Ужесточены требования к рекламе биологически-активных добавок к пище (БАД). 22 октября 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором предусмотрена ответственность за нарушения в рекламе лекарств и БАД.
ФАС добилась своего
В частности, теперь любой вид рекламы БАД должен сопровождаться информацией о том, что БАД не являются лекарствами (ранее подобная информация наносилась только на упаковку продукта). За нарушение нового федерального закона предусмотрена ответственность не только рекламодателя, но и рекламораспространителя. Штраф за указанные правонарушения для юридических лиц составит от 200 до 500 тысяч рублей. «Уверен, что повышение ответственности рекламодателей и СМИ за размещение рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере позволит значительно предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан», — отмечает Николай Карташов, начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России.
Нововведения можно расценить как тактическую победу ФАС, которая традиционно настаивает на усилении регулирования рыка БАД. И предлагает, в частности, лицензировать производство БАД так же, как лекарственных препаратов, ввести предрегистрационную экспертизу качества, эффективности и безопасности БАД, проверять эти показатели в процессе обращения биодобавок, размещать БАД в аптеке на отдельной витрине под вывеской «не лекарственные препараты». «БАД не проходят соответствующего исследования для подтверждения их безопасности, что приводит к большому количеству нарушений, связанных с введением потребителей в заблуждение относительно фактических свойств БАД. Смешиваясь с лекарственными средствами, БАДы необоснованно составляют конкуренцию лекарственным средствам», — утверждает Тимофей Нижегородцев, начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС. По опросам ВЦИОМ, 89% населения России знают о том, что такое БАД, при этом 60% считают БАД именно дополнением к пище, и только 5% населения полагают, что БАД ― это лекарственные препараты.
Имидж сильнее здравого смысла
По определению, данному в Техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», БАД определены как «природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции». То есть БАД являются пищевыми продуктами, такими же, как картофель или молоко, и при регистрации их компоненты проверяют только на безопасность. Навязать им проверку эффективности невозможно по определению.
Мировая практика относит БАД именно к пищевым продуктам, а врачи настаивают необходимости их применения для восполнения рациона, который у современного человека беден биоактивными ингредиентами из-за сокращения объёма потребляемой пищи вследствие резкого снижения энергозатрат. «Использование БАД к пище позволяет осуществить персонифицированный подход к формированию индивидуального рациона питания с учётом возраста, пола, характера физической активности, индивидуальных особенностей обеспеченности организма и его потребности в пищевых и биологически активных веществах», — говорится в январском приказе Роспотребнадзора.
БАД в нашей стране имеют весьма негативный имидж, поскольку в течение многих лет их рекламировали и продвигали как лечебные и профилактические продукты. Мошенники буквально «впаривали» копеечные травяные сборы наивным пенсионерам, готовым выложить за чудо-снадобье все свои сбережения. В махинациях нередко участвовали и врачи, назначающие пациентам БАД в качестве препарата от серьёзных недугов и даже продающие их в своём кабинете. Этим объясняется непримиримость ФАС, недоверие врачей и всё новые законодательные инициативы, направленные на резкое ужесточение оборота биодобавок. Так, техрегламент Таможенного союза утвердил список растений, которые не могут быть компонентами БАД, в том числе багульник, девясил, жимолость.
Разбирайтесь сами
Из-за мошенников страдают не только наивные потребители, но и добросовестные компании-производители БАД, ведь весь пафос направлен на них, а не на продавцов-мошенников. Вариантом решения могло бы стать создание саморегулируемой организации (СРО) участников рынка БАД, включая производителей и сетевые сбытовые структуры, в рамках которой порядок навели бы сами игроки рынка. Законопроект, посвящённый этому вопросу, был подготовлен Комитетом Госдумы по собственности. Однако его обсуждение в рамках «круглого стола» в нижней палате парламента показало, что у собравшихся совершенно разные интересы. По мнению депутата ГД Антона Белякова, он позволит навести порядок на рынке самому профессиональному сообществу. «В первую очередь, это необходимо, чтобы мы как производители добились возможности говорить о пользе биодобавок, что на сегодня практически запрещено», — пояснил свою позицию Дмитрий Дергачёв, исполнительный директор холдинга РИА «Панда». Депутат ГД Владимир Афонский обеспокоен тем, что саморегулирование приведёт к выдавливанию мелких игроков, а представители фармрозницы не захотели связывать себя с производителями БАД никакими узами: «Мы за ужесточение регулирования, но время саморегулируемых организаций (СРО) ещё не наступило, хотя бы потому, что рынок к этому не готов, в том числе аптечные организации не готовы финансово», — утверждает Нелли Игнатьева, исполнительный директор Российской ассоциации аптечных сетей России (РААС).
Таким образом, в состав СРО могут войти только производители БАД, что значительно снизит вес данной организации, поскольку именно аптеки могли бы оказать серьёзное влияние на оздоровление рынка БАД. Ведь именно в аптеках люди предпочитают покупать БАД, поскольку у аптечных продуктов «автоматически» складывается имидж полезных для здоровья и именно аптеки заинтересованы в качестве.
В крупных аптечных сетях в больших городах до 50% оборота приходится на нелекарственный ассортимент, в том числе биодобавки. Но рынок растёт только за счёт цен. По данным DSM group, аптечный рынок БАД в 2012 г. составил 22,2 млрд руб. (рост на 18,4% по отношению к 2011 г.) в стоимостном выражении и 294,1 млн упаковок (снижение на 2,4% по отношению к 2011 г.). Сокращение продаж БАД негативно скажется как на аптечном бизнесе, так и на производителях. Добросовестным игрокам рынка будет непросто отстоять свои позиции, а мошенникам никакой запрет не указ. В итоге вновь проиграет потребитель.