ОКО ПЛАНЕТЫ > Школа командиров > Боевая анкета-5: ПРБ ВКЗ (прикладной рукопашный бой, версия Колотова-Зайчикова)

Боевая анкета-5: ПРБ ВКЗ (прикладной рукопашный бой, версия Колотова-Зайчикова)


9-11-2015, 10:00. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Боевая анкета-5: ПРБ ВКЗ (прикладной рукопашный бой, версия Колотова-Зайчикова)

https://youtu.be/_HNbvUBtRJk

 

 

Говоря о служебно-прикладных системах советской эпохи, нельзя не упомянуть о самобытном направлении, которое представляет известный любителям "рукопашки" Игорь Васильевич Зайчиков. Его жесткая система (как и ряд других) предназначалась для подготовки зафронтовых "нелегалов", но сегодня он преподает в русле гражданской самозащиты. Причем, преподает так, как редко кто, не забывая о психологической и юридической стороне уличной схватки (и не только ее).


Общие вопросы:

1. Характеристика стиля (школы, направления) в одном предложении


- Прикладной рукопашный бой. Предназначенный для решения служебно-боевых задач, а также для гражданской самозащиты.

2. Девиз стиля (школы, направления)

- "Я всегда прав"

3. Истоки (начало) направления (когда и кто основал)

- Был коллектив. По словам моего тренера (Н.И. Колотова) создали где-то между серединой 20х и серединой 30х гг., в предвоенный период.

4. Конечная цель занятий (идеал, к которому идет занимающийся), физические и психические качества, которые он должен обрести

- В смысле «физики» в первую очередь человек должен быть хорошо координирован, обладать хорошей реакцией и выносливостью. Функциональная силовая подготовка очень важна, но сила сама по себе не играет решающей роли. Хотя исключения встречаются. В смысле психики должен быть атакующий тип характера, совмещающий жесткость и гибкость, хитрость. Владеть инициативой. Если инициатива не за тобой, ее надо перехватывать. И даже если проигрываешь, ты должен прессинговать. Причем не только в бою, в всегда. Ну, и наблюдательность в сочетании с функциональной психологической реакцией. Все подмечать и использовать в свою пользу. Понимать, когда надо давить, а когда хитрить. Когда работать первым номером, когда вторым. Опять-таки не только в бою, но всегда и везде. Такой тип характера у нас целенаправленно формируется.
Боевая анкета-5: ПРБ ВКЗ (прикладной рукопашный бой, версия Колотова-Зайчикова)


5. Методика обучения

- Пожалуй, скажу так - имитационная с постоянным усложнением. На всех этапах тренировочного процесса идёт имитация реального боя. Естественно, с разной степенью сложности. У нас есть определенная группа базовых движений, которые входят практически во все приемы. Курсант сначала знакомится с этими базовыми движениями. Потом совершенствует их при освоении приемов. Совершенствование базовых движений в свою очередь приводит к совершенствованию базовых приемов.

Никакой прием не изучается изолированно - всегда изучается в различных связках. Все идет на фоне усложнения. Потому что, когда появляются усложняющие факторы, человек теряет технику. Мы эти факторы вводим постоянно - в виде вводных. Например, сначала исполняешь прием с места, потом ты движешься, или объект движется, или оба движутся и так далее. Это самое простое, есть и более сложные способы усложнения. Это приводит к тому, что даже в незнакомых условиях, при дефиците времени и психологическом напряге техника сохраняется на приличном уровне.

И еще - технику нельзя изучать в отрыве от тактики.

Боевая анкета-5: ПРБ ВКЗ (прикладной рукопашный бой, версия Колотова-Зайчикова)

6. Используемая техника (ударная, борцовская, заломная, т.д.)

- Всевозможная. Удары разными участками ног и рук (например, удар бицепсом), головой. Травмирующие и удушающие захваты не только в бою на грунте, то есть в партере, но и в стойке. В стойке их, практически, не знают, но они очень эффективны. Травмирующий захват, не доведенный до травмы – болевой прием. Разная степень воздействия - что хочу, точнее, что надо, то и сделаю: надо - сломаю, нет такой необходимости – подавлю болью. Приемы задержания и конвоирования. Броски отличаются от спортивных, но, в целом, похожи. Есть несколько бросков с отрывом объекта от грунта и переворотом, они похожи на старые броски из вольной борьбы, сейчас я не видел, чтобы их использовали. Но, в основном, это не броски в чистом виде, а различные варианты заваливания с последующим добиванием. Кстати, заваливание - старый самбистский термин. Причем, заваливания не за счет физической силы или ловкости, а за счет боли. Если речь о самозащите или задержании сотрудниками правоохранительных органов, это "болевые заваливания", без цели причинить травму, если о боевых действиях - "травмирующее заваливание", с причинением травмы. Широко применяем укусы, есть специальная техника этого дела.
Движения в нашей системе состоят из хлеста и жесткой конструкции. Хлест, условно говоря, это последовательное включение кинематических звеньев биокинематической цепи тела и конечностей с акцентированием на последнем этапе. При этом необходимо чтобы в каждый момент работали только мышцы-агонисты, т.е. обеспечивающие движение в нужном направлении, а антагонисты, обеспечивающие движение в противоположном направлении и тем замедляющие и ослабляющие основное движение, были выключены. Причем, агонисты должны работать в синергии, т. е. совместно с мышцами в собственно движении не участвующими, но обеспечивающими его эффективность, например, закрепляя какие-то участки биокинематической цепи, придавая ей эффективную конфигурацию и так далее. Без этого не только движения тормозятся и ослабляются, но и направление движения различных частей тела может не совпадать с основным, заданным импульсом, уменьшать его.
В конце каждого движения нужно создать из своей биокинематической цепи жесткую конструкцию, чтобы не было никакого демпфирования, амортизации. Чтобы позвоночник в основном работал на сжатие, а не на изгиб. Чтобы суставы, которые должны выпрямляться, выпрямлялись до конца. И опять же, при полном задействовании агонистов и выключении антагонистов. Благодаря жесткой конструкции мы вовлекаем в движение практически всю массу тела. Если же конструкция не жесткая, то тело не становится монолитным, поддастся пассивному сопротивлению мишени, отдельные части тела продолжают движение после того, как оно должно быть уже завершено. В движении все части тела должны работать на усиление инерции. В конечный момент они должны дойти до пика и тело должно представлять собой максимально жесткую конструкцию. И тогда создаваемое усилие увеличивается намного.

7. Тактика направления

- Атака и встречная атака. У нас нет защиты или контратаки. Психологическая установка сначала защита, а потом контратака – потеря времени и темпа. У нас защита – это всегда встречная атака. Нельзя допускать, чтобы тебя ударили первым - неизвестно кто тебя будет бить, сумеешь ли защититься, и после пропущенного хорошего первого удара навыки самозащиты тебе могут уже не понадобиться. Поэтому надо уметь читать намерения противника и до схватки, в ходе неё - по особенностям речи, по невербалке, по микромоторике лица и тела, по направлению и характеру взгляда. Много есть признаков, которые говорят о том, что объект на тебя нападет, какое движение он готовит. И его надо его упредить.
Самый простой способ для самозащиты - разорвать дистанцию. И противник тебя уже не достанет. В принципе это пассивная защита, но она может помочь избежать схватки. В схватке он тоже используется, маневр называется "отскок - наскок". Противник на меня кинулся, я отскочил, он провалился, и я тут же на него бросаюсь. Похоже на сайд степ в боксе, но более эффективно.

8. Наличие учебно-тренировочных боев (спаррингов). В каком виде, по каким правилам проводятся?

- Именно учебно-тренировочные бои у нас есть. От спаррингов УТБ отличаются тем, что каждый раз каждый из бойцов получает свою задачу. Например, один получает задачу действовать первым номером. Другой должен перехватить инициативу и сам действовать первым номером. Или работать только вторым номером. Также ставится задача как закончить схватку - нейтрализацией различной степени жесткости или задержанием. Перед боем или даже в ходе боя кто-то из бойцов может внезапно получить задачу задействовать какое-нибудь оружие. В зависимости от степени подготовки: лучше подготовленный может получить задание действовать на 25% усилий, менее подготовленный - на 50%. Это более выгодно тому, кто слабее, так как он получает больше возможностей действовать. Опытные ребята работают с интенсивностью до 95%. При этом удары в голову наносятся только мягкой рукой. Шлем от наших ударов не защищает.
Могут поступить вводные в ходе схватки. Например, работать только левой рукой. Это полезно, так как в ходе настоящей схватки можно повредить руку, и тогда такой навык более чем пригодится. Кстати, я рекомендую приходить на тренировки несмотря на легкие травмы - учись работать, не задействуя травмированную конечность, чтобы твой потянутый локоть или голеностоп не нагружались.
Может быть задача - остановить объект и убежать. Схватка может начинаться в разных условиях. Например, оба бойца стоят спинами друг к другу. Или один стоит за спиной другого. Или оба лежат.
Схватка идет до трех ударов подряд в зону нокаута, преимущественно в голову, шею. Или же это может быть травмирующий или удушающий захват. Термина "болевой прием" у нас нет.
И все это должно быть в рамках боевой задачи. Побеждает то, кто выполнил боевую задачу. Если я поставил задачу бойцу провести щадящую нейтрализацию, а он жестко свалил противника, и стал пинать ногами в голову - он проиграл. Потому что задачу не выполнил.
Или есть задача нейтрализовать противника и убежать, а он вместо этого берет объект на конвоирование, то задачу он тоже не выполнил. Если есть задача провести задержание, а ты вместо этого его лупишь так, что наносишь травмы - ты схватку проиграл.
Это обязательно для гражданской самозащиты, потому что человек должен понимать, что он делает. Уметь дозировать степень воздействия. Даже сейчас где-то в 60% случаев при самозащите человек получает наказание по суду. В советское время вероятность попасть на зону была около 100%. Поэтому ты должен приучаться работать в границах правового поля. На каждой тренировке я провожу мини-лекции по психологии и юридическим моментам.

При этом надо обязательно "бутафорить", т.е. стараться обмануть противника, воздействуя на его психику различными способами. Например, у нас в схватках при попадании на травмирующий, болевой захват не хлопают ладонью, а орут. Ребята специально этому учатся, так как есть шанс, что в реальной ситуации противник может от неожиданности несколько ослабить захват и тебе удастся вырваться. А сам ты учишься не вестись на крики, и захват не ослаблять.
"Бутафорка" - это комплекс приемов и средств, направленных на дезориентацию объекта перед схваткой, в ходе схватки.

Боевая анкета-5: ПРБ ВКЗ (прикладной рукопашный бой, версия Колотова-Зайчикова)

9. Физподготовка (общая и специальная) - в том числе работа с отягощениями, свободными весами, своим весом

- Общей физической подготовки у нас нет. Вся физическая подготовка строго функциональна.

Есть 3 комплекса упражнений:
- Темпо-силовой комплекс без отягощения
- Темпо-силовой комплекс с отягощением (мешок с песком, с которым делаются базовые движения)
- Изометрический комплекс

10. Работа против группы

- Работа против группы - это в основном тактика. Стандартно учу работать против двух и трех противников. Старшие и наиболее талантливые ребята могут работать и против большего количества.

11. Работа против оружия/с оружием

- Конечно, есть. Мы учимся работать с ножом, палкой, топором (саперной лопаткой), автоматом и пистолетом как холодным оружием, а также импровизированным оружием. И, соответственно, против всего этого.

12. Работа на земле (в партере)

- Есть жесткая работа в партере, которую отличает от спортивной травмирующее воздействие.

13. Работа в нестандартных условиях, от нестандартных противников (в воде, в темноте, ограниченном пространстве, от собаки и т.д.)

- К примеру, есть работа в воде и под водой, тут имеется разница, в ограниченном пространстве, есть особенности работы на склоне, на скользком грунте и так далее. Работа против собаки есть, но я ей не учу – животное после этого умирает, да риск серьезных покусов велик.

14. Психическая подготовка

- У нас есть психическая и психологическая подготовка. Психическая подготовка - это работа над собой. Психологическая - это умение влиять на другого.

15. Другие эффекты от занятий (оздоровительный, развивающий и д.р.)

- Есть. Например, я перестал участвовать в УТБ только 7 лет назад, а мне 75 лет. И еще. Жена младше меня на 22 года и полностью мной довольна. Это я к тому, что у нас имеется специальный комплекс упражнений, направленный на повышение сексуальных возможностей. Есть лекции и консультации по технике и психологии секса. Использование женского «контингента» - обязательный навык нелегала. Ну, и тот тип характера, который мы формируем – развитие в чистом виде. На отдельных семинарах я знакомлю курсантов с особенностями отношений в разных сферах жизни, в зависимости от типа характера контактера и так далее.

16. Уникальные особенности направления (стиля, школы)

- Сказал выше.

17. Применение в жизни (случай самозащиты, когда занимающийся смог защитить себя с помощью данного направления).

- Случаев было много и раньше я их записывал. Интереснее, когда слабый мог победить сильного. Например, ко мне как-то пришел парень, а с ним его девушка. Худенькая, невысокая. Она училась в училище имени Сурикова. Как-то на перемене она увидела во дворе мужчину, который убегал от кричащей девушки. Девушка кричала, что он украл ее сумку. Моя ученица подбежала к нему и провела прием с воздействием на глаза. Вор упал, и его задержали.

Второй случай. Проходила у меня двухнедельный интенсив одна женщина. Где-то через год после этого вечером, подойдя к своей машине, увидела, что ее пытается вскрыть какой-то мужик. По ее словам, выше ее на полголовы. Она нанесла грабителю два "тарана" (есть у нас такой удар руками) в голову. Свалить не смогла. Он отлетел, ошеломленный, видимо, в грогги. Она немедленно залепила ему в пах ногой. Он упал, она села в машину и уехала.

Обычно хватает пары ударов ногой или рукой. Человек после этого ложится.

Доп. вопросы:

18. Есть ли инструкции по советской системе в письменном виде?

- Мой учитель Н.И. Колотов говорил, что были, были даже кинограммы, которые можно было просматривать на монтажном столе. Возможно, и сейчас сохранились. Но для этого нужен допуск в ведомственные архивы.

19. Есть ли у вас ученик, которого вы можете назвать своим продолжателем?

- Продолжатели есть, но в полном виде систему никто не взял. Да и я сам не очень хочу давать все непрофессионалам. Изменилось общество, изменились его ориентиры, приоритеты. Видимо, целостную систему унесу с собой.

 

 

Автор Михаил Диденко

 


Вернуться назад