Они собираются и обсуждают какие-то интересные события, какие-то передачи. 

- На международные олимпиады собираются десятки человек, команд из разных стран, которые уже лучшие из лучших, где тот узкий момент, в котором кто-то вырывается вперёд? Скорость подбора варианта решения? Скорость обработки данных?

 - Нужны годы, для того, чтобы освоить материал, годы для того, чтобы научиться с этим материалом уверенно себя чувствовать, и я думаю, что безусловно личные качества. Маша –настоящий боец. Быстрая и вносливая. Что такое стандартная олимпиада? Это два дня по пять часов, в которые они интенсивно думают, они не теряют не минуты. Так дети работают с 12 лет. И в решении задач нет готовых схем.Например, задачи, которые маша решала в Буштени, не были сверхсложными, но, глядя н аних, нельзя было однозначно сказать, с ккой стороны к ним лучше подобраться. 

Важно также умение качественно оформлять работу, логически четко прописать каждый этап. Прописать и рассмотреть все схемы, все возможные ветки алгоритма. Привести нужные примеры, сделать качественный чертеж.

- Если у Маши были варианты – то как развивались другие Ваши дети?

 - Сейчас сыну Ване 13 лет, он интересуется историей. Особенно военной историей. Любит читать мемуары. Спросила как-то: "Что подарить?", ответил: "подари мне протоколы допросов Колчака". Лучшему другу на День Рождения он подарил переписку Сатлина, Черчилля и рузвельта. Но, поскольку Маша погрузилась в мир математики, стала приносить домой интересные задачи, ездить н атурниры, Ваня тоже стал этим интересоваться и я отвела его в математический кружок. Младшая тоже сейчас увлечена математикой, мечтает в следующем году поступить во 2-ю школу.

- Математика тоже многообразна – какой-то раздел больше, какой-то меньше нравится? Кто-то числами оперирует, кому-то близка логика.

- у Маши интересы уже определились – это комбинаторика и комбинаторная геометрия. Это сфера, где очень быстро надо рассмотреть самые разные варианты в самых разных направлениях, попытаться вот подумать. Ваня, сейчас учится в 7-м классе и пока просто всем наслаждается.

- Что дает математика самому человеку, на ваш взгляд, усиливает какие-то особенные личностные качества?

- Математика даёт смелость. Решая задачи, человек преодолевает себя и закаляется в этом процессе. Он перестает бояться трудностей. Мне кажется, что вот с точки зрения закаливания характера, это очень ценное занятие. Оно учит не только думать, оно учит не только просчитывать ходы, не только принимать нестандартные решения, но, собственно, воспитывает уверенность в себе. То есть человек знает, что он может это сделать. Маша говорит про себя: «Я математик, я это сделаю, я могу. У меня нет нерешаемых задач». Это касается всего. Они думают совсем по-другому. Они удивительно быстро соображают и принимают нестандартные решения и в любой жизненной ситуации.

- Как выражается интерес к материальным ценностям? Я как-то читала интервью математика Перельмана, где он сказал: «я умею управлять вселенной, зачем мне миллион»

- Потребности закрыты и, слава Богу. На всём остальном у нас как-то не принято концентрироваться.

 - После победы в олимпиадах – дороги в любой ВУЗ открыты. Куда пойдут дети, они уже знают? О чём они мечтают?

- Мы пока смотрим широко, но на ВУЗы с математическим профилем, другие Машу не интересуют. Хотя она попробовала сходить на региональный - всемосковский тур Всероссийской олимпиады по физике и стала финалистом. Попробовала заниматься экономикой и тоже стала победителем Москвы. Ей всё это показалось интересным, но пока всё же возвращается к теоретической математике.

- На стыке разных направлений рождаются неожиданные идеи. Например, известна история компании Samsung, инженеров которой как-то обязали получить образование в области искусств. И на этом стыке родились решения, которые вывели компанию в лидеры.

- Мы посмотрим, через год Маша пойдет на математический бакалавриат. Из него может вырасти все, что угодно. Можно пойти в «Экономика и финансы», биоинженерия сейчас – серьезная, быстро развивающаяся отрасль. И математика – это основной предмет, который там требуется. Многие машины друзья, победители Всероса по математике, всерьез думают о факультете биоинженерии в МГУ, и МФТИ.

- За победителями таких конкурсов, в других странах, следят особо пристально. Многие международные компании любят хватать талантливых детей прямо со школьной скамьи.  

- У нас сейчас всё то же самое. Понятно, что в ВУЗ все дороги открыты, и экзамены не потребуются, но ведь есть и интереснейшие кафедры, например факультет «Яндекса» при Высшей школе экономики.Так поступают многие современные компании.

- За рубеж не смотрите?  

- На сегодняшний момент нет. Я знаю детей, которые уже сейчас собираются в западные ВУЗы. Мы нет. Ни для кого не секрет что у нас хорошие математики либо переквалифицировались, либо уехали. Мало людей, оставшихся в этой области. А они очень нужны. Вообще, мне кажется, у нас сейчас интересные события происходят, да и математическое образование в России очень сильное.

Достижения детей:

Дмитриева Мария, 16 лет

Золотая медаль V Европейской математической олимпиады для девушек. Серебряная медаль 14 Китайской математической олимпиады для девушек. Серебряная медаль 12 международной Жаутыковской олимпиады. Диплом I степени Белорусской олимпиады школьников. Призер Всероссийской олимпиады школьников по математике 2015 г. Диплом I степени LXXVIII Московской математической олимпиады. Специальная премия за решение сложной задачи по комбинаторике LXXIX Московской математической олимпиады. Дипломы I степени устной городской геометрической олимпиады 2015 и 2016 гг.

Дмитриев Иван, 13 лет

Похвальная грамота заключительного этапа математической олимпиады им.Леонарда Эйлера. Диплом I степени XXV турнира Архимеда. Диплом I степени XIV городской устной олимпиады для 6-7 классов. Диплом II степени личной олимпиады XLVI Уральского турнира юных математиков. Диплом II степени личной олимпиады XLV Уральского турнира юных математиков.

Анна Дмитриева, 10 лет

Диплом I степени математической олимпиады Лицея "Вторая школа" для четвертых классов. Диплом I спепени интернет-олимпиады по математике 2Х2. Победитель "Олимпиады Плюс". Диплом II степени математического конкурса "Осенний олимп".


Вернуться назад