ОКО ПЛАНЕТЫ > Тема дня > Время отдыхать в России
Время отдыхать в России25-07-2016, 07:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
В Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня»
прошла пресс-конференция заместителя руководителя Федерального агентства
по туризму Сергея Корнеева, посвященная запуску программы продвижения российского туризма «Время отдыхать в России». – Сергей Евгеньевич, Вы частый гость в ТПП РФ, участвуете во многих наших мероприятиях. Расскажите о новых программах и маршрутах по России. – Есть разные вариации туров. И программы, конечно, разрабатываем не мы, а турагентства, они оформляют их с точки зрения интереса маршрутов и создают бренды из этого. Многие программы рассчитаны на иностранных граждан и связаны с Вологодской, Новгородской и другими областями. Туры в те регионы связаны не только с историей, но и с религией нашего государства: монастыри, соборы. Многие церкви западной Руси будут интересны иностранным гражданам, ведь там проходил путь из варяг в греки. Основные проблемы, в том числе обсужденные, например, во Франции, состоят в отсутствии туристической информации по России. Международные туроператоры спрашивают нас, насколько безопасно можно путешествовать? Нашей целью стоит продвижение реальной информации и повышение качества туризма, чтобы люди знали, за что платят и какого качества стоит ожидать. – Могут ли регионы продвигать свои маршруты самостоятельно? – Каждый регион может продвигать себя сам, и многие делают это вполне успешно. Сейчас существует около 200 туристических центров, которые затрагивают муниципальные и маркетинговые структуры своих регионов для профессионалов отрасли как российских, так и зарубежных. Что такое эта маршрутная стратегия? Регионы продвигают себя сами, причем, как правило, четких границ регионов не существует. Переезжая из Московской в Тверскую область, турист не переходит в юрисдикцию другого региона. Интересен опыт организации советского туризма. На иностранном туристе СССР заработал несколько миллионов долларов, были разработаны тысячи маршрутов. Из них остались на слуху лишь те, которые пользовались бешеной популярностью и были удачно поставлены: «Золотое кольцо России», ставшее международным брендом и давшее возможность развиваться многим городам, и «Белые ночи Ленинграда». Например, проект «Золотое кольцо России» в следующем году будет отмечать 50-летие. Журналист Бычков написал целую серию очерков по данной теме. В 2012 году Министерство культуры РФ начало разработку маршрута «Русские усадьбы», связанного с южными усадьбами Центрального федерального округа. Он охватывает целый пласт не только культуры, но и истории как для европейских, так и азиатских туристов. Другой маршрут, разработанный министерством, – «Серебряное ожерелье России», охватывающее регионы Северо-Западного федерального округа. В разработке находится маршрут «Русская Арктика». У нас пока не развито арктическое побережье, но стоит задействовать имеющийся потенциал. Реки России, являющиеся национальным достоянием, тоже интересное направление с различными вариациями. Вокруг рек создавалось наше государство. Речные маршруты были более востребованы иностранцами. Среди маршрутов – «Шелковый путь» – коридор международного шелкового пути, «Песочное кольцо», «Дальний Восток». Бренд «Шелковый путь» очень популярен среди туристов, поддерживается Китаем и другими странами. Во всем этом нас активно поддерживают регионы. – Интерес к внутреннему туризму – показатель состоятельной страны. Насколько ощущается этот интерес у россиян? – В большинстве стран с таким богатым потенциалом, который есть у нас, в Германии, США и т. д. 70–80% туристов предпочитают путешествия внутри своей страны. Мы нагоним скоро эти страны, пусть и потеряв 10–15 лет после развала СССР. Туристическая структура научилась выживать в новых условиях, появились точки роста. Хозяева регионов стали что-то делать для туризма. Следующий шаг – государство начинает само спонсировать развитие туризма, видя в этом заинтересованность. Кстати, наши турфирмы при работе с клиентом сталкиваются с проблемами: их тысячи раз возили в развитые страны Европы и Азии, они знают те страны, как свои, а свою страну знают во много раз хуже. Турфирмы не всегда умеют эффективно представить требуемое клиенту: не знают ни гостиниц, ни интересных маршрутов помимо уже изъезженных. Мы хотим ликвидировать такую безграмотность в сфере внутреннего туризма. Еще одним из аспектов развития является продвижение гостиничного дела. Мы за то, чтобы наши отели были с официальными звездами, чтобы было гарантировано качество обслуживания в соответствии с заявленной ценой. Мы продвигаем внутренний туризм в СМИ. Без спроса не будет и предложения, а спрос характеризуется осведомленностью населения. Регионы тоже должны помогать туристам, подсказывая, где разместиться, что посмотреть, и т. д. Мы привыкли видеть рекламу туров в разные страны, туры же по РФ почти не рекламируются. Если же страна интересна своему туристу, она будет интересна и иностранным гостям. Многие европейские города живут за счет туризма. Необходимо вытянуть наши города на подобный уровень, в особенности маленькие населенные пункты: Углич, Мышкин и т. д. – Вы упомянули, что программа работает уже год. Есть ли статистика, меняется ли интерес россиян к поездкам по России и как поменялись туристические маршруты иностранцев, кроме Москвы и СПб? – Интерес существенно увеличился. Это процесс не одного месяца. Но можно сказать точно: те регионы, которые активно продвигают себя в туризме, и не только в рамках нашей программы, сейчас не испытывают проблемы в наплыве туристов. Они решают другую проблему – недостаток инфраструктуры. Спрос сформировался, и им придется развиваться. Такие регионы, как Калининградская, Белгородская, Новгородская, Тверская, Тульская области и юг России сейчас снимают «сливки» и получают те доходы, которые в других сферах экономики достигались бы гораздо дольше. В этих регионах загрузка близка к 100%. Наша задача теперь – добиться активного привлечения иностранного туриста. Во Францию, к примеру, люди приезжают снова и снова. Нужно пробудить интерес различных слоев населения, чтобы было интересно как предпринимателю, так и семьям с детьми, чтобы человек понял, что в российских регионах есть много мест, которые заслуживают внимания. Мы получили около 600 запросов, в которых к нам обращались с просьбой продолжить кампанию, включить новые регионы и т. д. – Путешествия по России предполагают развитую транспортную инфраструктуру, билетную политику… – Тут все неоднозначно. С одной стороны, билеты дорогие, хоть государство и субсидирует перевозки. Но все чаще говорят, что перевозки на дальние расстояния по воздуху и не могут стоить дешевле. Но ведь можно передвигаться не только при помощи самолета. Мы очень активно работаем с РЖД. Более того, не обязательно «брать» бешеные расстояния сразу, как из Москвы до Камчатки. Варианты есть разные. По сравнению с прошлыми годами, мы имеем каждый год прирост в туризме до 10-15%, в то время как в мире уже 5% прироста является успешным показателем. Это огромный экономический стимул для создания новых дорог и путей сообщения. – Вы сказали, что поступило около 600 запросов. Они поступали к власти от коммерческих организаций? – От всех. Преимущественно к нам обращается туристическая администрация. Вся эта маркетинговая программа реализуется в рамках программы развития внутреннего туризма, сама программа говорит о следующем: должны по идее обращаться общественные организации, муниципальные организации и бизнес. Те регионы, которые я упоминал, туристически ориентированные, они посылают по 5-10 предложений регулярно. – Как конкретно будет продвигаться часть этих проектов, о которых было сказано? – Эти проекты закладываются и сводятся в брендовые маршруты, мы предлагаем единый бренд. Мы продвигаем его всеми способами: привозим по новым маршрутам журналистов, объединяем региональные ознакомительные поездки воедино, рекламируем вплоть до граффити, проигрываем ролики в кинотеатрах. Мы всех адресуем на Национальный туристический портал (https://russia.travel). Портал, где можно узнать всю существующую информацию, он также дает возможность туристам рассказать после о поездке, там же можно узнать, насколько интересным является посещение отдельных регионов. – Есть ли плановые или желаемые цифры продвижения популярности России как туристического центра? – Что касается цифр, уточняйте их на нашем сайте, в том числе с разбивкой статистики по странам. Я остановлюсь лучше на тенденциях, которые мы видим. Драйвером развития для нашего туризма является Азия. Китай за последние два года обогнал Германию. Мы приняли около миллиона китайских граждан, включая туристов с бизнес-целями. Очень интересна для нас Япония, поскольку японцы известны как путешествующие люди. Но они трепетно относятся к вопросам безопасности: данную информацию для них нужно подтверждать многократно, включая экологические требования. Также те страны, которые мы сами рассматриваем как возможность для туризма (Вьетнам, Таиланд), тоже заинтересованы в поездках в РФ. Они получают информацию и пользуются у нас речными круизами: так как для них это в диковинку, необходимо предоставлять все по высшему разряду. Несмотря на пессимистические прогнозы по поводу Европы, я уверен, что из основных стран, таких как Италия, Франция и другие, мы получим прирост не менее 16%. Мы используем новое информационное поле, и это работает. Если Россия готова принять такое колоссальное мероприятие, как чемпионат мира через два года, то это говорит о росте культуры туризма. Говоря про валюту, туристам сейчас даже выгоднее приехать в Россию из-за соотношения курса доллара/евро и рубля, чем в страны-соседи. Та же Япония при изменении курса йены блестяще использовала эту возможность себе на пользу: создавались новые отели, рос спрос. Но само по себе это не работает, нужно эту информацию правильно подать, это уже работа для журналистов. Предоставить как выгодную акцию, например, поездку по России бизнес-класса по цене эконом. Долго такая ситуация не продлится, так нужно использовать эту возможность. XXI век включает в себя две революции: туризма и новых технологий. Только в прошлом году туристических поездок было осуществлено порядка 1,2 млрд. – Цель туризма в России – сделать его всесезонным. Сейчас лето, насколько справляются пляжные зоны с наплывом отдыхающих, хотят ли иностранцы ехать на российские курорты? – Для нас сейчас планкой развития нового туризма является Сочи. После олимпиады мы получили новую инфраструктуру этого города, теперь другим придется волей-неволей на нее равняться. Но и город Сочи не стоит на месте: недавно появился горный туризм, взятый из Альп, включающий снежные прогулки, маунтинбайкинг и т.д. Прогнозы на всесезонность Сочи почти одинаковые и летом, и зимой. Российские города становятся мультизадачными: в Анапе лучше отдохнуть летом с семьей, в Геленджике можно подлечиться, в Сочи приехать на электричке к морю и обратно уехать, покупавшись. Тем же Сочи интересуются сейчас иностранцы, в прошлом году были чартеры из Ирана. В этом году количество чартеров в Россию еще увеличилось и в Москву, и в СПб, и в Сочи. Об этом задумался и Китай: пусть им сложно сделать будет чартерные рейсы, но регулярный туристопоток стабилен. На горнолыжных курортах все больше появляется европейцев: и немцы, и французы. Для туристов из Азии более интересна старая часть Сочи с курортной зоной отдыха. В Европе даже за огромные деньги невозможно порой получить квалифицированную медпомощь. В том же Геленджике находится 30-40 высококвалифицированных специалистов, способных оказать экстренную помощь на месте. Проблему, которую стоит решить, это языковую. Целью станет выход санаториев на международный уровень. – Говоря об Арктике… Какой проект сможет привлечь туристов и какой досуг будет распространен там? – Арктика уникальна тем, что это не Турция. Туда не нужно привлекать всех туристов. Арктическая программа, например, активно продвигается в Китае, потому что для китайцев северное сияние имеет некое мистическое значение. Нужно развивать инфраструктуру для различных целей: некоторые сибирские города будут предлагать короткие вылазки, некоторые подольше. Северная культура пока не очень развита и не рассчитана на широкие массы. Другая сфера – северные круизы. Многие мировые туристические компании активно следят за тем, как круизы происходят в российских зонах в Арктике. Другая арктическая программа – в Ямало-Ненецком автономном округе. Многие люди не подозревают, что это находится не так далеко от Санкт-Петербурга. Программа называлась «Чумовые выходные», от слова «чум». С таких интересных программ и стоит начинать. Для туристов – возможность посмотреть природу, а для местных жителей – смысл сохранять и развивать инфраструктуру, сохраняя традиции. – Вы коснулись советского времени. При всех недостатках туризм был очень развит за счет социальных факторов, все было доступно большинству населения. Сегодня высокие цены на поезда даже на небольшие расстояния при несвоевременной покупке убивают туризм. Дешевле будет слетать в один конец. Также цены в Крым, как известно, скакнули. Что делать? – Разве у нас ездят пустые поезда или летают без пассажиров самолеты? У транспортных компаний тоже есть своя экономика, и если билеты раскупаются, то это говорит о том, что цена адекватная. Для туристических компаний сейчас выделяются миллиардные субсидии на перевозки, особенно для пожилых людей и для молодежи. Программы по перевозкам с Крайнего Севера и Дальнего Востока развиваются и субсидируются каждый год. Недавно они добавились в Крыму. Путешествовать можно по-разному, используя различные виды транспорта. Появляются ЖД чартеры. Что касается развития, Министерство культуры с 2012 года внедряет программу детского туризма. Так, программа «Град Петров» субсидируется из государственного бюджета. Правительство РФ приняло важное решение, когда для детей круглогодично появляются скидки на перевозки. – Видно, что Южный Урал включился в программу. У нас развит активно туризм в виде походов и сплавов, но это больше привлекает жителей Челябинской области. Есть ли какие-то возможности Южного Урала привлекать туристов со всей России? – Туризм возникает на местах, и если хочется большего, нужно сделать так, чтобы и европейцам, и азиатским туристам было интересно самим выбрать данный край для туризма. Урал, как область, воспринимается вкупе с горами, которые являются сильнейшим брендом сами по себе. Мы поддержим ребят с удовольствием, природная и экологическая составляющая там на уровне. Западные партнеры начинают интересоваться данной областью, это очень важно. Не забывайте и о военно-промышленной части туризма, и на него тоже найдется спрос. Елена Заровная,Антон Добровидов Вернуться назад |