ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Практические советы бизнесмену - как понимать русских и вести бизнес в России

Практические советы бизнесмену - как понимать русских и вести бизнес в России


20-07-2014, 12:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Практические советы бизнесмену - как понимать русских и вести бизнес в России


24 Tips For Understanding Russians

Как понять русских - 24 полезных совета.

Ричард Льюис (RICHARD LEWIS) 23 июня 2014 г.

  • Если у вас на руках сильные карты, не переусердствуйте разыгрывая их. Русские - гордые люди и не надо их оскорблять.
  • Они не так сильно интересуются деньгами, как вы; поэтому, они более склонны отказаться от сделки нежели вы.
  • Русские люди ориентированы скорее на человека, чем на сделку. Попытайтесь сделать их похожими на вас.
  • Если вы преуспеете [в этом], то они попробуют сговориться с вами «переиграть систему». Демонстрируйте им своё недоверие к ничего не видящим властям или чрезмерной бюрократии так часто, как только вы можете.
  • Сделайте им одолжение вначале, но покажите, что это не от слабости. Одолжение должно быть личным, а не касаться обсуждаемого бизнеса.
  • Старайтесь не попадать чрезмерно под влияние их театральных и эмоциональных демонстраций, но, в то же время, показывайте свои симпатии и человеческие чувства.
  • Если вы показываете свою твердость, то делайте это так, чтобы сквозь неё пробивалось лёгкое мерцание доброты.
  • Выпивайте с ними между встречами, если вы в состоянии; это - один из самых легких способов навести мосты.
  • Им нравится слушать похвалы, особенно связанные с достижениями России в технологиях, а также по поводу их значительных творческих успехов.
  • Не говорите о Второй мировой войне. Они чувствительны к разговорам на эту тему и рассматривают большинство российских войн как оборону от агрессивных соседей. Им не давали вашу версию истории.
  • Они очень любят детей, так что показ фотографий ваших детей является превосходным способом построить отношения.
  • Они уважают стариков и презирают обращение американцев со своими пожилыми людьми.
  • Показывайте свою человеческую сторону — эмоции, надежды и стремления. Они намного больше интересуются вашими личными целями, чем коммерческими.
  • Во время деловых обсуждений примите во внимание, что их приоритетами будут - личные отношения, оформление, внешние атрибуты и возможность получения финансовой выгоды — именно в таком порядке.
  • Сочетание восточных и западных элементов в их косметике часто выглядит шизофреничным. Не беспокойтесь и не обращайте внимание — с течением времени обязательно появится другое лицо.
  • В своей истории они никогда не жили в демократии; поэтому, не ожидайте, что они обязательно будут сторонниками равноправия, честными и беспристрастными , открытыми для прямых дебатов. Объясните им четко и ясно, что вы думаете по этим вопросам и как вы в основном мотивированы этими факторами.
  • Они не будут доверять всему тому, что вы представите как официальную директиву или предписание. Но, в то же время, то, что вы укажете как личную рекомендацию, они воспримут с распростёртыми объятиями.
  • Русские в основном консервативны и с трудом принимают изменения. Вводите новые идеи не торопясь, спокойно и сдержанно.
  • Они часто подталкивают вас и понимают когда подталкивают их, но они бунтуют, если чувствуют, что давление становится невыносимым. Попытайтесь определить, как далеко вы можете зайти в этом плане.
  • Инакомыслие в целом не популярно среди русских, поскольку исторически безопасность обеспечивалась нахождением в группе, конформистским поведением. Не пытайтесь отделить русского от его или ее “группы”, независимо от того, что это за группа.
  • Они любят общение. Не стесняйтесь открывать перед ними душу. Как и немцы, они любят заниматься самокопанием.
  • Они достигают того, что они добиваются, в основном через запутанную сеть личных отношений. Услуга - за услугу. Они не ожидают какой-либо помощи от чиновников.
  • Как и немцы, они приходят на встречу без улыбки, с серьёзными лицами. Как и с немцами, лёд серьёзности можно быстро растопить демонстрацией понимания и искренности.
  • Когда они прикасаются  к  другому  человеку во время разговора, это - признак доверия.

 

Этот рассказ был предоставлен лингвистом, специалистом, изучающим межкультурные отношения, Ричардом Льюисом. Подробнее о его работе можно прочесть в его книге "When Cultures Collide" («Когда сталкиваются культуры»). С услугами для бизнесов и предпринимателей можно ознакомиться на веб-сайте Richard Lewis Communications .


Ричард Льюис - всемирно известный лингвист и основатель компании Richard Lewis Communications. Он основал школы Berlitz в Восточной Азии, Португалии и Финляндии, провел несколько лет в Японии, где был личным наставником императрицы Мичико и пяти других членов японской Императорской фамилии. Он - автор отмеченной наградой книги "When Cultures Collide" («Когда сталкиваются культуры») и курса лекции по межкультурным проблемам во всем мире.

 

 

 

 

 

Doing Business in Russia - How to Understand Russian Business Mindsets

Ведение бизнеса в России - как понимать русский деловой менталитет.

 

Рана Сиха (Rana Sinha)

Существуют определённые фундаментальные особенности менталитета российских деловых людей. А так как предпринимательская деятельность в очень большой степени определяется менталитетом, то любой человек, занимающийся бизнесом в современной России или с русскими, мог бы извлечь определённую выгоду из знания этих особенностей.

 

 

К этим особенностям (установкам) менталитета русских деловых людей относятся:

Как что происходит или не происходит

Принятие решений - Иерархия

Понятие времени

Связи - "Блат"

Вера в свою систему

Расходы ради престижа (Conspicuous consumption)

 


Как что происходит или не происходит

В России, понимание того - как делаются или не делаются дела, это тайна, весьма труднодоступная для постороннего человека. Например, в соседней Финляндии, дела (исключая вопросы, связанные с политикой) обычно делаются систематическим бюрократическим способом, и процесс обычно довольно прозрачен. В России ничто важное не происходит без кризиса или большой драмы, которая вынуждает людей действовать, и силы действующие позади таких кризисов могут остаться скрытыми для глаз. Когда вы оказываетесь в ловушке "периода бездействия", то не говорите русским, что они ленивы или неэффективны. Это - большая ошибка. Они очень гордятся своей культурой, статусом супердержавы и достижениями в различных областях, таких как, например, исследование космоса.

 


Принятие решений - иерархия

Россия - очень иерархическое общество, и процесс принятия решений очень отличается от принятого на Западе (особенно - от финской и шведской моделей). В своих деловых связях очень важно помнить об иерархической природе российского общества совмещенной с большим разбросом властных полномочий. В деловых связях, знание того – кто к кому вхож, - крайне важно для успеха. В наше время российские деловые люди обращают большое внимание на то, как они одеты. Русские в целом, вероятно, тратят на одежду больше денег из своего семейного бюджета, чем граждане любой другой страны мира. Те, кто не может позволить купить себе одежду топ-модных брендов (такую как Versace, Armani или Hugo Boss) предпочитают одеваться в более дешевую, но все же хорошо сшитую одежду. Есть старая русская пословица - "Всстречают –по одёжке, провожают - по уму".

 


Понятие времени

Многие деловые люди в соседней Финляндии начали принимать американское понятие времени: время - деньги. Такая концепция довольно далеко отстоит от русского понятия времени. Хотя оно может показаться не слишком-то академическим, но русский предприниматель очень хорошо чувствует - как высоко поднялась Россия со времён Новгорода, чтобы стать супердержавой. Русское время - это не прямая линия, оно больше походит на контур, состоящий из квантовых скачков и маленьких окружностей без ясных линий соединяющих эти окружности. И такое понятие «долгого времени» пронизывает каждое действие русского предпринимателя. Если вы теряете самообладание, когда вещи не происходят достаточно быстро, то теи саиым вы показываете свою незрелость.

 


Связи - "Блат"

Ничего значительного в России не совершается без "блата" или связей. Люди помнят и используют услуги как валюту. Делается большой акцент на создание и поддержку хороших личных отношений через внимание, подарки, услуги и встречные одолжения.

 


Вера в свою систему

Соседние финны и шведы полагают, что финская или шведская версия демократического государства всеобщего благоденствия - самое большое достижение человеческого разума, и они очень гордятся им. У русских же существует мессианский подход ко всему российскому. Для них это - воплощение мечты о совершенстве: природа, мир, человек, жизнь человека, мечта о Золотом Веке, о небесном городе – современном Риме. Они полагают, что Человечество идет вперед, только если путь ему освещает Божественный свет. До падения коммунизма они редко сомневались относительно этой мессианской миссии. В сегодняшнем государстве Российском, с его высокими ценами, незащищенностью, террористическими атаками и отказом послекоммунистического капитализма принести небеса на землю, можно видеть как мировоззрение русских движется в сторону - "Давайте учиться и заимствовать все Западное!", не забывая при этом - "Матушка Россия знает лучше". Факт, что люди жалуются на текущее состояние дел, не разрушает эту основную мессианскую веру.

Следующий анекдот выдвигает эту веру на первый план.

Русский и американец умирают, и они оба попадают в ад. Сатана спрашивает их - "В какой ад вы предпочитаете попасть - в российский или американский?" - "А какая разница?" спрашивает русский. - "В американском вы будете должны съедать одно ведро дерьма в день; в русском - два" объясняет Сатана. Американец решает пойти в американский ад. Русский, будучи патриотом, выбирает российский. Год спустя они встречаются. "Как жизнь?" спрашивает русский. "Не могу пожаловаться" - отвечает американец. "Съел одно ведро дерьма утром, и целый день свободен. А ты как?" "Лучше не бывает!" говорит русский. "Точно так же, как на земле! Они или поздно дерьмо привезут или ведер не хватает".

 


Расходы ради престижа (Conspicuous consumption)

Американский экономист Торстейн Веблен первым употребил этот термин в 1899 году, в его книге "The Theory of the Leisure Class" . Веблен утверждал, что экономическая жизнь определяется не понятиями полезности или выгодности, а она ведется в соответствии социальными пережитками оставшихся нам с доисторических времен, и большая часть сегодняшнего общества - это просто видоизмененная форма раннеплеменного общества. Этот племенной характер российской жизни является центральным пунктом в понимании стратификации российского общества. Модные бренды и видимые символы успеха - приоритет номер один.

Вот хорошая шутка, прекрасно описывающая НР (Нуворишей или Новых Русских):

После аварии НР сидит на дороге и громко кричит - "О, моя BMW! О, моя BMW!!! " Прохожий услышал его и спрашивает - «Как ты можешь кричать и плакать о своей машине!? У тебя вон смотри рука оторвана!!!» НР смотрит на руку и начинает кричать - "О, мой Rolex!"


Вернуться назад