В январе 2016 года в Приморье были завершены строительно-монтажные работы на Нарвинском тоннеле. Ожидалось лишь разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. И вот этот день настал.
В Хасанском районе Приморского края состоялось торжественно открытие Нарвинского тоннеля — первого в стране экологического тоннеля, длина которого составляет почти 600 метров. Главной целью данного проекта является обеспечение беспрепятственного перемещения по территории заповедника «Земля леопарда» для занесенных в Красную книгу гигантских кошек. Вместе с этим автомобилисты смогут сократить свой путь по Нарвинскому перевалу.
«Трудный ребенок»
Этот проект губернатор Приморья Владимир Миклушевский не зря назвал «трудным ребенком». Ввести в эксплуатацию тоннель было действительно очень и очень проблематично. Сроки постоянно сдвигались по разным причинам.
Напомню, что с 1 марта 2012 года стартовала реконструкция, которая включена в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», участка автодороги Раздольное – Хасан на 74-79 км Нарвинского перевала. По словам бывшего директора департамента дорожного хозяйства Алексея Ширшова (своего места он лишился как раз из-за несоблюдения графика сдачи проекта), ввести в эксплуатацию тоннель в 2013 году не получилось по причине осыпания грунта 25 декабря 2012 года. Комиссией была выявлена серьезная проблема: «порода оказалась не той, на которую рассчитывали проектировщики», — сказал руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов, который также присутствовал на церемонии открытия тоннеля.
В 2014 году переделанный проект должны были представить на государственную экспертизу, но документы шли очень долго. Кроме этого, в ходе реконструкции были выявлены дополнительные непредусмотренные работы, стоимость которых составила 461 млн рублей. Вся работа встала, средств не хватало, а сроки все сдвигались. Открыть тоннель в 2015 году также не удалось. И вот только сейчас вся эта огромная работа по ограничению воздействия на поверхностную флору и фауну Приморья завершилась.
Самая
редкая кошка
Строителями всего мира было признано, что именно эко-тоннели позволяют сохранить природу на подобных территориях, – автомобили смогут "нырять" под землю, а леопарды будут спокойно путешествовать по привычным для них маршрутам. Все дело в том, что случаи ггибели дальневосточного леопарда под колесами автомобиля не являются редкостью.
«Ежедневно по трассе Раздольное – Хасан проезжают более 100 фур, и это не считая легкового транспорта. Поток машин с приближением лета будет нарастать, поэтому мы предлагаем также установить на трассе дорожные знаки, предупреждающие о возможном появлении хищников знаки, а также отпугивающие животных светоотражатели», – рассказал директор Амурского филиала WWF России (Всемирного фонда дикой природы) Юрий Дарман.
За год на трассах Приморья погибли три амурских тигра и леопард. Тоннель разводит по разным уровням автомобильную трассу и один из основных путей миграции занесенных в Красную книгу кошек в пределах Хасанского района. Стоит вспомнить гибель знаменитого леопарда Меамура: осенью 2015 года он был сбит автомобилем. Сейчас планируется установить памятник, который будет представлен либо в виде листа металла, либо камня с отверстиями, что имитируют пятна на леопардовой шкуре. Он станет не только напоминанием о той трагедии, но и предупреждением для водителей, чтобы те были более осторожны и внимательны на дорогах.
Леопардов в России осталось не так много, пусть за последние 5 лет численность этой редкой дикой кошки и увеличилась с 30 до 80 особей. А в окрестностях перевала, по словам директора заповедника «Земля леопардов» Татьяны Барановской, сейчас живут 9 леопардов со своими малышами. Обеспечение семей леопардов является очень важной задачей, что позволит сохранить «душу региона».
«По последнему слову техники»
Итак, смету в размере 1,8 млрд
рублей соблюли. Доставить все оборудование было действительно сложно, ведь оно
изготавливалось на заказ в разных частях страны. Как рассказал главный
энергетик АО «Примавтодор» Антон Военков, тоннель оснастили по
последнему слову техники — самыми современными инженерными системами
пожаротушения (удерживает пламя 2 часа), оповещения, охраны и связи.
Проезжая часть на въезд в тоннель и водоотводные лотки подогреваются. Территория круглосуточно освещается.
В ближайшее время на тропе, по которой хищники перемещались на протяжении веков, установят фотоловушки — с их помощью экологи будут наблюдать за возвращением леопардов на привычный маршрут.
«Мы вернем то, что в свое время отняли у природы», — сказал Сергей Иванов.
Кроме этого, сделан большой
шаг вперед в развитии дорожной инфраструктуры, что позволит увеличить в
ближайшем будущем туристический поток, ведь Хасанский район является одним из
самых привлекательных районов края. Согласно стратегии социально-экономического
развития Приморского края до 2025 года, число туристов, проходящих через эту
территорию, должно увеличиться
до 10 млн в год.
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/society/stroili-stroili-i-nakonets-707/