Мышление — процесс коллективный
Один из крупнейших кустов ста наиболее плодовитых учениками
математиков, которые на сегодняшний день выучили и вывели в свет 21 382
ученика, но в начале были тесно связаны и между собой.
В 1996 году профессор математики и Миннесотского университета, Манкано
Гарри Бернард Кунс, захотел узнать имя научного руководителя своего
научного руководителя — своего научного «дедушки». Так появился проект
Генеалогического древа математиков. Сейчас это сетевая база данных,
которая выдаёт «академическую» родословную конкретных математиков, как
современных, так и живших в прошлые века. При этом в базу занесены все
математики, когда-либо защитившие докторскую диссертацию где-либо в мире
— по состоянию на сегодняшний день в базу занесено 178 тысяч
персоналий.
И, как выяснилось, слова о научной школе и наследовании знаний в цепочке «учитель-ученик» — это не пустой звук
Результаты кластеризации показывают, что вся эволюция математического
мышления и его пространственного расширения может быть разделена на 84
родословных и что 65% ученых в базе данных «произошли» от двадцати
четырех «первых математиков».
Самая большая интеллектуальная сеть (более 56 000 последователей), была основана в 1415 году итальянским врачом Сигизмундо Покастро (1379–1473). Вторая по величине математическая школа (около 19 000 последователей) была основана русским математиком Иваном Долбня в конце XIX века. Для сравнения, «отец немецкой математики», Готфрид
Лейбниц, имеет в этой базе всего лишь чуть более 10 000 последователей и
учеников.
Интересно, что в Википедии или в общественном сознании вы найдёте весьма
скромный след об этих основателях математических школ, в то время как
небольшой итальянский город Виченца отвечает за львиную долю успехов
европейских математиков, а провинциальный белорусский Пинск вполне можно
назвать родиной русской математической школы.
Географическая сеть математиков
Некоторые страны, такие как США, производят математиков, которые
остаются там. Другие производят математиков, которые имеют тенденцию
перемещаться по всему миру. Наиболее важными экспортерами математиков
являются Россия и Великобритания. При этом всего семь стран в мире
оказались родиной для 80% от общего числа ученых, попавших в
анализируемую базу персоналий.
Крупнейший исторический макросоциолог Рэндалл Коллинз (р.1941) в 1998 г.
написал книгу The Sociology of Philosophies: A Global Theory of
Intellectual Change, которую на русский язык перевел Николай Розов.
Коллинз показывает, что мышление коллективно и рассредоточено во времени
и пространстве истории. Нет по отдельности великих мыслителей,
философов, ученых, предпринимателей и даже в каком–то смысле
национальных «стран» и крупных городов, которые гарантировано порождают
знание. А есть цепочки поколений школ «учитель-ученик», формирующие
последователей, и складывающиеся вокруг них интеллектуальные сети, в
которые объединяются современники, в результате чего в местах
интеллектуального притяжения возникают научные школы, центры,
организации, города, языки и университеты.
Первоисточник новости и её расширенный перевод на русский, в котором данные о математиках дополнены данными о других ветвях научного знания.
Вот почему я агитирую обучать детей на русском — вне зависимости от
того, какой из местных диалектов сегодня является модным для целей
нацстроительства. И обосновано считаю, что цивилизационный успех к,
например, Украине, может прийти только в варианте того, если с отходом
от русского там решат обязательно и без дураков заставить всех в
совершенстве владеть английским, как в Малайзии. Ну и обеспечат приезд в
Куев толпы математиков из Гарварда или Оксфорда.
Потому что мышление, как оказалось — процесс коллективный.
И это, кстати, ответ на вопрос, почему я в России.
Алексей Анпилогов
Вернуться назад
|