ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Русский чай.
Русский чай.7-01-2013, 01:45. Разместил: virginiya100 |
Русская чайная традиция, говорят, не похожа ни на какую другую. Официальная история чаепития в России ведётся с 1638 года. По легенде монгольский хан прислал в подарок царю Михаилу Фёдоровичу четыре пуда чайного листа. Чудесный напиток пришёлся по вкусу при дворе русского государя. В 1655 году придворный лекарь вылечил царя Алексея Михайловича, отца будущего императора Петра I, настоем чая от болезни желудка. А в 1679 году русскому послу Головину удалось договориться с Пекинским двором о пропуске русских чайных караванов.
Повсеместное распространение чая уже в начале XIX века привело к возникновению на Руси своеобразного и колоритного ритуала чаепития. Так как хороший чай в те времена был недёшев, очень важно было, кроме умения заварить вкусный чай, ещё и не меньшее умение подать его. В России с XVI и до середины XIX века пили исключительно китайский чай. И по общему объёму ввоза и потребления чая жители Российской империи к 1844 году перепили даже англичан... С 1885 года появляются первые чайные плантации и в России – в силу климатических особенностей в самых южных районах Империи – в грузинской Аджарии, а затем – в Азербайджане, на юге нынешнего Краснодарского края и в районах Закавказья. Сейчас в России чай выращивают только в Краснодарском крае, но потребляет его 95 % россиян, так что на душу населения приходится примерно 1-1,2 кг. в год. На чайных плантациях... ...В Москве фунт зеленого чая стоил 12 руб., а то же количество черного — чуть больше 2-х рублей. Это не могло не повлиять на отношение к зеленому чаю, он был вытеснен с рынков европейской части Российской империи. Привычка пить только черный чай впоследствии препятствовала распространению зеленого. Через сто лет его уже никто не знал.
Законодателем моды на потребление чая была Москва. Так, как в Москве, чай больше нигде не пили. До середины XIX века Москва употребляла до 60% ввозившегося в Россию чая. Бытовало выражение «москвичи-чаёвники», хотя на среди украинцев и у казаков пренебрежительно говорили: «москвичи-водохлебы». Дело в том, что в этих регионах даже в XIX веке о чае знали только понаслышке и отождествляли его просто с питиём воды. "Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве"? - спрашивал когда-то Н. Поляков. Замечательное описание московского чаепития в прошлом веке оставил А.И.Вьюрков в своем произведении "Друг семьи": "Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и "просто так". Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное - с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, "сквозь который Москву видать", москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника... Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило ещё, что он напился: так он делал передышку. А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, "пел песни", суеверный москвич радовался: это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды". Чаем увлекались повсеместно. В купеческой среде чаепитие осуществлялось с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек ("чай по-купечески"). А вот как могла пить чай, например, знаменитая кустодиевская "Купчиха": со сладким вишнёвым, клубничным, яблочным вареньем, с мёдом или вприкуску с кусочком колотого сахара. Варенье она намазывала на хлеб или ела ложкой из блюдца. Сахар в XIX в. был совсем непохож на нынешний, рассыпной. Он был неосветленным и кусочками — хозяин дома откалывал его от большой «сахарной головы», а чай с ним пили «в прикуску». И колотый сахар не растворялся моментально, но был "долгоиграющим", как леденец, что помогало растянуть удовольствие. И, конечно, как и сегодня, в чай добавляли молоко, сливки или кружочек дорогого лимона, а иногда и фруктовые наливки. В середине XIX века, и не только в Москве, а во всех крупных городах чай из больших самоваров стали предлагать публике в парках и других прогулочных местах. Горячий чай был незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России. На почтовых станциях чаем угощали как господ, так и ямщиков, поэтому самовары ставили и в "чистой" половине, и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, согревал, поднимал настроение. Но попить чайку, будучи в дороге, можно было не только на почтовых станциях. Для этого применялась специальная утварь - дорожный погребец.
Он включал в себя, как правило, две чашки с блюдцами, две ложки, чайницу, чайник со спиртовкой, канистру для спирта, коробку для бутербродов, наконец, сам погребец. Такой сундучок был широко распространен в южных районах России, в среде степных помещиков, вынужденных совершать длительные поездки. К XIX веку относится появление чисто русских заведений, не имевших аналогов за рубежом, - чайных. Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и "демократичный" режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот.
Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, особенно живущего в бараках и общежитиях, и крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время в ожидании седоков. В Санкт-Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и в других городах России. Вначале их открывали на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились они около рынков и стоянок извозчиков. Как правило, в каждой чайной было по три комнаты (кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений).
Хозяевам чайных разрешалось иметь "музыку" (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных имелись подшивки газет. А вот алкогольными напитками они не имели права торговать. Кипяток разрешалось подавать только в самоварах. К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар. Вот как описывает, например, смоленский краевед А.Я. Трофимов одну из городских чайных конца минувшего столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости. "Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили лёгкие закуски - блины, яичницу, мясные и рыбные блюда. Появилось и русское изобретение самовар (хотя сам "протип" такого самовара был завезён в Россию ещё из Китая). В богатых купеческих семьях держали несколько самоваров разных форм и размеров и металлических чайников.
Были чайники-термосы, в которые подкладывали раскаленные угольки, чтобы вода не остывала. Самовар был гордостью семьи, считался сердцем дома. Часто он олицетворял собой достаток, вкус и социальное положение хозяина. С конца XVIII века самовары стали изготавливать и тульские мастера-оружейники. В XIX веке самовары становятся предметом массового потребления, но даже в начале XX века они всё ещё считались довольно дорогим приобретением и передавались из поколения в поколение. Обычно самовары делали из меди, но встречались и дорогие серебряные. Конструкция самовара состоит из 12 элементов, топили его дровами или горячими углями. Кроме экономичности и красоты, в самоварах ценилась их «музыкальность». Перед закипанием этот прибор начинал "петь", и "песня" его придавала особый уют и интимность чайному столу. ...Исстари наши кабаки и чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народными канцеляриями. Здесь за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу - любую бумагу. А писарями в кабаках и чайных "служили" бывшие мелкие служащие присутственных мест... По вечерам в этом "писарском" зале через проекционный фонарь показывали зрителям "туманные картинки", беря за вход 1-3 копейки... В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришел обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, "с угрызением". Так называемые "сахарные головы"... Так что же такое русское чаепитие? Это, в первую очередь, духовная процедура. В «Толковом словаре живого русского языка» В.Даля глагол «чаевать» означает «проклажаться за чаемъ, пить его въ раздольи». И конечно, только русский человек мог в своей загадке так колоритно описать чайник: В брюхе – баня, В русском чаепитии, прежде всего, важна компания. Пожалуй, именно эта неосознанная радость от того, что за столом сидят хорошие люди, что разговор течет мирно и степенно и что вообще есть такая возможность – вырваться на часок-другой из суеты, забыть обо всех делах и просто выпить чаю – именно она и является самой важной частью русского чаепития. Солидные купцы, попивая горячий чай после бани, имели обыкновение издерка поглаживать свой живот в разных направляениях, что значило, что чай пошёл по душе, по всем жилкам.
Ширилось производство и расфасовка чая.
...Среди самых известных чайных товариществ России выделялись «Высоцкий и Ко.», «С.Перлов», «Петр Боткин», «Караван» («Т.Д. Вогаз и Ко.»), «Братья К. и С.Поповы», «Василий Перлов» и многие другие. История «чайной империи» Перловых началась в 1787 году.
Фирма «Василий Перлов с сыновьями» приносила славу и завидный доход — ежегодный оборот превышал 16 млн рублей. Заслуженной наградой стало право именоваться поставщиком двора Его Императорского Величества. Помимо этого Перловы были поставщиками двора императора Австрийского, короля Румынского, князя Черногорского и Великого Герцога Нассаузского.
Дом Перлова с чайным магазином. Москва В 1895 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса фасад и интерьер дома были оформлены в китайском стиле. Эта отделка здания была произведена в связи с приездом в Москву на коронацию Николая II регента молодого китайского императора Ли Хунг-Чанга. Как только стало известно, что Ли Хунг-Чанг остановится в доме чайного торговца Перлова, было принято решение о переделке фасада дома и интерьера магазина в китайском стиле. Магазин на Мясницкой до сих пор сохраняет перловский стиль... Ну и говоря о традициях чаепития просто нельзя не упомянуть следующее: задолго по появления привозного чая, в России пили так называемый «Копорский чай», названный так по месту его первого появления в городке Копорье...
Летом по всей России цветёт известный всем Иван-чай или кипрей (лат. Epilobium). По своему составу Иван-чай очень близок к китайскому чайному листу: содержит железо, никель, медь, бор, титан, марганец, витамин С, благодаря чему копорский чай способствует повышению иммунитета, пищеварению, кроветворению, снимает головную боль, нервное напряжение, помогает при бессоннице. В старину из его листьев делали лекарственный напиток, похожий на чай, и даже, широко экспортировали «русский чай» из, как тогда говорили, Московии в Европу, где он пришёлся по вкусу даже англичанам. Но с появлением «заморского чая» в результате мощнейшей конкуренции с Ост-Индской чайной компанией, массовое производство Копорского чая в России практически прекратилось. Вернуться назад |