Штриховой код - это последовательность черных и белых полос, представляющая некоторую информацию в виде, удобном для считывания техническими средствами. Информация, содержащаяся в коде может быть напечатана в читаемом виде под кодом (расшифровка). Штриховые коды используются в торговле, складском учете, библиотечном деле, охранных системах, почтовом деле, сборочном производстве, обработка документов. В мировой практике торговли принято использование штрихкодов символики EAN для маркировки товаров. В соответствии с принятым порядком, производитель товара наносит на него штриховой код, формируемый с использованием данных о стране местонахождения производителя и кода производителя. Код производителя присваивается региональным отделением международной организации EAN International. Такой порядок регистрации позволяет исключить возможность появления двух различных товаров с одинаковыми кодами.
Существуют различные способы кодирования информации, называемые (штрихкодовыми кодировками или символиками). Различают линейные и двухмерные символики штрихкодов.
Линейными (обычными) в отличие от двухмерных называются штрихкоды, читаемые в одном направлении (по горизонтали). Наиболее распространненые линейные символики: EAN, UPC, Code39, Code128, Codabar, Interleaved 2 of 5. Линейные символики позоволяют кодировать небольшой объем информации (до 20-30 символов - обычно цифр) с помощью несложных штрихкодов, читаемых недорогими сканерами. Пример кода символики EAN-13:
Двухмерными называются символики, разработанные для кодирования большого объема информации (до нескольких страниц текста). Двухмерный код считывается при помощи специального сканера двухмерных кодов и позволяет быстро и безошибочно вводить большой объем информации. Расшифровка такого кода проводится в двух измерениях (по горизонтали и по вертикали). Datamatrix, Data Glyph, Aztec.
Штриховой код можно наносить при производстве упаковки (типографским способом) или использовать самоклеящиеся этикетки, которые печатаются с использованием специальных принтеров.
Для считывания штрихкодов используются специальные приборы, называемые сканерами штриховых кодов. Сканер засвечивает штрихкод своим осветителем и считывает полученную картинку. После этого он определяет наличие на картинке черных полос штрихкода. Если в сканере нет встроенного декодера (блок расшифровки штрихкода), то сканер передает в приемное устройство серию сигналов, соответствующих ширине черных и белых полос. Расшифровка штрихкода должна выполняться приемным устройством или внешним декодером. Если сканер оснащен внутренним декодером, то этот декодер расшифровывает штрихкод и передает информацию в приемное устройство (компьютер, кассовый аппарат и т.д.) в соответствии с сигналами интерфейса, определяемого моделью сканера.
Расшифровка штрихкода. C помощью штрихового кода зашифрована информация о некоторых наиболее существенных параметрах продукции. Наиболее распространены американский Универсальный товарный код UPC и Европейская система кодирования EAN. Наиболее распространенны EAN/UCC товарные номера EAN-13, EAN-8, UPC-A, UPC-E и 14-разрядный код транспортной упаковки ITF-14. Так же существует 128 разрядная система UCC/EAN-128. Согласно той или иной системе, каждому виду изделия присваивается свой номер, состоящий чаще всего из 13 цифр (EAN-13).
Возьмем, к примеру, цифровой код: 4820024700016. Первые две цифры (482) означают страну происхождения (изготовителя или продавца) продукта, следующие 4 или 5 в зависимости от длинны кода страны (0024) - предприятие-изготовитель, еще пять (70001) - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, массу, цвет. Последняя цифра (6) контрольная, используемая для проверки правильности считывания штрихов сканером. EAN - 13:
Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара 1. Сложить цифры, стоящие на четных местах: 8+0+2+7+0+1=18 2. Полученную сумму умножить на 3: 18x3=54 3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры: 4+2+0+4+0+0=10 4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3: 54+10=64 5. Отбросить десятки: получим 4 6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5: 10-4=6
Если полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведен незаконно.
Для кода страны-изготовителя отводится два или три знака, а для кода предприятия - четыре или пять. Товары, имеющие большие размеры, могут иметь короткий код, состоящий из восьми цифр - EAN-8.
Как правило, код страны присваивается Международной ассоциацией EAN. Обращаем внимание потребителей на то, что код странны никогда не состоит из одной цифры. Иногда код, нанесенный на этикетку, не соответствует стране изготовителю заявленной на упаковке, тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. Четвертая - когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.
Таблица соответствия штрихкодов стран в системе "EAN".
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
3 апреля 1973 года компания IBM обнародовала свою разработку UPC, одного из самых распространенных вариантов штрихкода. Внедрение кодировки существенно облегчило работу торговых работников и стало уникальной информационной базой для потребителей. Однако, наряду с этой общественно значимой пользой, появилась еще одна возможность наживы у нечистоплотных продавцов.
Как и множество великих открытий, изобретение штрихкода стало делом случая. Бернард Силвер, аспирант Дрексельского института технологии в городе Филадельфия, оказался невольным свидетелем разговора, в котором владелец местной продовольственной компании просил декана одного из факультетов провести исследование по вопросу автоматического сбора информации непосредственно у касс супермаркета.
Декан отклонил просьбу бизнесмена, однако Силвер передал суть беседы своему другу Норману Джозефу Вудленду - 27-летнему аспиранту и преподавателю того же института. Проблема очень заинтересовала Вудленда, и он с головой окунулся в работу.
Первая разработанная уникальная маркировка товаров наносилась чернилами, которые светились в ультрафиолетовом свете. Однако этот способ был ненадежным и слишком дорогим.
Неудача не охладила пыл изобретателей. В 1949 году Бернард Силвер и Норманн Джозеф Вудленд запантетовали свою новую разработку, которая была призвана облегчить работу кассиров супермаркета. Первый линейный штрихкод, созданный Вудлендом, базировался на двух технологиях кодирования – азбуке Морзе и звуковых треках к кинофильмам.
Азбука Морзе послужила прототипом отображения кода - вытянутые вниз точки и тире выглядели, как рисунок, похожий на последовательность черных широких и узких линий, разделявшихся пробелами. Метод озвучивания кинофильмов стал основой процесса считывания штрихкода.
Уже работая в IBM, Вудленд вместе с Сильвером пытались сконструировать подобие современного сканера для снятия информации со штрихкода. Аппарат был облачен в черную защитную материю и имел размеры письменного стола. Именно он по праву считается прототипом устройства, считывающего в электронном виде отпечатанную маркировку.
На сегодняшний день существует несколько популярных вариантов маркировок. Это, прежде всего, штрихкоды UPC (Universal Product Code), распространенные в Северной Америке, и EAN (European Article Numbering), популярный в европейских странах.
На товарах проставлены разные значения штриховых кодов. За этим следит Международная Ассоциация товарной нумерации EAN International, которая состоит из 96 Национальных организаций. Предприятиям-членам присваиваются уникальные регистрационные номера.
Номер товара имеет следующую структуру:
- 3 цифры – это код (префикс) Национальной организации-члена EAN International (например, 460-469 - ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, 482 - EAN Украина, 540-549 - EAN Бельгии-Люксембурга и т.д.);
- 6 цифр – это регистрационный номер предприятия, присвоенный Национальной организацией;
- 3 цифры – это порядковый номер продукции внутри предприятия;
-последняя, 13-я, цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.
Однако стоит отметить, что на штрихкоде никогда не помещается самая важная для потребителя информация - цена. И это дает возможность нечистоплотным организациям обманывать покупателя. Зачастую мы предпочитаем слепо верить "умной машине", а не продавцу, который, как известно, всегда старается обсчитать.
Самый распространенный способ обчистить доверчивого покупателя в торговых супермаркетах связан с ценником. На полке (упаковке) может быть указана одна сумма, а на кассе она окажется значительно выше.
Как правило, всё валят на сотрудников торгового зала, которые забыли поменять ценники. Расчет идет на то, что человек отстоял очередь в кассу и не пойдет менять товар на более приемлемый, так как не захочет терять время в очереди еще раз.
Иногда кассир пробивает один товар несколько раз или может прибавить одну "лишнюю" цифру. Зачастую и вовсе оказывается, что вы приобрели несуществующий товар. Если покупатель заметил "промашку" - объясняют программной ошибкой в электронной системе кассовых аппаратов.
Стоит помнить, что вероятность обсчета резко возрастает при введении штрихкода в кассовый аппарат вручную. Поэтому следует заранее подсчитать точную стоимость покупки и в случае расхождения с суммой, названной кассиром, обязательно сверить цены на товары и их количество в счете с ценниками на упаковках. Бдительность никогда не помешает.
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
3 апреля 1973 года компания IBM обнародовала свою разработку UPC, одного из самых распространенных вариантов штрихкода. Внедрение кодировки существенно облегчило работу торговых работников и стало уникальной информационной базой для потребителей. Однако, наряду с этой общественно значимой пользой, появилась еще одна возможность наживы у нечистоплотных продавцов.
Как и множество великих открытий, изобретение штрихкода стало делом случая. Бернард Силвер, аспирант Дрексельского института технологии в городе Филадельфия, оказался невольным свидетелем разговора, в котором владелец местной продовольственной компании просил декана одного из факультетов провести исследование по вопросу автоматического сбора информации непосредственно у касс супермаркета.
Декан отклонил просьбу бизнесмена, однако Силвер передал суть беседы своему другу Норману Джозефу Вудленду - 27-летнему аспиранту и преподавателю того же института. Проблема очень заинтересовала Вудленда, и он с головой окунулся в работу.
Первая разработанная уникальная маркировка товаров наносилась чернилами, которые светились в ультрафиолетовом свете. Однако этот способ был ненадежным и слишком дорогим.
Неудача не охладила пыл изобретателей. В 1949 году Бернард Силвер и Норманн Джозеф Вудленд запантетовали свою новую разработку, которая была призвана облегчить работу кассиров супермаркета. Первый линейный штрихкод, созданный Вудлендом, базировался на двух технологиях кодирования – азбуке Морзе и звуковых треках к кинофильмам.
Азбука Морзе послужила прототипом отображения кода - вытянутые вниз точки и тире выглядели, как рисунок, похожий на последовательность черных широких и узких линий, разделявшихся пробелами. Метод озвучивания кинофильмов стал основой процесса считывания штрихкода.
Смотрите фоторепортаж: Обед для лилипута
Уже работая в IBM, Вудленд вместе с Сильвером пытались сконструировать подобие современного сканера для снятия информации со штрихкода. Аппарат был облачен в черную защитную материю и имел размеры письменного стола. Именно он по праву считается прототипом устройства, считывающего в электронном виде отпечатанную маркировку.
На сегодняшний день существует несколько популярных вариантов маркировок. Это, прежде всего, штрихкоды UPC (Universal Product Code), распространенные в Северной Америке, и EAN (European Article Numbering), популярный в европейских странах.
На товарах проставлены разные значения штриховых кодов. За этим следит Международная Ассоциация товарной нумерации EAN International, которая состоит из 96 Национальных организаций. Предприятиям-членам присваиваются уникальные регистрационные номера.
Номер товара имеет следующую структуру:
- 3 цифры – это код (префикс) Национальной организации-члена EAN International (например, 460-469 - ЮНИСКАН/EAN РОССИЯ, 482 - EAN Украина, 540-549 - EAN Бельгии-Люксембурга и т.д.);
- 6 цифр – это регистрационный номер предприятия, присвоенный Национальной организацией;
- 3 цифры – это порядковый номер продукции внутри предприятия;
-последняя, 13-я, цифра – контрольное число. Оно вычисляется из предыдущих двенадцати.
Однако стоит отметить, что на штрихкоде никогда не помещается самая важная для потребителя информация - цена. И это дает возможность нечистоплотным организациям обманывать покупателя. Зачастую мы предпочитаем слепо верить "умной машине", а не продавцу, который, как известно, всегда старается обсчитать.
Самый распространенный способ обчистить доверчивого покупателя в торговых супермаркетах связан с ценником. На полке (упаковке) может быть указана одна сумма, а на кассе она окажется значительно выше.
Как правило, всё валят на сотрудников торгового зала, которые забыли поменять ценники. Расчет идет на то, что человек отстоял очередь в кассу и не пойдет менять товар на более приемлемый, так как не захочет терять время в очереди еще раз.
Иногда кассир пробивает один товар несколько раз или может прибавить одну "лишнюю" цифру. Зачастую и вовсе оказывается, что вы приобрели несуществующий товар. Если покупатель заметил "промашку" - объясняют программной ошибкой в электронной системе кассовых аппаратов.
Стоит помнить, что вероятность обсчета резко возрастает при введении штрихкода в кассовый аппарат вручную. Поэтому следует заранее подсчитать точную стоимость покупки и в случае расхождения с суммой, названной кассиром, обязательно сверить цены на товары и их количество в счете с ценниками на упаковках. Бдительность никогда не помешает.
Читайте все новости раздела
Ольга Павлова