ОКО ПЛАНЕТЫ > Школа командиров > Теория выживания. Введение. Главы 1-3

Теория выживания. Введение. Главы 1-3


1-02-2008, 21:15. Разместил: Князь

 

Введение.

Плох тот командир, который отдает приказ «Умри, но сделай». Правильно должно звучать «Сделай и не умирай».

 

Когда то давно, во времена моей молодости, построив своих пацанов, я им рассказывал примерно так… Сразу переведу на современный язык, вернее, как бы это звучало сейчас.

Я бы им говорил – из вас, из-за того, что вы попали сюда, прямо сейчас не получились хорошие программисты и менеджеры. Но вы все равно имеете шанс ими стать. И у вас, кроме того, в последствие, будет одно большое преимущество – случись что, вы все равно сумеете стать потом теми, кем захотите. Потому, что вас здесь научат делать невозможное и оставаться живыми в любых условиях. Дальше все зависит от вас самих. Потом вы сумеете заменить тех, кто эту науку не прошли. По одной очень простой причине - даже самый средний живой специалист лучше самого хорошего неживого. Он имеет возможность учиться далее и хорошим в конце концов стать.

Поэтому все те, кто верит в вечную жизнь своей бессмертной своей души и считает, что все, что совершается, происходит по воле божьей и бессмысленно этому противостоять, те, кто уверен что в этом мире справедливость есть и она обязательно восторжествует, стоит только появиться с небес кому-то, могут совершенно спокойно закрывать этот раздел и идти читать далее разнообразные эзотерические сайты, либо двигаться в сторону храма избранной вами религии. То, о чем речь пойдет дальше – это не для вас. Это будет жестко, зло и будет противоречить многим привычным на сегодняшний день законам и традициям. Просто дайте возможность прочитать это членам вашей семьи, возможно не все из них думают так же, как и вы, и они в отсутствие в доме мужика сами попытаются что либо предпринять. Хоть будут примерно знать, что им предстоит, и не погибнут глупо от незнания элементарных вещей.

Сразу же должен сказать главное условие – человек погибает, как правило, не из-за того, что он попал в такую ситуацию, а что он позволил себе в нее попасть. А если попал, то поддался панике и стал таким же, как все. Или потерял волю к жизни.

Человек вообще крайне живучее существо, способное прожить практически везде и выжить в совершенно, со стороны глядя, невыносимых условиях, даже не обладая специфичными знаниями. Смерть, как правило, происходит из-за потери сопротивляемости. Сломается что-то в душе – и все. Будешь тянуться сцепив зубы – выкарабкаешься.

Конечно, хорошо быть крепким накачанным спортсменом без вредных привычек, но это не определяющее условие. Главное – ваши собственные душевные установки – выжить во чтобы то ни стало самому и сохранить жизни тех, над кем вы берете опеку. И сохранить трезвость ума и способность соображать в жестких экстремальных ситуациях. А этого нам обещают много, так что без практики не останемся, к сожалению.

Я попробую рассказать только основные, элементарные моменты, из расчета на городскую аудиторию. Просто потому, что эта наука насквозь практическая, а рассказывать тонкости практики считаю совершенно бессмысленным мероприятием. Это только на собственном опыте приходит, на собственных шишках и кровавых мозолях. От множества других наставлений подобного рода попытаюсь отличаться тем, что те по шаблонности мышления ориентированы, как правило, на здоровых мужиков и не рассчитывают, что в составе группы будут слабые и беспомощные. И, конечно, не могли предусмотреть такую ситуацию. Туристов попрошу на первых порах не перебивать и не критиковать – у вас есть опыт и практика, но это не турпоход. А я пытаюсь писать для неподготовленного человека, поэтому в некоторых местах могу быть избыточно занудливым, а в некоторых наоборот – слишком скакать по верхам. Поэтому, если есть четкие конструктивные советы – пожалуйста, буду только рад, а критику попридержите главы хотя бы до третьей. Поверьте, ножками я оттопал вряд ли меньше вашего и не под крышей ночевал тоже. Поэтому, если я говорю что-то, не совсем то с точки зрения туриста правильное, это наверняка будет иметь объяснение и продолжение в дальнейшем. Все повествование будет искусственно приведено под формат информации от Фонда, то есть, имеем в виду описанную ситуацию ими – жизнь в условиях землетрясений, усугубленных техногенными катастрофами и массированного затопления территорий. Лучше прочитайте внимательно первоисточник. Если кто, прочитав, считает, что выжить в таких условиях невозможно – тоже закрывайте раздел.

 

Глава 1.

Оценка ситуации

 

Вначале поговорим в общем. Сначала стратегия, а к тактике действий перейдем потом, когда будем четко осознавать, что нам светит в будущем, что угрожает, и где эти угрозы мы можем минимизировать просто своим месторасположением, чтобы можно было немного заняться собой и бытом, а не только постоянной борьбой со стихией.

Нам, в принципе, почти неизвестно, что нас может ожидать. А так как вести борьбу непонятно против кого или чего невозможно, давайте сделаем некоторые допущения и попытаемся смоделировать ситуацию, в рамках которой будет вестись это повествование.

Берем за основу информацию ФПСМ и пытаемся что-то противопоставить нарисованной ими радужной перспективы.

Исходных данных вполне достаточно, чтобы взглянуть на карту, лучше, конечно, топографическую, но сойдет и обычная, и представить, на каком свете мы находимся согласно своему географическому месторасположению – на этом, или уже почти на том.

Давайте прикинем, что «хорошего» мы можем ожидать. Читаем письмо Фонда из факсовой рассылки – далее – Первоисточник, вводим поправки по посту Golova от 22.05.2006 – это где-то в самом начале обсуждения, и получаем, что нас ждет скорее всего смещение полюсов Земли (нам неудобство именно от этого только в том, что компас будет показывает цену на дрова в бухте Тикси, а не то, что мы от него ожидаем), но это означает для нас лично сильнейшие подвижки земной коры, всеобщие разрушения различной степени тяжести, связанные с этим пожары и техногенные аварии и катастрофы. Плюс самое неприятное – это удар водяной волны. На суше мы как-то бы смогли побарахтаться, но вот в чуждой нам стихии это получится недолго. Поэтому самое первое, от чего мы должны спасаться – это от воды. Смотрим сначала на общую карту территории бывшего Союза – мы ведь все родом из детства. Кому будет максимально плохо – правильно, живущим на побережьях. Поэтому тем рассуждать не надо, им главное - это скорость перемещения оттуда. А теперь смотрим, куда им надо максимально быстро перемещаться, и кому тоже стоит не зевать. Для этого смотрим на карты Скалиона (карты будущей поверхности Земли), карты затопления по регионам, нанесенные места неприемлемой сейсмической активности и предполагаемых тектонических разломов. С самими картами поотдельности можете ознакомиться на сайте Freeglobus по адресам ____________ (карты и адреса вставлю чуть позже). Посмотрите – картина не очень то радостная. Предполагаемых относительно безопасных мест не так много, как хотелось бы. Где-то в трех из них угнездился и наш Фонд, но нам на первых порах это даже не столь важно. Для начала требуется выбрать направление, куда двигаемся от воды. При этом желательно не попасть в сейсмически чрезмерно активную зону и не влететь под что-то рукотворное, но не менее убийственное.

Теперь немного поподробнее про воду – откуда чего ожидать. Если принимаем данные Первоисточника, то получается, что произойдет смещение полюса (раз Австралия оказывается в зоне низких температур, а Антарктида тает). То есть, гдядя на карту мира, можно представить, что происходит движение сверху-справа вниз-влево. Так, по моему, доходчивее, чем у Зетов. То есть сам полюс «переезжает» в Канаду, а мы оказываемся ближе к экватору. При этом Евразийская плита наезжает на Южноамериканскую, в результате чего Южная Америка уходит вниз. Вырастают горы на месте Средиземного моря и далее на запад. Но это все глобально, нас больше интересуют проблемы в нашей местности. При таком развитии событий как будет вести себя вода? Воды Ледовитого океана сначала «отступают» от побережья, а потом накатываются назад, отразившись от противоположных берегов. И двумя потоками слева и справа от Урала несутся в сторону Каспия и к Алтаю, затапливая полностью все находящиеся там земли. Справа – Восточно-Сибирское нагорье, посередине – Урал, левее Жигули и Среднерусская возвышенность. Еще левее - отроги Карпат. Со стороны Атлантического океана удар волны прямой, не откатный. Верхним «ограничителем» будет Скандинавия, и вода через Балтику и низменности севера Европы пойдет в сторону Черного моря, немного ослабленная возвышенностью возле Минска, и обтекая ее, двумя рукавами в сторону Киева. Гарантированной будем считать отметку высоты 200. Посмотрите на эту карту – архипелаг, с самым большим островом в районе Селигера, и продолжающийся более мелкими островами на юг, через Курск, с небольшим уклонением на восток. Вот это, видимо, и будет та территория относительной безопасности – центр плиты, толстый слой осадочных пород, большая высота над уровнем моря.

Теперь каждый заинтересованный смотрит на карты и выбирает себе наиболее оптимальный маршрут. Не по этим, конечно, картам на Портале, а по подробным «двухкилометровкам» своей местности. Компас, предположительно, будет показывать что угодно, поэтому гарантированно ориентироваться можно только по названиям населенных пунктов и каким-то местным хорошо приметным местам.

Расстояние перехода получается не такое уж и невозможное – километров 600-700. Это в основном. Мне примерно столько же. Если вода не покроет сушу мгновенно, а будет в запасе хотя бы пару недель, то почти комфортные условия. Плохо только, что не для нас, а для естественного отбора.

Дальше я, как житель Украины, буду рассматривать не что-то вообще, а возьму свою конкретную ситуацию. А вы, глядя на карту, сразу рассчитывайте свою.

Далее будем разрабатывать маршрут и тактику движения в соответствии с имеющейся географической ситуацией. Пока внимательно смотрим на карту и запоминаем. Она нам еще здорово пригодится.

 

Глава 2.

Разработка маршрута и планирование.

 

Итак, мы смотрим на общую карту территории, и вычисляем, как мы пройдем. Получается неплохо, вроде нет ничего невозможного, и дней через десять похода (отбрасываем пока всякие мелочи, мыслим стратегически) мы вполне можем оказаться на гарантированной суше.

Мысленно то мы уже созрели, и неизбежность этого шага прочувствовали. Переходим к практической реализации. Совершаем первое движение в этом направлении – встаем со стула и идем. Нет, не туда. В книжный магазин. За двухкилометровыми либо километровыми картами, благо они сейчас общедоступны. Нам понадобится по среднему раскладу купить примерно три таких карты, своей местности и далее до предполагаемой конечной точки. С маршрутом я вам, извините, не помогу. Ведь надо не только смотреть на карты, но и представлять себе немного эти места – просто сужу по себе – там, где на карте в моих местах тонюсенькой синенькой ниточкой обозначен канал осушительной системы после хорошего двухдневного дождя возникает такая полоса препятствий, что эти два-три километра луга по карте день на местности придется форсировать. Одному, конечно, проще, а вот имея «прицеп» быстро не получится.

Вернулись? Теперь разворачиваем карту и начинаем ее внимательно изучать. Предполагается, что учить читать карту я вас не буду, это уж как-то сами, разве что упомяну несколько раз про какие-то моменты.

Итак, сначала прикидывем себе общий маршрут движения. Мне вот, например, необходимо попасть как минимум на местность, высота которой гарантированно выше двухсот метров. Все остальное потом, проблемы будем решать по мере их поступления. Смотрю на карту. Чернигов находится в зоне предполагаемого затопления. Ближайшие от меня «сухие» точки – это почти строго на восток или на северо-восток. Примерно равноудалено. Но, выбирая восток, у меня по ходу движения на пути как минимум два серьезных форсирования рек – большая и широкая Десна с ее быстрым течением и более спокойный и менее широкий Сейм. Все равно достаточно серьезная преграда. Если же я выберу северо-восточный путь, то серьезных рек на пути нет ни одной, так, по мелочи. Но зато этих мелочей достаточно много. И тут по карте, ни разу не побывав на этой местности, очень тяжело отдать предпочтение, по какому направлению будет легче. А побывав в этих местах, я выберу, конечно, северо-восточный вариант. Маршрут надо выбирать не только более короткий, а еще и более скоростной, неизвестно ведь, с какой скоростью будет прибывать вода. Кроме того, желательно миновать места, насыщенные всяким рукотворным , а, следовательно, несущим еще и техногенные опасности. Намечаем основные реперные точки на маршруте движения – более мене крупные населенные пункты и рисуем между ними линии..

Теперь достаем уже двухкилометровку и начинаем составлять маршрут более тщательно, прокладывая его там, где будет меньше препятствий разного рода. Это ведь нам только кажется, когда мы едем на машине, что за окном все прекрасно и замечательно. Попробуйте проехать вашим если не каждодневным, то хотя бы хорошо знакомым маршрутом, только глядя с другой точки зрения – сколько на пути возникнет препятствий, если что. Сколько мостиков могут обрушиться, где асфальт «сползет», если будут очень сильные ливни, сколько деревьев завалится на дорогу при урагане. И вообще, не рассматриваем маршруты на транспорте, только ножками. Если у вас в гараже не стоит БМП или БТР, то другого плавающего транспорта, способного ездить не по дорогам, а направлениям, просто не существует.

 

Теперь по прокладке маршрута. Как показывает практика, путь не совсем по прямой, а по ломанной линии, то есть обходя низины – дожди еще никто не отменял, и мочить ноги будем только по необходимости, а не там, где этого можно избежать – получается более быстрый. К тому же нам необходимо ориентироваться, где мы собственно сейчас находимся. И ночевать где-то надо. Так что маршрут прокладываем с учетом захода, или прохождения рядом с населенными пунктами. Обращайте особое внимание на мелкие речушки, болота и осушительные системы – небольшая на первый взгляд водная преграда на карте на самом деле может потребовать день времени на форсирование. Избегайте больших открытых пространств – легко потерять ориентировку. К тому же, если вокруг довольно густо расположены села, а именно в этом месте на карте возникает пятно пустого места, стоит задуматься, почему люди не захотели там селиться. Не ведите маршрут вдоль берегов равнинных рек – поймы их как правило труднопроходимы из-за различной «мелкой», не обозначенной на картах воды (мелкой не по глубине, а по размеру). Придерживайтесь обозначенных на карте проселочных дорог. Вообще, ведите маршрут по ориентирам. Стоит внимательно рассматривать не только пеший, а еще и водный путь – текущая в нужном направлении река, даже если это против течения, есть вполне приличная дорога при наличии лодки (а где есть река, лодку всегда найти можно).

На этом пока стратегическое планирование заканчиваем и переходим к более прозаичным мелочам.

 

Глава 3.

Опять общие, но достаточно неприятные моменты. Про которые вспоминают, когда уже поздно.

 

Понятно, что никто не предпримет ни одного движения, даже направленного на сохранение собственной же жизни, пока к этому не будет совершенно реальных, конкретных предпосылок. Ну маршрут нарисовали, много времени не заняло, да и полезно даже вроде, научились немного в карте разбираться, заодно посмотрели, что же в окрестностях есть. Кто-то может даже сподобиться и на природу разок выехать, комаров покормить. Но на всякий случай прикиньте, все в том же варианте игры, если ЭТО действительно случится, чем вы реально располагаете, и где можно будет быстро дооснастится. И заодно продумайте, каким составом в случае чего вы готовы будете выступить. И каково реальное время на сборы по свистку. Родные – это понятно, куда же от них денешься. А какова степень их готовности, есть ли у жены что-то на ноги, не имеющее высокого каблука, вообще, что нужно не только вам лично, а всему составу? И может план будущих закупок одежды и обуви стоит немного скорректировать. И может где-то в числе друзей есть медик, желательно хирург, еще желательнее, чтобы он писался через букву «и», а не «е». И какова реальная грузоподъемность всего коллектива? Вообще, готовы ли вы сами жить, но в землянке под дождем, или все-таки лучше помереть, но сидя в удобном кресле – это примерно так damkin выразился. Обладаете ли вы хоть какими-то полезными в заданных условиях знаниями? Может стоит немного поднатаскаться, пока Инет есть, в новых, незнакомых пока темах? Хотя бы по верхам. Ведь виртуальная подготовка не требует каких-то значимых материальных затрат, все это идет пока на уровне игры. Стоит еще разок поизучать карту, чтобы прикинуть полезность какого-то места, может где-то поблизости находятся армейские склады, а там всегда много чего интересного будет, и маршрут соответственно с учетом этого перечертить Раскладку по времени попробуйте сделать – сколько на каком участке вы сможете реально пройти за день и ужаснитесь. Только расстояние не сантиметрами по карте меряйте, а знакомой мерной дистанцией. От дома до работы, например. Сколько это по карте – сантиметр, два? Короче, попытайтесь глубже вникнуть в проблему. Оно не вредно, мало ли когда сможет пригодится. Думайте не о возвышенном, а о самых элементарных вещах – чем и как почистить зубы, во что вы положите соль, как развести огонь в сыром лесу, как можно поспать, если все насквозь мокрые, а дождь не прекращается. И темнеет уже. Что делать, когда размокла или потерялась единственная карта. И чем обрезать задравшийся ноготь. Вообще, попробуйте прокрутить в голове движение в заданных условиях на уровне игры, но приземлено, пошагово. Только сразу отмените в мыслях голубое небо, теплую приятную погоду и возможность в любой момент, когда надоело, сесть на машину и вернуться домой к горячей ванной и полному холодильнику. И мягкой теплой кровати. И возможности отдохнуть денек-другой. Реалистичнее так подойдите. Чем кто заболеет на следующий день, какие слова вам скажут, и какими методами вы собираетесь поддерживать порядок. Где вы наберете воды и в чем будете хранить какой-то ее запас? И кто именно это потащит. В какой посуде и как вы сможете приготовить что-то съестное, да чтобы всем хватило.

Ведь, решившись на это, наступает другая жизнь. И с большой вероятностью на третий-четвертый день (это я оптимист) кто-то сляжет с приобретенной или хронической болячкой и просто умрет без привычных условий и медицинской помощи, как бы мы не кляли нашу медицину. И придется прямо по месту копать могилу и хоронить. Так может дать возможность человеку умереть, не мучая его долго и не мучаясь физически самим? Душевное – то такое, переживем. Человек умер, но он ведь затормозил всех на два-три дня. А ведь заранее было известно, что так и произойдет.

Что, неприятно читать? Слова праведного гнева возникают? Давайте, переживу. Только все равно прав буду по конечному результату. Когда умер один человек – это трагедия, когда десять – горе. А когда тысяча – это уже статистика. И смысл всего этого текста, чтобы в статистику самими как раз не попасть.


Вернуться назад