Почему человек становится жертвой? Причин тому немало. Но главная из них – чувство страха. Есть такая древняя восточная притча. Шел дервиш по дороге и встретил Чуму. «Куда ты идешь?» – спросил он. «В город, – ответила Чума. – Мне нужно забрать там жизни трех тысяч человек». Через несколько дней дервиш и Чума снова встретились. «Что ж ты не держишь слова, – упрекнул ее дервиш. – Обещала умертвить три тысячи, а уничтожила весь город». «Нет, я сдержала слово, – сказала Чума. – Я взяла жизни только трех тысяч. Остальные умерли от страха».
Спаситель или убийца?
Современные научные исследования подтверждают глубокую мудрость, заключенную в этой притче: по данным Всемирной организации здравоохранения, во время различных природных катаклизмов и катастроф от смертельных травм погибает всего тридцать процентов. Остальных убивает... страх.
Страх – древнейшее, но до сих пор мало познанное чувство человека. Даже в современной психологии в отношении него существует колоссальная неразбериха. Вплоть до диаметрально противоположных точек зрения: одни призывают полностью искоренить страх, в то время как другие утверждают, что страх необходим и полезен как фактор, уберегающий нас от опасных и необдуманных поступков. Дескать, если бы не страх, мы начали бы прыгать из окон, совать руки в огонь и делать прочие саморазрушающие вещи. Некоторые отрасли психологии каждую фобию рассматривают как отдельный страх, и потому по их классификации сегодня уже существует более тысячи (!) разнообразных фобий (вплоть до таких занятных, как «фобия открытой форточки»).
Подобная неразбериха происходит из-за того, что страх путают с инстинктом самосохранения. Но это совершенно разные вещи. Инстинкт самосохранения заложен в нас на уровне подсознания, его задача – обеспечить нам выживание. Именно он удерживает нас от того, чтобы сунуть руку в огонь или сократить путь на улицу, выпрыгнув из окна. Именно он обеспечивает правильные действия, необходимые для выживания в критической ситуации. Страх же – это порождение нашего интеллекта, то есть, наших убеждений и верований. Он ориентирован не на обеспечение выживания человека, а на соблюдение социальных ценностей и установок, полученных в процессе воспитания. Ценности же эти зачастую никакие не ценности – просто ложные и ничем не подкрепленные верования, унаследованные нами от родителей, других авторитетных людей и не подтвержденные нашим жизненным опытом.
Разницу между страхом и инстинктом самосохранения легко понять на таком примере. Сотрудник правоохранительных органов оказался в критической ситуации, при которой необходимо применить оружие. Инстинкт самосохранения однозначно «скажет» ему: «Стреляй!». А страх вместо конкретных рецептов начнет подбрасывать мысли: «Вдруг ситуация недостаточно острая для того, чтобы применить оружие? Вдруг я кого-то убью, а применение оружия сочтут незаконным и меня посадят в тюрьму?». Пока он над этим раздумывает, его убивают.
Парадокс в том, что с помощью интеллекта в такой ситуации вообще невозможно быстро сделать правильный выбор. Во-первых, нашему уму нужно время, во-вторых, он обожает спорить сам с собой до бесконечности. В острых ситуациях безошибочно работает только одно – интуиция и рефлексы, которые нужно заранее тренировать. Именно поэтому в некоторых странах бойцам элитных спецподразделений психологи рекомендуют в острых ситуациях руководствоваться принципом: «Лучше пусть потом судят двенадцать (присяжных-авт.), чем завтра несут шестеро».
Чего боятся герои
В последнее время все чаще гибнут от рук преступников сотрудники правоохранительных органов. Им отдают почести, произносят напохоронах красивые слова, называют героями. Но разве не лучше было бы – и для них, и для их семей, и для государства, – чтобы они были не мертвыми героями, а обычными живыми людьми? Восхищаясь чьим-то героизмом, не нужно забывать и о его обратной стороне – если сотрудник правоохранительных органов погиб, значит, он допустил профессиональную ошибку. Ибо совсем необязательно платить жизнью хорошего человека за то, чтобы отправить за решетку бандитов.
Откуда же берутся подобные ошибки? Проблемой постсоветских государств является длительная обработка сознания пропагандистскими установками. Из советских людей с самого детства стремились воспитать зомби, главной целью жизни которых было умереть за Родину и КПСС. С этой целью тиражировались военно-патриотические книги и фильмы, призванные воспитывать в людях некие идеалы (на самом же деле – внедряющие определенные, выгодные правящей партии программы). Любой советский ребенок знал, что, попав на допрос к врагу, нужно выдержать все пытки, но не предать Родину. Целые поколения выросли с подсознательными установками: «Нужно быть героем» и «Лучше умереть, чем струсить».
Последствия этого плачевны, поскольку подсознательные программы имеют свойство срабатывать автоматически, как только возникнет подходящая ситуация. К примеру – идет мужчина лет пятидесяти, потелосложению отнюдь не Шварценеггер, видит – четверо молодых парней пристают к девушке, и геройски становится на ее защиту. Потом попадает в больницу – и это в лучшем случае. В худшем – на кладбище. Из того же разряда и поступок милиционера, который в штатском и без оружия заходит в бар, где идет тотальная пьяная драка, требует прекратить ее и... погибает.
В основе всех этих геройских, но совсем не обязательных смертей лежит одно и то же – страх, сумевший подавить инстинкт самосохранения. Для инстинкта самосохранения нет социальных понятий геройства. Он всегда настороже. А вот глубинный страх оказаться негероем имеет чисто социальные корни. И в буквальном смысле убивает человека.
Еще древние даосские мудрецы утверждали, что существует три вида храбрости. Первый – когда храбрец не представляет размера опасности и потому не чувствует страха. Второй – когда храбрец представляет размер опасности, но пересиливает свой страх. И третий вид – это храбрость знания, когда ты не боишься благодаря знанию. Что из этого следует? А то, что подлинная храбрость – антипод страха – не врожденная способность, а качество, которому можно научиться. Путь к подлинному героизму лежит через профессионализм.
Чтобы научиться убирать страх, необходимо понять стратегию его развития и овладения человеком. Как свидетельствуют новейшие исследования в области НЛП, страх – это чувство, которое мы испытываем по поводу определенных убеждений. То есть, для того, чтобы бояться, нужно твердо верить – что-то страшное может произойти. На мой взгляд, общим базовым убеждением, необходимым для того, чтобы чего-то бояться, является убежденность в собственном бессилии. К примеру, для того, чтобы бояться нападения грабителей, в глубине души вы должны верить, что бессильны им противостоять. Если вы боитесь потерять работу, вы считаете, что бессильны как-то повлиять на эту ситуацию. Иными словами, мы боимся тогда, когда не знаем, что нам делать, когда убеждены в том, что у нас нет выбора, а возможно только самое страшное и нежелательное для нас развитие событий. Именно эти убеждения и являются причиной возникновения страха. И стоит во внешнем мире появиться тому, что соответствует этим убеждениям, человека охватывает страх.
А когда человек нечувствует себя бессильным? Когда у него есть множество выборов своего поведения. И чем разнообразнее эти возможности, тем в большей безопасности он себя чувствует. То есть, расширяя свой личностный потенциал, нарабатывая навыки и способности, мы тем самым освобождаемся от страха. Тем более, что нам есть куда развиваться.
Как не заболеть гриппом и выжить среди акул
Вот хорошо знакомый всем пример того, как на нас действуют ограничивающие убеждения в совокупности со скрытым массовым гипнозом. С чего начинается любая эпидемия гриппа? Правильно, с телевидения. Задолго до начала нас начинают программировать на неизбежность заболевания гриппом: «В Америке уже заболело столько-то людей, а столько-то умерло... Грипп достиг Европы... В этом году появится самый жуткий вирус гриппа... Он уже достиг Украины...». Врачи с трагическими лицами рассказывают об ужасах грядущей эпидемии. Мало кто догадывается о том, что угроза зачастую преувеличивается специально. На самом деле мы имеем дело со скрытой PR-кампанией производителей прививок и лекарственных средств, которым каждая эпидемия приносит сумасшедшие прибыли. Фактически, нам внушают, что у нас нет выбора – мы не можем не заболеть (и некупить каких-нибудь лекарств на благо фармацевтических компаний). А уж когда заболевает гриппом кто-то из сослуживцев или соседей, это срабатывает как спусковой крючок для реализации программы заболевания гриппом. Ибо человек – существо стадное, или, выражаясь более деликатно, социальное.
Разумеется, вирус гриппа существует. Так ведь в организме человека вообще постоянно обитает целая куча различных вирусов, в том числе и болезнетворных. Но поддастся им человек или нет, зависит от его программ-убеждений. Правильно запрограммированный мозг может защитить человека от заболевания даже в разгар эпидемии. В чем я, кстати, убедился наличном опыте. Когда по телевизору в который раз начали пропагандировать приближение очередной эпидемии, я твердо говорил себе: «А я буду здоров!». Все в моей семье переболели понесколько раз, причем весьма тяжело, с высокой температурой. Я же, находясь с ними в одной комнате, пользуясь одной и той же посудой, за всю зиму ни разу даже не чихнул.
Скажите, можно ли ходить босыми ногами побитым стеклам? А погорячим углям? Большинство людей твердо убеждены, что на это способны единицы-чудотворцы типа йогов. Хотя на самом деле это всего лишь ограничивающее ментальное верование. Именно поэтому человек, стопроцентно убежденный в опасности таких процедур, действительно порежется или обожжется. Но стоит ему осознать, что может быть и по-другому – и он сделает это без каких-либо травм.
Есть, конечно, ситуации и посерьезнее. Как вы считаете: если упадете с палубы корабля в Индийский океан и вас окружит кольцо голодных акул, с вами может произойти только одно – и самое плохое, не правда ли? А вот один моряк, к его счастью, так не считал. Несколько лет назад в газете «Известия» была опубликована статья под названием «Девять часов в кольце акул», рассказывающая о невероятном, казалось бы, случае. Моряк, выйдя ночью покурить на корму, упал за борт. Поняв, что его исчезновения никто неувидел, он не впал в панику и решил плыть за судном – рано или поздно его хватятся. Вскоре моряка окружили акулы. В их «приятном» обществе он провел девять часов, пока обнаружившие на судне пропажу не вернулись назад и не нашли его. Как ему удалось выжить, лучше всего видно, процитировав колоритный рассказ моряка. «А чего их бояться? Одна подплывает близко, а я кричу: «Сейчас, падла, как дам в харю!». Она – раз, назад. Другая приближается, я ору: «Я вас, б…й,сам сожру всех до одной!». Вот так и плыли. Только я начинаю дремать, они ближе подходят. А как пошлю их на... – они назад, боятся, с...ки».
Что спасло моряка? Разумеется, не великий и могучий русский язык. Просто он не ощущал себя бессильным. Иничего сверхъестественного здесь нет.
Или возьмем другую критическую ситуацию – когда киднепперы похищают кого-то с целью выкупа, близких жертвы охватывает жуткий, панический страх. Они готовы пойти навсе, чтобы выполнить требования преступников. И совершают откровенно глупые поступки, послушно выполняя все, что им говорят, в том числе не обращаются в правоохранительные органы. Страх лишает людей здравого рассудка, они не видят альтернативы полному подчинению воле преступников.
Но ведь альтернатива есть. У одного крупного бизнесмена в России бандиты похитили дочку. Дальше все шло по традиционному сценарию – не передашь к завтрашнему дню деньги, будем отрезать у нее каждый день палец или ухо, получишь ее по кусочкам. Однако бизнесмен неподдался этому приему психологического давления. Неожиданно для преступников он ответил: «Ладно, режьте. Но запомните: если вы это сделаете, всю оставшуюся жизнь я посвящу тому, чтобы уничтожить вас и всех ваших родственников». В итоге девочка живой и здоровой вернулась домой.
Говорят, если человек чего-то очень боится, то это обязательно с ним происходит. Иэто вполне естественно и объяснимо. Ведь если он боится, значит, у него есть убеждение в том, что это может произойти. А человек строит свое поведение в соответствии со своими убеждениями. Поэтому не удивительно, что устрашающее его событие все-таки происходит. По той же причине опасно пытаться преодолевать страх, следуя широко распространенному в психологии принципу: «Делай то, чего боишься». Для начала нужно изменить ограничивающие убеждения.
Процесс смены убеждений отнюдь не так прост, как это может показаться на первый взгляд. Для этого нужны соответствующие психотехники, время и кое-что другое. Об этом читайте в ближайшее время.
|