Катрин Лежалль (Catherine Lejealle)
Atlantico: Одно из недавних исследований показало, что люди, которым легче оторваться от мобильного телефона, обычно счастливее тех, кто не в силах выпустить его из рук. Что об этом думать и как объяснить?
Катрин Лежалль: В американском исследовании приняли участие 500 студентов, а его результаты говорят, что привязанные к мобильнику люди постоянно напряжены и, значит, испытывают больше стресса и беспокойства и меньше радости. Они ощущают потребность отвечать на сообщения и, следовательно, испытывают возбуждение подобно зверю, на которого ведется охота. Именно эта необходимость быть всегда настороже, готовым в любой момент дать ответ, является причиной стресса. Они сами не дают себе покоя, а их положение в некотором роде напоминает прислугу в прошлом столетии, которой нужно было быть всегда готовой к звонку хозяев.
— Одно из предыдущих исследований показало, что использование мобильных телефонов может улучшить социальные связи и смягчить чувство одиночества. Эти результаты противоречат друг другу?
— Нет, оба этих исследования рассматривают различные стороны мобильных телефонов и, следовательно, дополняют друг друга.
Мобильник позволяет общаться с близкими, делиться чувствами, поддерживать связь на расстоянии. Все это создает прекрасную возможность для того, чтобы преодолеть расстояния и быть рядом с теми, с кем нам хочется. Этот аспект приносит удовлетворение.
Новое исследование проливает свет на ощущение беспокойства, которое вызывает необходимость отвечать на входящие вызовы и неготовность человека просто выключить телефон. Нужно уметь откладывать в сторону мобильник, когда мы занимаемся чем-то важным или находимся с другими людьми. Нужно время от времени отключать телефон или, по крайней мере, найти в себе смелость сказать: «Я тебе перезвоню. Я сейчас занят. Пока у меня нет времени, но через пару часов я с удовольствием с тобой пообщаюсь». Такой ответ начинает становиться нормой, так как означает, что если мы принимаем вызов, то совершенно свободны. Кроме того, человеку сложно делать несколько вещей одновременно, потому что это мешает сконцентрироваться. Работы специалистов в данной области говорят, что постоянные прерывания утомляют человеческий мозг.
— Главная сложность в том, чтобы найти равновесие? Как сделать так, чтобы мобильник не стал источников бед?
— Обязательство непременно ответить на звонок или сообщение навязывается самим человеком. Поэтому нам всем нужно учиться говорить: «Я перезвоню тебе позже». Что касается городского телефона, мы всегда знаем, где находится другой человек, и примерно представляем себе, когда он не занят. С мобильным телефоном такая контекстуальная информация полностью исчезает. В идеале при звонке следует спросить собеседника, удобно ли ему говорить. Нормы приобретают все более четкие очертания, но молодежь обычно не склонна их принимать. Мобильный телефон создал новую парадигму: если у вас есть звонки, это означает, что от вас чего-то хотят, что вы важны для других, поддерживаете связь. В представлении молодых людей, чем больше у вас связей, друзей и звонков, тем вы ценнее. По крайней мере, в теории, потому что на практике это представление сталкивается с естественными ограничениями частной жизни... Нам нужны моменты, чтобы взять паузу и отключить связь. Об этом говорят все опрошенные.
— Какой тип стресса вызывают мобильные телефоны?
— Студенты описали их ощущения следующим образом. Они напряжены, находятся в состоянии возбуждения, их постоянно прерывают, и они испытывают необходимость ответить. Звук звонка становится окриком, настойчивым требованием.
— Какие люди больше всего подвержены этому риску?
— Такая опасность касается в первую очередь двух слоев населения.
Первая группа — это люди без устойчивого трудоустройства, которые постоянно испытывают напряжение, потому что приучили других к тому, что всегда доступны для звонка, даже в самое неподходящее время и на выходных. Нынешнее состояние рынка труда объясняет, почему мы, к сожалению, движемся по этому пути. Стоит задуматься о том, действительно ли все это так необходимо, и способны ли мы эффективно справиться с поручением, если оно застает нас врасплох. В моих собственных исследованиях мне доводилось говорить с людьми, которые жалуются на звонки с вопросами в транспорте, когда у них нет перед глазами нужных бумаг. В таком случае они могут сообщить неверные сведения, подорвав тем самым доверие к себе.
Вторая группа риска рассматривалась в исследовании американских специалистов: это молодежь. В ее сознании прочно утвердилась парадигма вседоступности, быстроты и подвижности. Молодые люди любят общаться, делиться возникающими в тот или иной момент чувствами и комментировать то, чем они занимаются, в коротких форматах вроде чатов и статусов в социальных сетях. Но и у этого есть свои пределы: как и звезды, они временами хотят уйти подальше от огней прожекторов на сцене социальных СМИ.
Катрин Лежалль, доктор социологии и специалист по телекоммуникациям