ОКО ПЛАНЕТЫ > Человек. Здоровье. Выживание > Восстановитель духа и тела или целебные силы поста

Восстановитель духа и тела или целебные силы поста


13-02-2012, 11:09. Разместил: Олег

Восстановитель духа и тела или целебные силы поста

В практике православия праздники и посты делятся на постоянные, закрепленные определенным числом (то есть они всегда совпадают с определенным днем календаря) и переходящие (то есть подвижные). Связано это с тем, что главный праздник христиан - Светлое Христово Воскресение - не имеет точной календарной даты, а высчитывается сложным образом специалистами этого дела. От него, как говорится, все и "крутится": ежегодно смещающиеся дни Великого и Петровского постов, праздник Вознесения Господня и Святой Троицы. Так что Великий пост - всегда переходящий, то есть отличный от предыдущего года.

Святые-долгожители

Самый первый пост, как пишут святые отцы православия, заповедан был первым людям - Адаму и Еве - еще в раю, где им воспрещалось вкушать от одного-единственного древа - познания добра и зла. Наши прародители не устояли, нарушили самый первый завет Бога, и с тех пор поколение за поколением продолжает следовать этой дурной традиции.

Истины ради, правда, нужно заметить, что в слабовольной человеческой среде издревле бывали люди сильные и стойкие, они исполнили волю Творца и тем самым превзошли наших падших предков.

Поразительных примеров истинного соблюдения поста в православии так много, что не хватит и многотомного издания, чтобы их все только перечислить. Мы остановимся на другом факте: каковы результаты этого воздержания? Как правило, все святые постники доживали до глубокой старости (исключение составляют лишь случаи их насильственного убиения) и при этом сохраняли свежесть памяти, великолепную мыслительную способность, создавая неповторимые по силе мысли и мудрости творения (на фоне нашего сегодняшнего почти всеобщего поражения склерозом и недугами).

Так что же значит поститься по-настоящему?

Почему мы постимся весной?

Прежде всего, осознать, что воздержание во всем необходимо человеку. Воздержание в эмоциях, в словах, делах, среди которых святые, например, не находили ничего доброго. Порой мы любим, похвастать своими делами. А вот святой Матой, к примеру, так говорил: "Когда я был юн, думал сам с собою: быть может, я делаю что-нибудь доброе; а теперь, когда состарился, вижу, что я не имею в себе ни одного доброго дела". Но сколько бы мы ни тренировались в этих добродетелях сами по себе, нас ждут лишь неудачи. Начало - на нашем столе. Лучше, чем святой Иоанн Колов, наверное, не скажешь: "Кто из животных так силен, как лев? Но из-за чрева своего и он попадается в сети и тогда все могущество его смиряется".

И еще одно наблюдение исследователя А. Ковальницкого уместно привести тем, кто далек от веры и понимания необходимости постов: "Нельзя не благоговеть перед мудрым установлением Церковью самого строгого поста именно весной. Весна - время кипения жизни, крови животных, время накожных сыпей, время кровотечений, апоплексии - словом, всякого изменения в животном организме, которое производит поворот солнца. При таком, состоянии лучше употреблять пищу растительную, во избежание вредных последствий от употребления ненормальной крови".

Почему нельзя есть мясо?

Другая мудрость строгого весеннего поста состоит и в том, что в это время года рождаются новые животные, обилие которых необходимо для человека как продовольственный ресурс. Не употребляя в это время животной пищи, мы тем самым умножаем запасы пищи на будущее.

В России еще в эпоху царя Алексея Михайловича в дни Великого поста был запрет на торговлю мясом где бы то ни было. Как писали европейские посланники, жившие в столице, их удивляли тишина и пустота на улицах Москвы во время поста. Редкий прохожий покажется на улице, и то по дороге в храм или из него. Но просто повергал их в умиление стол "московитов" - от царя до простолюдина: квашеная капуста и немного хлеба. В России все еще сохранялись православные традиции, в то время как Европа очень далеко отошла от заповедей Христа, "мерой всему" сделав человека, а не Бога.

Исключения разрушают правило

Увы, не устояла и Россия! Уже с Петра I начинается бурный отход на позиции "просвещенной" Европы, с ее отречением от евангельских истин. А шла Европа к своему отступлению постепенно. Довольно длительное время церковный авторитет по части постов был непогрешим. Попытка Парижской академии наук средневековья покуситься на установленные правила провалилась, несмотря на всю "научную" амбициозность. Но уже в позднейшее время, когда, по словам митрополита Московского Филарета, нужные книги в светской литературе были завалены грудами ничтожных, так что до истинных и не докопаешься, на поверхность всплыли "обоснованные" теории необязательности церковного поста. А уж в XIX веке на это смотрели как на атрибут воспитания черни, которую нужно всегда держать в узде. Удобную доктрину, освобождающую от постов, немедленно подхватили прежде всего имущие классы, не желавшие отказать себе вкусно и сытно поесть. А вскоре, после откола от католиков огромной части Европы, была провозглашена свобода не только от римского папы, но и полная свобода от постов. Зато с сытыми желудками обременительными становятся и многие этические и нравственные нормы. И как следствие - XX век с его всяческими "свободами", политическими, экологическими и социальными потрясениями. Вот она, цена отхода от православного образа жизни!

А ныне, как блудный сын, медицинская наука поворачивает вспять, вспомнив о пользе постов, правда, амбициозность ее не покидает, и она по-прежнему тщится быть законодателем "мод" в посте. Сколько написано книг, диссертаций и рекомендаций по диетическому питанию, сколько институтов и клиник голодания развелось на белом свете, а святая православная церковь знай идет своим неизменным курсом. Обратите внимание на людей православных - наших сухоньких, аскетичных старушек. У них нет проблем с диетами, потому как для них свято правило, данное Богом.

Жизнь без мяса

Сегодня медицина вторглась в христианский пост, пристально наведя на него свое "объективный" взор. Наш соотечественник, доктор Н.Я. Песковский, делает такое заключение: "Новейшие научные взгляды на нормальное питание человека блистательнейшим образом подтверждают важное значение постов не только для высших, духовных целей, но и для здоровья. Статистика показывает, что наибольшее количество столетних людей падает как раз на тот бедный люд, который редко за столом своим видит мясо, а по преимуществу питается растительной пищей, да еще и впроголодь".

Не желая возвращать пальму первенства в отношении постов церкви, медицинская наука породила в результате массу курьезов. Со времен зарождения "самиздата" у нас в стране по рукам кочуют системы голодания, лечения, ограниченного питания и даже трактаты об исцелении собственной мочой. На устах широкого обывателя имена Брэгга, Шелтона, Уокера... Все они преподносят отличные друг от друга системы, и все они претендуют на универсальность. Общество не скупится на средства пропаганды этих псевдо систем. Сбитый с толку, малосведущий в духовной жизни человек, отчаявшийся получить эффективную помощь от нашей нищей и, увы, очень уж часто некомпетентной медицины, поддавшись стадному чувству, бросается из крайности в крайность, превращая себя в подопытный объект и тем самым еще больше усугубляя застарелые болезни.

Все вернулось на круги своя: вчера медицина была послушной служанкой для изобретателей фарисейских доктрин, а ныне ее "беспристрастность" заставила самой заговорить о постах. Более того, она безбоязненно публикует сегодня то, что давно было известно православной науке, но тщательно замалчивалось средствами пропаганды. Мясная пища не только заставляет организм перенапрягаться во время ее переработки, но она привнесла в жизнь "благополучного" общества такую неблагополучную проблему, которая, как нитка в клубке, разматывает целую серию не решаемых задач, ведущих сначала к безнравственности, а затем и к вырождению человека. Это объективно засвидетельствованный наукой же факт преждевременной половой зрелости у молодежи.

Мы знаем сегодня, сколько проблем и бед породило это неслыханное дотоле в масштабах планеты явление. И если добавить к этому исследования самого последнего времени, когда в мясе обнаружены неведомые ранее науке ферменты, особого вида, а также элементы генетического ряда, далеко не нейтральные по отношению к человеческому организму, невольно задумаешься над ритуальными традициями дикарей, которые убежденно знали, что, поедая мясо того или иного животного, они вместе с ним наследуют и его качества. Медики прошлых времен лишь интуитивно догадывались об этом. Не потому ли монашество христианское во все века избегало употреблять в пищу мясо...

Итак, перед судом современной медицинской науки христианский пост не только не вреден, не опасен, но весьма желателен, поскольку имеет огромные преимущества перед скоромным столом.

Инвентаризация души

Придет ли то время, когда каждый поймет эту непреходящую истину, примет ее с радостью и огромной пользой всем сердцем и, убедившись в явном оздоровлении тела, начнет восхождение к высотам духа?

Конечно, до наших православных пращуров нам далеко: они умели поститься не только телом. Но начинали именно с него: во время Великого поста за стол садились только один раз в день - вечером.

В православии различают посты строгие и абсолютные. В строгий пост трапезу христиан называли "сухоядением", то есть ели исключительно невареные овощи и фрукты с небольшим количеством хлеба, но строго без масла. Сегодня в русских православных монастырях эта традиция соблюдается в первую и последнюю неделю (седмицу) Великого поста.

Абсолютный пост предписывался накануне Воскресения Христова, то есть без пищи и воды. А некоторые ревностные христиане, разумеется, по силам своего организма, расширяли свой абсолютный пост от 2-3 дней до недели. Святые же мужи порой способны были обходиться без пищи все 49 дней!

Воздержание в пище - пост - это лишь верхушка постового "айсберга". Основная его часть скрыта от глаз наблюдателя. Христиане в это время ведут строгий образ жизни во всем: отказываются от супружеской жизни, от каких-либо увеселений. В старину в последнюю седмицу Великого поста - Страстную - даже закрывались судебные места. Воспрещались тяжбы и споры, прекращалось наказание рабов и заключенных в темницах, и даже со злостными узниками поступали в эти дни человеколюбиво, снимая узы и оковы на все Страстные дни.

Пост - это также время щедрых благодеяний бедным и страждущим. По традиции церковь это время использовала для борьбы с нищетой: в эти дни воздержание было самым благодатным временем для того, чтобы даже и самые бедные люди могли сделать сбережения для отдачи их нищим. Во время Великого поста закрывались театры, бани, всевозможные зрелища, как расслабляющие тело.

Но самое главное во время любого поста, а в особенности Великого, - это усиленные действия в благодетельной жизни, строгий анализ своего внутреннего состояния, собственных эмоций и мыслей. Все это должно вести к добровольному покаянию без признаков "само жаления" и оправдания. Конечно, покаяние всегда необходимо человеку, но пост для этого - наиболее благоприятное время.

 

Под редакцией О.В.Лапина

 

Ссылка на ОКО - ПЛАНЕТЫ обязательна.


Вернуться назад