В 2010 году Элизабет Брэннон (Elizabeth Brannon) из Университета Дьюка (США) вместе с коллегами продемонстрировала, что разные дети по-разному реагируют на количественные перемены. Так, перед полугодовалыми малышами ставили два экрана, на одном было постоянное число точек, которые как-то трансформировались сами по себе, а на втором менялось число точек. Так вот, выяснилось, что детей, которые вернее угадывали изменение количества предметов, больше тянуло к экрану с исчезающими и появляющимися точками.
Младенческое умение считать точки спустя три года помогает научиться арифметике. И только? (Фото Melissa Libertus / University of Pittsburgh.)
Спустя три года исследователи вернулись к тем же детям, чтобы проверить их с помощью нескольких стандартных математических тестов для дошкольников; заодно психологи повторили опыт с точками.
Оказалось, что способность к оценке количества находится в сильнейшей взаимосвязи с математическими «талантами»: дети, которые лучше оценивали количество точек в полугодовалом возрасте, через три года лучше считали, ориентировались в простейших арифметических действиях и могли сравнить одно число с другим.
В статье, опубликованной в PNAS, исследователи подчёркивают, что ни детский IQ, ни умение выполнять какие-то нечисловые задания на эту взаимосвязь не влияли: малыши могли хорошо чувствовать нечисловые изменения в объектах, но из этого не следовало, что они будут выдающимися арифметиками.
Авторы работы говорят, что из их результатов не вытекает врождённость математических способностей — влияние окружающей среды за полгода жизни вполне может привести к тому, что ребёнок начнёт лучше ориентироваться в количественных характеристиках. С другой стороны, отсюда не следует и то, что, став взрослым, человек сохранит и приумножит эти математические способности, однако их развитию можно поспособствовать, если вовремя обратить на них внимание.
Подготовлено по материалам Nature News. Фото на заставке принадлежит Shutterstock.