ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Театр и зритель: театральные афиши

Театр и зритель: театральные афиши


15-01-2016, 10:51. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Театральная афиша всегда служила неким посредником, который стоял между театром и его зрителями. В России  она присутствовала с момента возникновения самых первых театральных регулярных спектаклей — с начала восемнадцатого века она развивалась так же, как и театр, при этом отражая развитие этого вида искусства.  Процесс этот всегда был ярко представлен, ведь Москва — это город самых заядлых театралов.

Первые Московские афиши

Впервые они были замечены возле театра Кунста-Фюрста, который существовал в Москве, начиная с 1702 года. Россию тогда времена посещало большое количество западноевропейских модных артистов, они занимали Московскую публику самыми различными  спектаклями и зрелищами. Постепенно  театральный русский быт обогатила афиша не рукописная, а печатная, которая долго была привычным для всех методом оповещения. Это название настолько укоренилось, что даже сейчас, просматривая стоимость билетов в театры Москвы, мы называем современный сайт с анонсами, ценами, продажей билетов, по привычке афишей, хотя он уже ничем не напоминает плакат времён Петра Первого.

Во время правления Анны Иоанновны на плакатах уже был полный набор нужной информации: когда, где именно состоится спектакль, какие актёры заняты в представлении,  сколько зрителю придётся заплатить. Уже с осени 1783-го года в Москве регулярно издавали афиши спектаклей императорских театров, тираж мог доходить до 900 экземпляров, а распространялись они посредством специальных разносчиков. В начале девятнадцатого века Московские театры ориентируются не только на элитного зрителя, а на все слои населения. Упоминание о чудесных афишных тумбах навсегда оставшегося в прошлом столичного быта мы можем встретить не только у Гиляровского на страницах  «Москвы и Москвичей», но и увидеть их фото в Московских музеях.

Свидетели истории театров

Теперь театральная афиша стала своеобразным документом, по которой театральные исследователи отслеживают историю театральных подмостков, пишут исследования. В итоге можно понять, как в целом шёл театральный процесс в столице. Основатель знаменитого театрального музея Алексей Александрович Бахрушин ездил по всей стране, собирая вместе с другими экспонатами пожелтевшие листы бумаги, висевшие некогда при входе. Глядя на старинные плакаты можно понять:

  • Репертуар театра;
  • Артистов, которые играли в нём;
  • Какая была   сцена и зрительный зал;
  • Какие были бенефисы и гастроли;
  • Как часто проходили спектакли.

В наше время они почти исчезли из жизни Москвы, однако, следует заметить, что в других театральных столицах Европы они украшают центры города на  красивых тумбах. Однако существуют энтузиасты, которые желают возродить в столице этот вид искусства. Например, этим летом при столичной галерее современных искусств, который находится на Романовом переулке, проходила интереснейшая ретроспектива – выставка афиш из коллекции, которая хранилась  у театра им. Маяковского. Они напоминали зрителям о громких премьерах, которые являются историей театрального искусства. Показывали на выставке также приёмы оформления афиш для театра сегодня.

Не только работы метров были представлены на выставке, молодые художники, которые только начинают реализовывать себя на творческом поприще, уверенно продемонстрировали, что их первые шаги связаны с афишей возле прославленного Московского театра.

Билеты в театры Москвы можно приобрести на сайте


Вернуться назад