Дети, которые получают
надлежащий уход и воспитание от своих матерей еще в дошкольном возрасте,
имеют более высокие темпы роста структур головного мозга, связанных с
обучением, памятью и реакцией на стресс, чем те дети, матери которых
менее заботливы, предполагает новое исследование.
Полученные
данные свидетельствуют, что помощь родителям в умении оказывать более
активную поддержку своим детям уже с ранних лет, в последующем позволит
им лучше справляться в школе, в жизни и развиваться эмоционально.
"Исследование показывает, что есть период восприимчивости, когда мозг реагирует на материнскую поддержку", — сказала первый автор исследования Джоан Луби, — профессор медицинского факультета университета им. Вашингтона (Washington University School of Medicine) в Сент-Луисе.
Полученные результаты были опубликованы в раннем издании журнала "Труды национальной академии наук" (Proceedings of the National Academy of Sciences, PNAS).
В
исследовании, ученым представилась возможность наблюдать устойчивый
рост гиппокампа детей при участии материнской поддержки на основании
нескольких сканирований мозга, проведенных в разные периоды времени у
127 детей, получивших по три МРТ-сканирования каждый за время от
поступления в школу до начала подросткового возраста. Исследователи
изучили тактику воспитания матерей, внимательно просматривая
видеозаписи, тем самым выявив взаимодействие между матерями и их детьми.
Наблюдения происходили в умеренно стрессовых условиях.
"Мать
просили выполнить задачу, за что мы, в свою очередь, поощряли ребенка
привлекательным подарком, не позволяя открывать его до завершения
задания", — сказала профессор Луби.
"Это стрессовая
ситуация, из ряда тех, что происходят несколько раз на дню в той или
иной семье, например, когда вы готовите обед, а ребенок, тем временем,
хочет вашего внимания. Ребенку что-то нужно, но у вас дела, что делает
вызов вашим навыкам в воспитании детей", — указала профессор.
Родители,
которые в состоянии сохранить спокойствие и завершить поставленную
задачу, одновременно предлагая эмоциональную поддержку своим детям,
оцениваются как более заботливые и опекающие. Те же, кто игнорирует
своих детей или вводит карательные методы воспитания, получают низшую
оценку за поддержку.
"Небольшие изменения в поддержке продемонстрировали большие различия в итоге", — сказала Луби.
При
изучении сканов мозга, исследователи обнаружили, что дети, чьи матери
были более внимательны, чем обычно, демонстрировали усиление роста
гиппокампа, который был более чем в 2 раза больше, чем у тех, чьи матери
набрали чуть ниже среднего балла по шкале заботливости.