Финансовой грамотности сегодня обучают даже совсем маленьких детей. Между тем недавно американские специалисты определили, какой ценный урок, детям могут преподать их же родители. И, как ни странно, речь идёт об умении жертвовать своими денежными средствами.
Этот вопрос подробно изучила группа исследователей под руководством Эшли Лебарон (Ashley LeBaron) из Аризонского университета. Учёные выяснили, каким образом финансовые привычки передаются из поколения в поколение, а уроки, полученные в раннем детстве, способствуют личному и финансовому благополучию в дальнейшем.
Согласно более ранним работам, большую часть информации о финансах дети узнают от своих родителей. В предыдущем исследовании Лебарон подчеркнула, важность передачи опыта взаимодействия с деньгами младшему поколению.
Для проведения нового опроса специалисты пригласили 115 человек. Среди них были студенты колледжа, их родители и бабушки с дедушками.
Всех испытуемых спрашивали, что именно они узнали от своих родителей о финансах и обращении с ними. Старшее поколение также рассказало, какие знания о них передало своим детям.
Таким образом, перед авторами работы предстала полная картина того, как финансовые уроки передавались через поколения.
Что интересно, участникам не задавали прямых вопросов о финансовой помощи другим людям. Между тем почти 83 процента из них отметили её как важную часть финансового образования, которое они давали или получали.
"Когда вы думаете о деньгах и о том, что дети узнают о них от своих родителей, то большинство не думают о благотворительности как об основном принципе финансовой грамотности. Мы склонны больше размышлять о планировании бюджета, сбережениях и подобных вещах. По этой причине было удивительно и в то же время здорово увидеть, что финансовая помощь другим людям была распространённым явлением", – отмечает Лебарон.
Каждый из участников назвал свои мотивы воспитания в детях желания оказывать материальную помощь нуждающимся. Одни хотели зародить в малышах чувство религиозного долга, другие – желание помогать и отдавать.
Обычно старшее поколение отмечало три разных типа благотворительности.
Во-первых, денежное пожертвование. Во-вторых, акт доброты, которое включает в себя добровольные подарки или оказание помощи нуждающимся. Например, обеспечение питанием бездомных людей или приобретение рождественских подарков для небогатых семей.
Третья категория охватывает финансовые решения, принимаемые взрослыми в интересах детей или семьи. Например, иногда родители могут пойти на некоторые материальные жертвы, чтобы записать ребёнка на спортивную секцию, в музыкальную школу или же отправить его в отпуск.
Как объясняет Лебарон, обучение детей таким вещам полезно для них самих.
Так, с практической точки подрастающее поколение постигает основы финансовой грамотности: учится планировать бюджет и экономить. В частности, некоторые участники исследования рассказывали, что с раннего возраста у них были банки с деньгами. Одна предназначалась для накоплений, другая – для расходов, а третья – для пожертвований.
"Если определённый процент ваших денег идёт на пожертвования, это уже начало планирования бюджета", – констатирует Лебарон.
Авторы работы также считают, что уроки благотворительности также могут помочь подготовить почву для более счастливого и здорового будущего.
"Щедрые люди, как правило, счастливее других и имеют более здоровые отношения с окружающими. Так что дело не только в финансовой грамотности детей, но и в аспектах их будущего благополучия", – объясняет Лебарон.
Родители, которые имеют "добрые" финансовые привычки, должны показывать их своим детям, отмечает автор работы. А ещё лучше – включать подрастающее поколение в сам процесс. Можно, например, отправлять небольшие суммы в поддержку каких-либо краудфандинговых площадок. Авторы проекта "Вести.Наука" (nauka.vesti.ru) часто рассказывают о стоящих разработках, которые удаётся воплотить в жизнь подобным образом.
Лебарон и её коллеги также обнаружили, что и сами дети влияют на финансовое поведение старших членов семьи.
"Родители, бабушки и дедушки признавались, что осознавали тот факт, что дети наблюдают за ними и учатся финансовому взаимодействию и ценностям. Это побуждало старшее поколение больше отдавать, чтобы показать хороший пример", – говорит исследовательница.
Научная статья по итогам работы опубликована в издании Journal of Family and Economic Issues.