ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Самонаблюдение как первый шаг в процессе пробуждения человека Часть 3

Самонаблюдение как первый шаг в процессе пробуждения человека Часть 3


12-09-2012, 18:13. Разместил: Олег

Согласно утверждению Гурджиева, человек в повседневной жизни пребывает в более или менее бессознательном состоянии ума (в «состоянии пребывания спящим»).
В Библии состояние пробуждения описывается как «спадение пелены с глаз»; когда человек пробуждается,
он внезапно начинает понимать и видеть вещи, которые прежде были закрыты для него и непонятны ему.
Первым шагом в процессе пробуждения является самонаблюдение (самопознание).
Процесс самонаблюдения означает, что вы просто стараетесь замечать все, что происходит с вами, что делает вас счастливее и что несчастнее, что вообще происходит в вашей жизни, что эмоционально воздействует на вас, что препятствует вам находиться в настоящем времени, ваши обязанности перед другими, перед собой и перед всем миром.
Самонаблюдение нужно отрабатывать как упражнение, то есть тренироваться, причем эта тренировка может осуществляться в течение дня параллельно с повседневными делами.
Сначала включение в процесс самонаблюдения происходит в течение нескольких секунд, а выключение в течение нескольких часов. Это означает, что когда мы вспоминаем о самонаблюдении, мы включены на несколько секунд, а затем снова отключаемся на несколько часов и т. д.
После отработки этого упражнения в течение нескольких недель вы заметите, что начинаете включаться в течение более длительного времени, а выключаться на более короткое время, то есть более часто включаться и меньше выключаться.
Самонаблюдение может использоваться как составной элемент самоисцеления (и не только в отношении психосоматических заболеваний, а в более широком диапазоне, от вывиха до неизлечимой по медицинским меркам болезни).
Терапевтический эффект:
• лечит психосоматические заболевания;
• способствует душевному равновесию.

Управление своим умом

Для того чтобы управлять своим умом, нужно прежде всего осознать, что «Я» не есть ум.
В этом плане полезны следующие рассуждения.
• Ум — это куча хлама.
• Но если вы попытаетесь выбросить весь хлам, то будете очень долго трудиться, но так и не доведете дело до конца. Это самовоспроизводящийся хлам, он не мертв, он всегда в движении. Он растет и живет своей собственной жизнью.
• Если вы отсечете часть его, то оставшаяся часть будет продолжать расти. Извлекая хлам наружу, вы осознаете, что существует разлад, пропасть между вами и умом. Хлам останется, но вы уже себя с ним не будете отождествлять. Вы отделитесь от него, будете знать, что существуете отдельно от него.
• Вам остается делать одно: не пытаться бороться с умом, изменять его. Просто наблюдайте и помните: «Я — не ум». Пусть это станет вашей мантрой.
Доказательством того, что ум — не «Я», является достижение такого состояния, при котором ум как бы исчезает. Здесь используется созерцание:
• удобно сесть и смотреть в сторону любого предмета, любого пейзажа или стены, главное, чтобы объект внимания не передвигался или передвигался не слишком быстро (в комнате можно смотреть на стену, а на природе на деревья). При этом ни на что не смотреть специально, как будто вокруг пустота. По привычке глаза всегда смотрят на что-то в особенности, но вы этого делать не должны. Ни на чем не фиксируйте и не концентрируйте свое внимание — перед вами просто какое-то размытое изображение. Это дает очень глубокое расслабление. Когда нечего смотреть, то постепенно интерес смотреть пропадает. Если смотреть на чистую, ровную стенку, то постепенно начнешь ощущать внутри такую же пустоту и гладь. Параллельно этой стене, на которую вы смотрите, возникает другая стена — стена безмыслия;
• расслабьте дыхание. Но не делайте этого специально, позвольте этому самому случиться. Пусть это произойдет естественно, и тогда расслабление будет еще глубже;
• пусть ваше тело остается как можно дольше неподвижным. Вначале выберите удобную позу — сидеть можно на подушке или матраце, или на
чем-либо, что пожелаете, однако как только сели, будьте неподвижны. Когда тело неподвижно, ум автоматически замолкает. В движущемся теле ум также продолжает свою работу, так как тело и ум — одно целое, одна энергия;
• вначале все покажется несколько утомительным, но через несколько дней вы будете получать от этого огромное удовольствие. Вы увидите, как ум постепенно начнет исчезать. Наконец наступит момент, когда останетесь только вы, а ум исчезнет.
Терапевтический эффект:
• приводит к душевному покою;
• способствует душевной гармонии.

Снятие отождествления себя с телом

Как можно чаще думайте о себе, о своей сути (высшем «Я»), не зависящей от своего тела.
Для осознания того, что «Я» не есть тело, может помочь древний тибетский прием:
• станьте обнаженным перед большим зеркалом и начните корчить рожи и делать всякие смешные движения, наблюдая за собой при этом. Делая так и наблюдая в течение 10-15 минут, вы придете в изумление;
• у вас появится ощущение отстраненности от того, что вы делаете. Тело — игрушка в ваших руках, с которым можно играть то так, то эдак. Вы начнете видеть в себе не тело, не лицо, а ваше «Я».
Периодически делайте следующее упражнение. Примите позу для медитации и думайте о себе (высшем «Я») как независимом от тела, но использующим тело как оболочку и инструмент.
• Осознайте, что вы можете оставить тело и оставаться тем же «Я». Представьте себе это и взгляните на свое тело со стороны. Ведь тело — раковина, которую можно оставить без потери тождественности. Вы можете контролировать свое тело, которое вы оккупируете, и сделать его здоровым, сильным, энергичным. Оно всегда остается только раковиной, оболочкой «Я».
• Продолжая размышлять, игнорируйте свое тело полностью, обратите мысли на реальное настоящее «Я» и почувствуйте, что ваше «Я» существует отдельно от тела. Таким образом, надо чувствовать свое тело не только физически, но и уметь быть «над телом».
• Не надо пугаться, если в процессе размышления почувствуете себя на несколько секунд вне тела. В этом упражнении такое состояние вполне естественно.
Но вышеуказанное ни в коей мере не означает игнорирования тела всегда. Тело — храм для «Я», и его нужно поддерживать в хорошем состоянии.
Терапевтический эффект:
• облагораживает душу;
• возникает новое, более высокое понимание своей сути;
• способствует внутренней гармонии.


Вернуться назад