ОКО ПЛАНЕТЫ > Тема дня > 5 хобби, которые тренируют мозг. 10 таинственных феноменов мозга, которые мы только начинаем понимать
5 хобби, которые тренируют мозг. 10 таинственных феноменов мозга, которые мы только начинаем понимать26-07-2015, 08:13. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
5 хобби, которые тренируют мозгПочти у каждого из нас есть какое-нибудь хобби. Кто-то собирает марки, кто-то коллекционирует кузнечиков, кто-то - бегает в парке. Увлечение увлечению рознь. Лучше проводить свободное время с пользой для ума. ПазлыЗаслуга изобретения пазлов принадлежит одному безвестному учителю географии XVIII века. Для лучшего усвоения материала он разрезал географическую карту на куски, после чего просил учеников подбирать недостающее к карте "звено".
Пазлы и сегодня используются как средство для развития логики, пространственного мышления, внимания, моторики и терпения у детей. Но не менее полезны пазлы и для взрослых людей. Они отлично развивают мозг. Кроме того, пазлы способны улучшить дисциплину. Если у Вас появится привычка каждый вечер проводить по полчаса над пазлами, она будет намного полезнее для развития мозга, чем привычка, например, сидеть перед телевизором. Изучение языковОбразованные люди XIX века в большинстве своем знали по три и больше языка. При этом они не считались полиглотами. Знать по пять языков было практически нормой. Современный образованный человек знает в лучшем случае два языка. Это уже хорошо. Исследования, проводимые в европейских школах, показали, что дети, изучающие два языка, лучше запоминают информацию, обладают лучшими способностями в комбинаторике. Результаты экспериментов, опубликованные в журнале NeuroImage показывают, что изучение языков также способствует росту гиппокампа, части лимбической системы мозга, отвечающей за память и эмоции. Учить иностранные языки полезно и детям, и взрослым. Пожилым людям это хобби помогает отстрочить деменцию памяти и избавить от возможности старческой болезни Альцгеймера. ВидеоигрыВидеоигры, за увлечение которыми детей обычно принято ругать, могут положительно сказываться на развитие мозга. Во-первых, они развивают в человеке способность к многозадачности. Американские ученые Бавелир и Грин из Рончестерского университета провели эксперименты, в результате которых оказалось, что геймеры лучше решают стратегические задачи и способны запоминать более сложные алгоритмы.
Во-вторых, как установили те же специалисты, игра в "стрелялки" типа Quake и Call of Duty, может помочь человеку улучшить показатели "ночного зрения". Во время войн с монстрами, которые часто происходят в полутьме, человек привыкает различать оттенки серого, что также может пригодиться в жизни. В 2013 году в Университете Айовы было проведено исследование, которое дало сенсационные результаты. 681 пенсионеров-участников эксперимента смогли замедлить процессы старения вплоть до 7 лет. Как выразился доктор психологии Джеймс Аллайне из Университета штата Северная Каролина: "Компьютерные игры для мозга, то же самое, что и физические упражнения для тела". Во всем, конечно, нужна мера. Мозг можно "прокачать" даже играя, главное не злоупотреблять, иначе "эльф 50-го уровня" может потерять способность к социализации. Занятия спортомКак ни притягателен образ измученного недоеданием и долгим сидением за работой гения, стоит сказать, что он далек от правды. Умнейшие люди во все века посвящали значительную часть своего времени физическим упражнениям. Сократ был борцом, Кант в день в обязательном порядке проходил по Кенигбергу десяток километров, Пушкин был хорошим гимнастом и стрелком, Толстой вообще гири тягал. Ганеман, создатель гомеопатии, в своей автобиографии писал: "И здесь я не забывал заботиться физическими упражнениями и свежим воздухом о той самой силе и энергии тела, которая одна лишь способна противостоять нагрузке умственных упражнений". Греческое понятие "калокагатии", когда ценность человека определяется сочетание как его духовного, так и физического развития было придумано не случайно. Физическая активность так же необходима мозгу, чтобы развиться, как и корпение над учебниками. В 2010 году в журнале «Neuroscience» были описаны данные экспериментов над обезьянами.Те из них, кто делал физические упражнения, усваивали новые задачи и выполняли их в два раза быстрее чем те приматы, которые не делали зарядки. Физические упражнения улучшают нейронные связи в мозгу, усиливают кровоток и способствую более продуктивной работе мозга. Мы не призываем сегодня же идти, записываться на тайский бокс, но начать бегать под силу каждому. Экипировки - минимум, пользы, в том числе и для мозга - максимум. Музыка МоцартаТо, что музыка Моцарта положительно влияет на метаболизм организма и мозговую активность было доказано серией исследований. Сначала музыкой австрийского композитора "заряжали" одну группу растений, вторая тестовая группа росла без музыкального сопровождения. Результат был убедительным. Растения-меломаны созревали быстрее. Потом музыку Моцарта слушали лабораторные крысы, они быстро "умнели" и проходили лабиринт значительно быстрее, чем крысы из "тихой" группы. Испытания на людях также проводились. Те, кто слушал Моцарта, в ходе эксперимента улучшили свои результаты на 62 %, люди из второй группы - на 11%. Это явление было названо "эффектом Моцарта". Установлено также, что прослушивание произведений гениального австрийца беременными женщинами положительно влияет на развитие плода и протекание беременности. Сделайте прослушивание Моцарта своим хобби. Достаточно слушать в день по 30 минут Моцарта, чтобы заметить результат уже через месяц.
10 таинственных феноменов мозга, которые мы только начинаем пониматьРазум — штука таинственная и изменчивая, но кем бы мы были без него? Тем не менее, иногда логика нас подводит, а глаза играют с нами злые шутки. Мозг трудно изучать, и это касается не только общих научных достижений, но и странных психических явлений. Например, все знакомы с дежавю, но мозг каждый день подкидывает нам другие феномены, которые мы порой даже не замечаем. 1. Как работает «промывка мозгов»?«Промывка мозгов» полностью меняет то, как или о чём человек думает. Порой эту методику используют не для благих целей — например, на военнопленных, похищенных и других людях, находящихся в положении подчинения. Но это, по сути, уже крайняя форма «промывки мозгов». Во-первых, «промывка мозгов» — это уничтожение всего, во что жертва верит. Это необходимо, чтобы начать с чистого листа, отпечатать новые мысли, идеи и ценности. Это странное сочетание умственного и физического насилия плюс обещание скорого избавления от мучителей, так что условия для манипуляции идеальны. После того, как сломленный человек начинает считать, что во всех отношениях был не прав, он начинает опираться на суждения человека, который только что его сломал, чтобы снова получить хоть какую-то картину мира. Как мы уже говорили, вышеописанная методика — это крайний случай. Есть и другие методы «промывки мозгов», менее очевидные, но происходящие ежедневно. К ним можно причислить рекламу, предназначенную явно для манипуляции и изменения образа мышления. Любые организации или учреждения, которые вербуют людей в свои ряды, прибегают к общественной пропаганде. Даже пытающиеся порой манипулировать вами друзья «промывают» вам мозги, правда, в лёгкой форме. Как на деле работает «промывка мозгов», известно мало. Не установлено, насколько успешны различные методы, потому что официальные опыты по понятным причинам считаются нарушением этики. Почти всё, что мы об этом знаем, рассказали военнопленные, но вопросов остаётся ещё очень много — например, насколько эти методы эффективны и как долго действуют. Исследования солдат не смогли окончательно ответить на эти вопросы, но это, похоже, во многом зависит от самосознания человека и силы его характера. 2. Почему некоторые люди не способны распознавать лица?Прозопагнозия — это расстройство, при котором человек не может узнавать и распознавать лица, причём даже лица друзей или близких родственников. Расстройство также может проявляться, как неспособность распознать выражение лица, возраст человека или установить зрительный контакт. Страдающие от прозопагнозии люди испытывают трудности с обработкой других визуальных сигналов, например, с трудом распознают ориентиры или неодушевлённые предметы, связанные с каким-то человеком (например, не могут узнать чей-то автомобиль или дом), а порой даже могут испытывать трудности с идентификацией животных. Долгое время считалось, что прозопагнозия — это результат травмы головы, но теперь мы знаем, что около 2% людей с этим заболеванием рождаются. Считается, что врожденная прозопагнозия вызвана дефектом развития части мозга, отвечающей за распознавание предметов и дальнейшего использования этой информации — веретенообразной извилины. Но даже с новыми знаниями прозопагнозию трудно диагностировать, потому что человек часто находит другие способы узнавать людей, чтобы компенсировать свою неспособность распознавать лица. 3. Как мы концентрируемся на нужных нам звуках посреди шума?Коктейль-пати эффект — это наша врождённая способность отделять важную информацию от фонового шума. Например, вести беседу с одним человеком посреди переполненной комнаты, где все разговаривают. Это явление было трудно изучить, потому что проверить точный неврологический ответ на конкретный стимул сложно, но кое-что наука смогла выяснить. Исследователи из Университета Калифорнии в Сан-Франциско подсоединили сеть электронных датчиков непосредственно к головному мозгу пациентов, страдающих от тяжёлой формы эпилепсии, которым была назначена операция на головном мозге. Затем их попросили прослушать запись шумной беседы, а компьютеры в это время регистрировали их мозговую деятельность. Исследователи смогли не только определить, что слышали испытуемые, но и узнать, что мозг настраивался только на речь определённого типа. Вместо того чтобы отфильтровывать информацию вроде фоновых разговоров или музыки, слуховой аппарат её просто игнорировал. Эти данные могут быть полезны для лечения проблем, связанных с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации. Также данные показывают, что наш мозг уже давно умеет то, чего современные технологии распознавания голоса до сих пор не могут — сосредотачиваться на одном источнике сигнала. 4. Почему нам часто снятся вещи, которые мы делали в этот же день?Это явление называется эффектом «Тетриса»: если вы проведёте много времени, занимаясь какой-либо однообразной деятельностью вроде игры в «Тетрис», то ночью вам это приснится. Тому есть логичная причина — это не признак того, что вы просто переусердствовали. Исследователи из Гарвардской медицинской школы предположили, что когда вам снится нечто, чем вы занимались в течение дня, ваш мозг пользуется связанной со сном паузой, чтобы закрепить поведение, которым вы так увлекались во время бодрствования. Участники исследования играли в «Тетрис» по несколько часов в день, и ко второй ночи большинству снились знакомые падающие блоки. Исследователи пришли к выводу, что в первый день мозг не сразу понял необходимость выучить нечто новое, но при повторном длительном сеансе игры «выключатель щёлкнул», и это вызвало обработку информации во время сна. Группа, состоящая как из новичков в игре, так и из опытных игроков, показала одни и те же результаты. Другая тестовая группа, состоящая из людей с расстройствами памяти, подобного эффекта не продемонстрировала. Это доказывает, что сны о «Тетрисе» не являются признаком «тетрисовой наркомании» — просто мозг продолжает учиться, пока остальная часть нас выключается на ночь. 5. Почему мы видим несуществующие узоры?Апофения — это технический термин для описания распространённого переживания, когда вы видите картинку, которой на самом деле не существует: например, мы видим чьё-то лицо в подгорелом кусочке хлеба или пятне. Поэтому мы в тёплый солнечный день можем валяться на травке и угадывать, на что похожи облака. Константинс Раудив Первые намёки на то, что именно при этом делает мозг, пришли из совсем другого исследования — «голосов духов». Латвийский психолог Константинс Раудив записывал то, что называл «разговорами духов» и что остальной мир называл «статическими помехами». Другие учёные не слишком серьёзно относились к претензиям Раудива на то, что он слышал в своих записях какие-то связные голоса, но потом поняли, что он таким образом иллюстрировал способность мозга организовывать и обрабатывать информацию так, чтобы она приобретала для нас смысл. Наше выживание как биологического вида в значительной степени зависело от способности собрать воедино разрозненную информацию для создания общей картины. Эта способность настолько укоренилась в мозге, что иногда он сильно ошибается в попытках распознать образы и в результате видит лица на стволах деревьев или в облаках. 6. Эффективна ли многозадачность?Способность работать в многозадачном режиме часто поощряется на работе, но последние исследования показывают, что это не так эффективно, как принято думать. Сканирование мозга, проведённое во время многозадачной работы, показало, что вместо того, чтобы за раз выполнять несколько задач, люди просто переключаются с одной задачи на другую. Кстати, так и появился термин «переключаться на задачу». Многозадачность не слишком-то эффективна, несмотря на то, что многие до сих пор верят в то, что чем больше вещей сделаешь в одно и то же время, тем быстрее добьёшься цели и получишь результат. На деле многозадачность чревата потерей эффективности в размере до 40% в течение дня. Вы можете считать себя более продуктивным и успешным, но в конце дня наверняка устанете сильнее, да вдобавок ещё и расстроитесь из-за того, как мало успели сделать. Но многозадачность бывает разной: например, физическая деятельность совсем не мешает деятельности интеллектуальной — поэтому мы можем слушать аудиокнигу во время прогулки с собакой. Недостатком такого вида многозадачности является то, что она серьёзно ограничивает наше восприятие окружающего мира. 7. Почему мозговой штурм не работает?На первый взгляд мозговой штурм может показаться отличным способом найти новые идеи и творчески подойти к решению проблемы, но на деле он имеет обратный эффект — во время мозгового штурма человек становится менее творческим и концентрируется на развитии чужих идей, а не предлагает свои. Существует несколько причин, по которым мозговой штурм не работает, но основная причина в том, что люди очень-очень ленивы. Исследователи из Техасского университета в Остине называют это «социальным шараханьем»: люди просто присутствуют при мозговом штурме, выслушивают чужие идеи и изредка вносят свои, лишь ненамного отличающиеся от уже выдвинутых. Другие же не решаются высказать свои идеи из страха быть осмеянными группой, особенно после того, как услышат несколько неплохих предложений. Легче объяснить, почему вы согласны с остальными, чем пойти на риск и начать отстаивать собственные идеи. Если учесть, что большинство мозговых штурмов длятся гораздо дольше, чем обычно длится творческий подъём, то встречи, нужные для поиска новых идей, на деле просто всех раздражают. 8. Есть ли природный талант?Когда речь заходит о врождённом таланте, люди начинают противоречить сами себе. С одной стороны нам постоянно говорят, что мы способны на всё, что мы можем стать кем угодно, если будем работать достаточно упорно. С другой стороны некоторые люди, кажется, просто созданы для выбранной ими области — может, у них даже есть «природный талант». Как обычно, истина находится где-то посередине. Выпускница Джульярдской школы и инструктор молодёжи в Колледже Болдуин-Уоллес Дианна Ричардсон считает, что сырой, не оформившийся природный талант действительно существует. Он проявляется у молодых студентов, которые работают по собственной инициативе, не опускают руки и заинтересованы в дальнейшем развитии. Но никакой сырой талант не может развиться без работы над ним. Дианна Ричардсон Мотивация и практика для развития таланта очень важны — чтобы стать экспертом в какой-либо области, требуется в среднем десять лет. Талант можно рассматривать скорее не как склонность к определённой профессии, а как совокупность личностных качеств, благодаря которым человек с большей вероятностью может преуспеть в той или иной области. Наша личность и потребности постоянно меняются, и это одна из причин, почему некоторые люди не могут «открыть» свои скрытые таланты, пока не становятся старше. Такое случается, когда внешние факторы (без поощрений, тренеров или наставников) заставляют идти к цели. А цель сначала нужно перед собой поставить. 9. Почему инвалиды чувствуют фантомные конечности?Многие люди с ампутированными конечностями сообщали, что их конечности болят. Иногда это не боль, а просто лёгкое чувство. Эти фантомные ощущения часто испытывают не только инвалиды. Вам казалось хоть раз, что в вашем кармане больше нет телефона, или, наоборот, вы злились, когда чувствовали, что он звонит на беззвучном режиме, а потом понимали, что никто вам не звонил? Это один и тот же эффект. Исследователи из Университета Вандербильта установили, что разные части мозга связаны с определёнными частями тела, например, рукой или ногой. Когда конечность удаляется, то существующие в мозге связи остаются активными, пока мозг не обновит «карту тела» и не свыкнется с тем, что конечности больше нет. У людей, чувствующих фантомную вибрацию телефона, развиты аналогичные нейронные структуры. Странно, но у тех людей, которые не расстаются с телефоном, мозг начинает распознавать его как придаток. Это объясняет, почему нам кажется, что мы свои телефоны чувствуем и слышим вызов, даже если забыли телефон дома или в машине. Это можно считать поводом для беспокойства — вот насколько мы уже привязаны к технологиям. 10. Почему мы видим что-то, когда закрываем глаза?С этим эффектом мы хорошо знакомы, но, как правило, не задумываемся о нём. Если вы потрёте закрытые глаза, то «увидите» виртуальную радугу из цветных фигур и линий. Это называется фосфенами — глаза и мозг работают вместе, а мы в результате видим странные визуальные маркеры. Мы видим фосфены, когда нет внешнего визуального стимула. Это может происходить, когда вы закрываете глаза или сосредоточены на какой-то однообразной картине, где искажена перспектива — например, на тёмном шоссе в ночное время. Люди, проводящие много времени в камерах сенсорной депривации или за медитацией, сообщают о видениях, которые можно объяснить фосфенами. Временные фосфены могут появиться от физического стимулирования глаз — например, при нажатии на глазное яблоко. А серьёзные события вроде черепно-мозговых травм могут создать постоянные фосфены — в этом случае человек будет постоянно наблюдать их, потому что зрительные центры мозга активны при отсутствии внешних визуальных стимулов. Например, когда пациенты в сознании подвергались операциям на головном мозге, они при электрической стимуляции различных областей мозга сообщали, что видели фосфены. При исследовании слепых людей выяснилось, что они тоже видят фосфены, причём видения зависят от того, какая часть зрительной системы повреждена. Видеть их могут не только люди — животные тоже на это способны. Вернуться назад |